3 универсальных приема защиты от манипуляций

Меня зовут Александра Клименко, я продакт-менеджер (теперь уже скорее предприниматель), автор телеграм-канала «Нормально делай, нормально будет» о digital продуктах и основатель Simulator.skillslab.center — онлайн-тренажера для развития навыков soft skills.

Последние 7 лет помимо работы продакт-менеджером я вместе с мужем изучаю переговоры, конфликты и манипуляции в коммуникациях. Именно про манипуляции сегодня и хочется поговорить.

3 универсальных приема защиты от манипуляций

Думаю, хоть раз в своей жизни вы сталкивались с манипулятивным поведением коллег, друзей или родных. Не всегда получается четко объяснить, чем так неприятна манипуляция, а главное — почему так сложно ей противостоять. Чаще всего мы понимаем, что нами манипулировали, уже после того, как отреагировали на ситуацию не лучшим образом.

Я постараюсь рассказать, как мы боремся с манипуляциями сами и учим бороться наших учеников. Для этого сначала давайте посмотрим поближе на механизм манипуляций.

Манипуляция — это скрытое воздействие через вызов у человека определенных эмоций: вины, страха и т.д.

Во-первых, манипуляции могут быть нацелены на получение какой-то выгоды. Вот вам пример ситуации:

На встрече друзей один из них попросил у более богатого друга деньги в долг. В ответ на отказ (у второго принцип — деньги в долг не давать) говорит: «У тебя ведь денег много, а другу помочь жалко!»

Видите здесь манипуляцию? Манипулятор пытается вызвать у друга стыд за его богатство и сыграть на чувстве вины, который требует другу помочь. Чуть дальше мы обязательно поговорим о том, что делать в такой ситуации.

Далее, «долгосрочного эффекта» достигают манипуляции, которые изменяют социальные роли манипулятора и манипулируемого.

Стоп, мы же говорили об эмоциях — причем здесь социальные роли?

Дело в том, что все мы состоим в обществе и играем в нем ту или иную роль. В разных ситуациях Вы можете быть руководителем или подчиненным, родителем, ребенком, другом или коллегой. Но еще у каждой роли есть оттенки, которые делают их сложнее. Так, если авторитету опытного руководителя доверяют без сомнений, то слова слабого или неопытного руководителя могут оспариваться, а задачи игнорироваться без особых последствий. Давайте посмотрим на примере:

Руководитель не первый раз просит опытного сотрудника пояснения в каком-то вопросе. Сотрудник громко (слышно соседям по офису) говорит: «Опять тебе непонятно, что мне, придется еще раз объяснять?»

Видно, что манипулятор пытается вызывать чувство стыда из-за незнания чего-то руководителем. Но конкретной цели вроде бы нет, ведь давать объяснения он не отказывается?

Теперь давайте представим, что таких эпизодов накопилось уже немало, а руководитель на них никак не отвечает. Команде начнет казаться, что у них действительно туго соображающий, не очень опытный руководитель. Кто-то перестанет доверять такому руководителю, кто-то начнет работать менее эффективно, кто-то вообще начнет искать новую команду с другим руководителем, у которого будет чему поучиться.

Бывают еще «манипуляции ради манипуляций». Это когда манипулятор не преследует никакой рациональной цели, не хочет менять социальные роли, а просто старается достичь комфорта за счет других. Неуверенность в себе, страх за несоответствие ожиданиям общества легче игнорировать, если тонко намекнуть на несостоятельность собеседников из-за их пола, возраста или внешнего вида. Вот вам еще пример:

При устройстве на работу сотрудника попросили от руки заполнить документы для HR департамента. Забирая, анкету, HR сказала «Вам бы почерк исправить! Пишите как курица лапой!»

Разобрались с тем, в каких ситуациях применяются манипуляции. Теперь к самому важному — что с ними делать?

Как бороться с манипуляциями

Прием 1. Вскрытие цели

Один из приемов, который мы тренируем — это вскрытие цели манипулятора.

Манипуляция строится вокруг скрытого воздействия. Когда вы показываете цель манипулятора, вы лишаете его рычагов давления.

Ответ следует строить по следующей формуле:

Ты хочешь, чтобы <я испытал(а) эмоцию> и сделал(а) <желаемая цель манипулятора>?

Например, давайте представим, что богатый друг из первого примера сдался и все-таки дал манипулятору денег в долг. Прошло время возвращать, но на вопрос о долге он слышит такое: «Когда для тебя деньги стали дороже дружбы?»

Для ответа вскрываем манипуляцию. Эмоция — стыд, желаемая цель — чтобы долг не требовали обратно.

Тогда хорошим ответом будет, например, такой: «Ты хочешь, чтоб мне стало стыдно за то, что я хочу вернуть свои деньги и я простил тебе долг?»

