Обмен опытом в программировании: как обучать эффективнее

В ИТ-сфере специалистам нужно перенимать инструментарий и лучшие техники, чтобы оставаться востребованными. Не менее важно делиться опытом с широкой аудиторией, если есть успехи в какой-то сфере знаний и умений. Тимилид продюсеров курсов по программированию в Skillbox Игорь Музыкин — о том, как эффективно передавать знания по программированию.

Оценка эффективности обмена опытом в программировании

Гипотезы, которые мы выявили, основаны на обратной связи от студентов. В Skillbox мы не только постоянно экспериментируем с форматами обучения, но и оцениваем, как люди реагируют на информацию и как усваивают ее. С этой целью используем внутренние инструменты аналитики.

Среди продуктовых метрик успешности, на которые мы ориентируемся:

  • Оценка контента по 5-бальной шкале. Внутри платформы, на которой учатся студенты, любому уроку можно поставить оценку, по критериям подачи и понятности материала.
  • Процент проходимости — количество людей, успешно усвоивших образовательный трек
  • Оценка обратной связи по домашним заданиям от преподавателей.

Благодаря системе аналитики невооруженным глазом видно, где студентам становится сложнее и когда происходит отклонение от качества (например, медианная оценка работы проверяющего преподавателя, в нашем понимании, должна быть 4.5 из 5 или выше). Эти моменты дают понимание, когда следует менять подход. Далее — несколько ключевых выводов, которые мы сделали на основе своего опыта.

Позаботьтесь о связности знаний

К примеру, мы решили рассказать будущим тестировщикам о тест-дизайне. Если просто говорить про техники тест-дизайна, анализе граничных значений, тест-кейсах, большой поток информации сбивает с толку. Непонятно, зачем это может понадобиться, когда и для чего. Нужен другой подход: важно человека плавно подвести к знаниям, чтобы он хотел получить новую информацию по конкретному направлению.

Для себя мы придумали следующее решение: необходимо анонсировать контекст. К примеру, в указанном случае лучше рассказать, что процесс тест-дизайна происходит на стадии проектирования продукта. На этом этапе необходимо посмотреть спецификацию, требования, обсудить бизнес-задачу. Такой подход усилит вовлеченность, и дальнейшее обучение будет эффективнее.

Не «перекармливайте» информацией: порядок в хаосе

В погоне за связностью возникает еще одно интересное явление. Перед тем, как подать информацию, спикеры, как правило, стремятся связать знания между собой в единую структуру. И это не совсем правильный подход. Ведь связность должна быть не между знаниями, которые вкладываются. Связность нужно организовывать между тем, что хочется рассказать и тем, что человек уже знает. Нужно «присоединять» новые знания к уже имеющимся. Чтобы определить входной уровень знаний и навыков ученика, можно, например, провести тестирование.

Например, в компании Lodoss Team отмечают: почти на каждом собеседовании случается, что соискатели видят вакансию и при подготовке к интервью пытаются максимально быстро охватить новую информацию. Например, указано, что требуются специалисты со знанием фреймворков: кандидаты пытаются за короткий срок изучить документацию и сделать пару туториалов. После этого считают себя экспертами, хотя реальным опытом не обладают. Такой подход не работает — важна связность.

Новые знания нужно подавать постепенно. Это подтверждают и ученые: кажется парадоксальным, но обучение происходит гораздо быстрее, когда мы «растягиваем» обучение. В книге How We Learn Бенедикт Кэри процесс сравнивают с поливом лужайки: если поливать лужайку 3 раза в неделю по полчаса, территория будет зеленее, чем при поливе раз в неделю по 1,5 часа. Подобным образом работает мозг: есть теория, что если вы пытаетесь что-то быстро изучить, концентрация внимания снижается. Мозг уделяет учебе меньше внимания.

