RDetector — онлайн-кондуктор, который не моргает

На одном из ресурсов с советами для бизнесменов предлагают следующее: чтобы владельцу автобусного парка было проще контролировать выручку с перевозок, необходимо проехать по маршруту в разные дни недели, в разное время суток и посчитать примерное количество пассажиров.

Как считаете, сколько раз надо проехать в автобусе по всем маршрутам, чтобы собрать хоть какую-то достоверную статистику?

Решить проблему можно различными способами. Например, нанять контролера, получив дополнительный расход, или установить турникет, который будет замедлять скорость посадки. Можно воспользоваться сомнительной системой подсчета с низкой точностью и длительным временем обработки информации, а потом вести споры со своими водителями.

А можно научить нейронную сеть точно выполнять нужную задачу и расслабиться. Так появилось высокоточное решение для сбора данных о потоке пассажиров в общественном транспорте. Оно работает на основе искусственного интеллекта и алгоритмов машинного зрения, которые разработали мы — команда Nord Clan.

RDetector в действии: программа показывает общее число пассажиров и детальные данные в разное время дня. 

RDetector: для кого и для чего

Все перевозчики, с которыми мы сейчас работаем, искали решение определенной задачи: контролировать поток денег.

Недостача денег умышленная или случайная, по вине водителя или кондуктора — это основная проблема владельцев автобусного парка. Точный подсчет пассажиров ее устраняет.

После того, как систему подсчета внедряли в автопарк, появлялись новые возможности:

  • Оптимизировать расписание рейсов

Анализируя интенсивность потока пассажиров перевозчик смог эффективно управлять расписанием рейсов: добавлять дополнительный автобус или минимизировать количество транспорта в определенные часы.

  • Контролировать оплату проезда

Получая данные о количестве входящих и выходящих пассажиров в онлайн режиме водитель или кондуктор могут отслеживать количество оплаченных билетов.

  • Определять длительность поездки

Оснастив автобус GPS или Глонасс модулем, RDetector помогает определить, где сел определенный пассажир, где вышел и длительность его поездки.

Изначально мы начали разработку под определенный запрос: подсчет пассажиров в автобусе. Но в итоге продукт подойдет и для других видов транспорта: маршрутки, электрички, поезда, троллейбусы, трамваи, паромы, метро и т.д.

Помимо прочего RDetector может использоваться и «на земле» — в любых помещениях, где необходимо знать численность потока людей. Например, посетителей салона красоты, аптеки, продуктового магазина. Причем данные можно получать со всех торговых точек в единую систему.

RDetector: как это работает

  1. В салоне транспорта над дверным проемом устанавливается камера.

  2. Видеопоток передается в систему RDetector.

  3. Специально обученная нейронная сеть выделяет людей, отслеживает направление их перемещения и выдает результаты подсчета.

В интерфейсе RDetector содержится статистика по каждому дню движения автобуса, а также информация о том, вышел он сегодня на рейс или нет.

RDetector — онлайн-кондуктор, который не моргает

В отдельном окне график показывает загруженность транспорта в течение дня: на временной шкале видны подробные данные по входящим и выходящим людям. Например, в списке можно найти интересующий отрезок времени и просмотреть видео, соответствующее событию подсчета.

RDetector — онлайн-кондуктор, который не моргает

Основной упор мы делаем на получении данных как можно быстрее. У всех наших клиентов был схожий запрос: к моменту сдачи водителем выручки за день владелец автопарка должен знать, сколько пассажиров было перевезено и, соответственно, сколько денег должен принести сотрудник.

Ускорить процесс обработки помогают датчики открытия/закрытия двери. С каждым закрытием двери формируется отдельный видео файл, который обрабатывается уже к следующей остановке. Также можно формировать кусочки видео автоматически при помощи настроек камеры.

RDetector можно настроить индивидуально. Например, если пассажиры входят только через одну дверь, а выходят через другую, или оплачивают проезд при входе или выходе из автобуса. Нейронная сеть посчитает только тех, кто нужен, и выдаст готовые данные.

