Онлайн-культура на удалёнке: как сделать созвоны распределённых команд эффективнее

За последние 10–15 лет формат работы IT-команд сильно изменился. Когда я только начинал заниматься разработкой, российские компании были более консервативны, традиционно все сотрудники ежедневно собирались в офисе, а удалёнка была исключением из правил, в то время как международных организациях этот формат был гораздо более распространён — причём не только среди айтишников.

Онлайн-культура на удалёнке: как сделать созвоны распределённых команд эффективнее

В России тенденция перехода на удалённую работу получила значительный импульс только во время карантина, связанного с пандемией коронавируса. Тогда даже тем организациям, которые резко негативно относились к удалёнке, пришлось перевести значительную часть своих сотрудников на дистанционный формат работы. После снятия ограничений многие команды так и остались распределёнными. На рынок труда стали выходить соискатели, которые в принципе никогда не работали в офисе.

Есть база, которая определяет культуру общения распределённых команд.

1. Включайте камеру. На встрече, в которой участвует до 15 человек, камеры должны быть включены у всех. За тысячи лет эволюции человек научился считывать невербальные сигналы собеседника. Камера может быть выключена, если у человека есть весомая причина или формат встречи предполагает, что один участник выступает с презентацией, а другие его только слушают.

2. Соблюдайте тайминг. Этого правила я придерживаюсь не только в онлайн-, но и в офлайн-встречах. Встреча должна быть зафиксирована в календаре, начинаться и заканчиваться ровно в то время, которое обозначили изначально. Если вы опаздываете на созвон, никто не должен вас ждать. После подключения не прерывайте говорящего и не просите повторить то, что было сказано до вас.

Когда отведённое на встречу время истекло, не стоит задерживаться, если у вас стоит следующая встреча, каскадное опоздание — это огромная боль.

Если у вас нет других планов после созвона, конечно, вы можете задержаться с коллегами.

3. Выключайте микрофон, если на встрече присутствуют больше 3 человек. Включайте его только тогда, когда говорите. Прежде чем говорить, поднимите руку, в большинстве сервисов есть волшебная кнопка, в конце концов обозначьте желание высказаться в камеру. Галдёж и гомон не способствуют конструктивному диалогу, к тому же, не стоит забывать про возможные проблемы со связью.

4. Не отвлекайтесь на посторонние вещи. Если вы пьёте, едите или курите во время созвона, вы очень явно демонстрируете, насколько вам неважна встреча. У тебя обед? Не принимай участие во встрече или смести обед, в конце концов, забронируй себе слот в календаре.

Какая разница, если работа делается — главная ошибка руководителя. Лидер таких ошибок не допускает.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там я делюсь инсайтами из мира IT, размышлениями о кадровых проблемах, кейсами и советами по развитию компетенций для IT-специалистов и менеджеров. Никакого информационного шума: говорю только о том, в чём разбираюсь и что хорошо обдумал. Не стесняюсь критиковать привычные методы работы и управления — и вы не стесняйтесь.

33
3 комментария

Хорошие советы для созвонов

1

Согласен со всеми пунктами. Также можно добавить, что важно не только соблюдать правила, но и создавать дружелюбную атмосферу на встречах. Ведь мы все люди, и иногда можно немного расслабиться.

1

Классные инсайты. Я бы еще добавил идею интерактивных элементов на звонках. Например, короткие опросы или голосования прямо во время встречи — помогает удерживать внимание.

1