Прием 2. Показать манипуляцию

Не всегда удается верно и быстро определить эмоцию и цель, хотя саму манипуляцию вы и почувствовали в том, что сказал собеседник. Можно воспользоваться вторым способом — показать манипуляцию.

Суть в том, чтобы назвать вещи своими именами и показать собеседнику, что он вами манипулирует. В этом приёме самое главное — не бояться манипуляцию назвать.

Например, в ответ на «Когда для тебя деньги стали дороже дружбы?» можно ответить так: «Зачем ты сейчас мною манипулируешь?»

Необходимо, однако, быть готовым к тому, что манипулятор сразу же начнет отрицать, говорить, что пошутил(а), что вы все придумали. Здесь важно проявить последовательность и вне зависимости от ответа собеседника спокойно обозначить, что с вами так нельзя общаться.

Прием 3. Игнорирование

Этот приём мы любим меньше всего, но он может быть полезен, когда вы думаете, что манипуляция одноразовая и больше не повторится.

В этом случае главное — не идти на поводу у ложной эмоции и сделать вид, что не замечаете стремления манипулятора подтолкнуть вас к определенным действиям.

Например, на «Когда для тебя деньги стали дороже дружбы?» можно ответить «Ты наличными отдашь или на карту переведешь?»

Этот прием не лучший. Помните, если манипуляция повторилась более одного раза — она может привести к изменению социальных ролей. Зато в споре с малоприятными персонажами, которых вы больше никогда не встретите, игнорирование поможет сохранить вам силы :)

Здесь мы рассмотрели три универсальных приема борьбы с манипуляциями. На самом деле их намного больше. Если же вам актуально научиться противостоять манипуляциям, решать конфликты и управлять переговорами, попробуйте Симулятор жизненных ситуаций. Первая глава доступна бесплатно, чтобы оценить, подходит ли вам такой формат обучения.

В заключение я предлагаю вам в комментариях потренироваться и оставить ответы на несколько следующих манипуляций, а мы их прокомментируем:

Молодая пара студентов (22 года и 20 лет) решила снять квартиру в Москве и съехать от родителей. Владелец квартиры при знакомстве говорит: «Молодые вы! Проблем с вами будет много»

Руководитель вызвал сотрудника, который допускает ошибку в важных документах в очередной раз из-за невнимательности. Сотрудник, выслушав претензию руководства говорит: «Ну так уволь меня, если тебе не нравится как я работаю!»

Мать одной из подруг невесты решила помочь с пошивом платьев для подружек на свадьбу. Невеста обрадовалась и приняла помощь. Спустя несколько дней после свадьбы мать подруги спрашивает невесту: «А за платья ты когда заплатишь? Ясное дело, что не за «спасибо» я ВСЕ ЭТО делала!»

Подписывайтесь на мой канал, чтобы получать самые интересные кейсы digital-продуктов и иметь возможность задать вопросы гостям передачи «Нормально делай, нормально будет».

1919
11 комментариев

Класс! Полезная тема )

2

Здравствуйте!

Молодая пара студентов (22 года и 20 лет) решила снять квартиру в Москве и съехать от родителей. Владелец квартиры при знакомстве говорит: «Молодые вы! Проблем с вами будет много».

Я не вижу, что тут желают вызывать какую то эмоцию. Только цель - чтобы арендатор не доставил проблем, о чем отрыто говорят. Возраст как эйджинг, его легко можно нивелировать так:
"молодые, но росли в ежовых рукавицах, проблем не будет"

Или вот так будет больше по теме: "вас беспокоит мой возраст или хотите поднять арендную плату сразу?"

3

О, все способы использую в жизни. Все работает и в зависимости от ситуации каждая по своему отлично подходит

1

Как человек, который прошёл курс по манипуляциям, хочу сказать, что в жизни это очень помогает не только как защита от внешних манипуляций, но и как самоконтроль для построения общения и взаимоотношений в коллективе. Мы часто используем автоматические фразы и шаблоны, которые заложило в нас наше окружение, иногда эти шаблоны - манипуляции, а манипуляции зачастую вредны для манипулятора. Так что есть ещё вот такая неочевидная ценность) 

1

Руководитель вызвал сотрудника, который допускает ошибку в важных документах в очередной раз из-за невнимательности. Сотрудник, выслушав претензию руководства говорит: «Ну так уволь меня, если тебе не нравится как я работаю!»

Ответ: "Будешь лажать из невнимательности - уволю"

Это в любом случае будет не худшая реакция. Как показывает практика, большинство отвечает «нет». 

У ответа есть проблема, он агрессивен и это позволяет манипулятору пойти в стратегию жертва: «Я столько для компании делаю, а вы только критиковать умеете...»

2