К примеру, перед нами стоит задачи рассказать про концепцию переменных и разных типов данных в языке программирования. Часто можно встретить подход, когда рассказ начинается с формального определения, потом перечисляем все типы, даем к каждому типу несколько примеров «в вакууме», и считаем на этом задачу передачи знаний решенной. На самом деле, при таком сценарии вероятность того, что студент действительно понял тему, невелика. Информации много, применимость для боевых задач малопонятна. Альтернатива такая: сначала даем общую концепцию, упаковываем в реальный пример и знакомим ученик пока только с одним типом данных. Пусть человек сначала не видит картины целиком, но важно, чтобы он «присвоил» новое небольшое знание. Когда понимание окрепнет, можно попрактиковаться со следующим типом данных.

Общайтесь с аудиторией

Если передача знаний происходит вживую, очень важно оценивать, понимает ли обучаемый, о чем ему рассказывают. Помогут вопросы о том, делал ли он что-то подобное раньше. Ведь люди стесняются, бояться показаться некомпетентными. И когда они сделают часть задачи неправильно, будет слишком поздно. Время уже окажется использовано без положительного эффекта, многое потребуется переделывать.

Кстати, Патрик Ленсиони в книге «Пять пороков команды», отмечает, что установить доверительные отношения возможно, когда человек не боится показаться уязвимым и слабым. Ведь именно из-за отсутствия доверия зачастую успешная связка профессионалов проваливается. Патрик Ленсиони советует: не нужно цеплять на себя маску всезнайки. Признаваться, что в каком-то вопросе не разбираешься и попросить совета — не стыдно. Это задает нужную атмосферу, что в дальнейшем позволяет избежать ошибок.

Устраивайте кросс-проверки знаний

Полезно, когда ученик примеряет роль учителя и проверяет работы других студентов, которые находятся на том же уровне или чуть пониже. Студенты, которые просто слушают лекции, на 55% чаще проваливают экзамен, чем те, кто хотя бы немного участвовал в обсуждении материала (даже немного). И кросс-проверки — один из способов вовлечь в этот процесс.

Например, у нас есть программа обучения разработке на Java — она состоит из двух уровней. На первом уровне студент изучает основы языка, и его применение к практическим задачам. Большинство задач с проверкой, но есть и самопроверка. На втором уровне мы объединяем ребят в команды, и под руководством действующего программиста-практика делаем большой проект. И тимлид, который ведет команду из студентов, не всегда проводит code review сам — за двухнедельный спринт каждый студент минимум 1 раз проверяет код, залитый кем-то из сокомандников, а тимлид проверяет результат ревью и тоже дает обратную связь, и рецензенту и автору кода. Это увеличивает способность мозга впитывать информацию усиливается — необычные подходы стимулируют зоны, ответственные за обучение.

Резюме

  • Объясняйте, зачем нужна информация. Введение в контекст предмета позволяет структурировать знания и понять, где их можно применять
  • Не перегружайте слушателя, делите информацию на «порции». Чем больше вы расскажете за раз, тем меньше усвоится
  • Собирайте обратную связь и поддерживайте диалог. Не бойтесь выглядеть непрофессионально — это позволит выстроить доверительные отношения
99
4 комментария

Больше практики = больше знаний.

По себе скажу, еще несколько лет назад думал что посмотрю видеоуроки в интернете и стану крутым программистом, но к сожалению это так не работет. 

А вот если зайти на фриланс, посмотреть в чем нуждается рынок, и начать делать заказы с фриланса для себя (не оставлять заявки и ждать, а прочитать тз и пробовать), ломать голову по 3 дня над 1 функцией, гуглить пока не найдешь решение и не заповнишь его на всю жизнь - так и опыт придет, и эфективность увиличится, а еще если заниматься этим все свободное время - так и к "синьору" не далеко :)

2
Ответить

По описанию кросс-проверки похожи на старое, доброе и школьное — ученики проверяли тетрадки тех, с кем сидели за одной партой. Советское образование is the new black?)

Ответить

смотря какой fabric, смотря, сколько details

1
Ответить

Иногда контекст лучше опустить и идти по скрипту. Такой вот лернинг. Чем больше деталей, тем больше путаницы

Ответить