RDetector: теперь посчитаем математику

Допустим владелец автопарка получает 6000 рублей с одного автобуса в день. По данным наших клиентов, водители могут умышленно или по невнимательности скрывать до 30% выручки. Получается, владелец автопарка недополучает 1800 рублей в день. Это уже 54 000 в месяц с одного автобуса. А если автобус не один, а 10? Уже набегает сумма в полмиллиона.

RDetector: работа над алгоритмом

Мы постоянно обучаем алгоритм по подсчету пассажиров новыми данными и анализируем результаты.

На точность получаемых значений влияет не только «умение» распознавать, в какую сторону движется человек, но и многое другое. Так в начале разработки мы преодолели несколько трудностей:

  • сумки, чемоданы, пакеты, забытые предметы. Конечно, объекты в автобусе могут быть не только с типом «человек». Так, в начале обучения нашего алгоритма, половая тряпка, которую кондуктор положил на пол, упорно выдавала себя за человека. Поэтому в алгоритм было заложено умение определять форму человека и действия, которые свойственны только ему.
  • фары, фонари, вывески. Протестировав работу искусственного интеллекта на полном видео работы автобуса, мы заметили, что блики, которые появляются в темное время суток от проезжающих мимо машин или от огней ночного города, тоже иногда засчитываются за пассажира. Мы доработали алгоритм, чтобы он не реагировал на яркие плоские движущиеся фигуры.
  • мантия-невидимка. Когда мы стали анализировать распознавание в темное время суток, было обнаружено, что пассажиры, которые одеты в черную или темную одежду, не были обнаружены. Это происходило из-за того, что вечером камеры меняют цветопередачу, делают ее черно-белой и контрастной. Мы научили наш алгоритм «видеть в темноте» и справляться с этой погрешностью.

Недавно мы обучили систему отличать детей среди других пассажиров. Теперь их количество не учитывается при подсчете данных.

Сейчас мы работаем над следующими суперспособностями RDetector:

  • повышение точности распознавания для широких дверей автобуса, а именно когда одновременно выходит и заходит большой поток людей
  • распознавание пассажиров в маршрутке. Здесь своя особенность, ведь кто хоть раз передвигался на маршрутке знает, что нельзя так просто взять и не пригнуть голову. А распознавание пассажиров в потоке сгорбленных спин — это уже другой уровень сложности.

RDetector: свой среди чужих

Посчитать пассажиров транспорта можно разными способами, но наше преимущество в том, что мы калибруем точность распознавания для каждого заказчика и работаем над эффективностью алгоритма. После установки системы команда Nord Clan продолжает оказывать техническую поддержку.

Согласно статистике наших клиентов внедрение RDetector позволяет увеличить выручку до +30%. Причем для таких результатов достаточно установить обычный видеорегистратор и никакого дополнительного дорогостоящего оборудования.

2828
9 комментариев

Определенно молодцы! Проект интересный, думаю, от такого бы даже, в дальнейшем, МосМетро не отказалось бы для аналитики. Но, не увидел главного: как фиксируется определенный человек? По походке, по лицу, по какому признаку вы определяете, когда человек зашёл, когда вышел? Я так понял, что вы сохраняете большой объём видео-информации. Это же какие ресурсы нужно иметь, чтобы обеспечить бесперебойную работу хотя бы нескольких крупных клиентов, не говоря уже о популяризации на массмаркете?

3

Вроде вскольз упоминается, что смотрится направление в котором идет человек.
Посчитали сколько вошло, сколько вышло, усреднили, получили более-менее точную цифру с небольшой погрешностью.

2

Данных много, это верно, но у нас нет необходимости хранить их долго, так как нашим клиентам важно получить результат расчета и его подтверждение в течение часа-двух после завершения рейса.
Что касается способа реидентификации, то мы используем два подхода, как с помощью определения лиц, так и определения человека по ряду характерных признаков его внешнего вида.

1. Реально молодцы. Все эти "распознавания" двигают экономику вперед.
2. Современные поколения и не поверят что раньше люди сами себе пробивали билеты)))
3. Как система отреагирует если человек зайдет, спросит у водителя "До туда-то идет... и выйдет"?

2

Система считает только тех, кто прошел в салон. Люди, которые которые зашли, остановились в зоне у водителя, а потом вышли - не учитываются. 

1

Комментарий недоступен

2