Шоковая терапия Сэма Шэнка

Как сервис HotelTonight перестал тратить $2,5 миллиона в месяц, стал прибыльным и готовится выйти на IPO

23 августа издание Bloomberg рассказало о стратегии компании HotelTonight, которая еще летом 2015 года ежемесячно тратила $2,5 миллиона, а спустя всего восемь месяцев сократила расходы, стала получать прибыль и теперь готовится выйти на IPO. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

Шоковая терапия Сэма Шэнка

Летом 2015 года основатель сервиса по бронированию номеров в последний момент HotelTonight готовился к еще одному раунду инвестиций. Обычно привлечение средств давалось Сэму Шэнку легко: он был уверен в себе и в привлекательности своего стартапа, который рос с каждым кварталом. Но в этот раз у него вышла осечка.

Сэм Шэнк

«Венчурных инвесторов интересовала не динамика компании, а ее финансовое положение. Их беспокоило, что проект ежемесячно тратит более $2,5 миллионов», — пишет автор Bloomberg Эллен Хьюет.

Как и многие другие основатели стартапов, взявшие несколько раундов, он был слишком занят повседневными делами проекта и не замечал, как меняется отношение инвесторов к растущим тратам, рассказывает Хьюет: «Тогда он понял, что его ждет снижение оценки компании или более требовательное резюме условий».

В октябре Шэнк собрал руководство компании и объявил о своем плане: добиться прибыльности существующими ресурсами. Новый курс требовал решительных мер, и руководители решились на массовые увольнения.

Мне было нелегко пойти на этот шаг. Я запинался, озвучивая свое решение. Но я извинился перед людьми за то, что нанял слишком много сотрудников и не рассчитал финансы.

— Сэм Шэнк

В ноябре с увольнениями было покончено. Компанию покинуло 20% сотрудников. «Он собрал оставшихся подчиненных и озвучил цель: добиться самоокупаемости и прибыльности к августу 2016 года», — пишет Хьюет.

Оставшиеся сотрудники начали принимать такие решения, которые помогали увеличивать заработок. В ходе реформ руководители урезали расходы на маркетинг, отказались от купонных сайтов и дисконтов, а так же добавили новые функции, которые увеличили количество бронирований.

Новые соглашения по лицензиям, смена программного обеспечения и другие меры позволили сократить годовые инфраструктурные расходы на $500 тысяч.

— Эллен Хьюет

Так же была введена новая мотивационная программа. Каждый, кто помогал компании сэкономить без ущерба качеству продукта, мог получить награду под названием «Бережливость — не порок».

«Так один сотрудник помог сохранить $96 тысяч в год. Для этого он позвонил в банк и поинтересовался, есть ли возможность платить за зарплатный проект меньше», — пишет автор Bloomberg.

Шэнк еженедельно отмечал скорость сгорания финансов компании. Каждое утро он отправлял сотрудникам письмо, где указывал актуальное состояние главных метрик бизнеса: валовой стоимости бронирования, валовой прибыли и данных о росте компании в годовом исчислении.

«А еще он поставил в офисный бар виски Johnnie Walker Blue Label, пишет — Эллен Хьюет, — и повесил табличку: "Не открывать, пока компания не станет прибыльной". Бутылку открыли уже в апреле 2016 года».

На следующий месяц во время всеобщего собрания Сэм Шэнк объявил о следующей цели: выйти на IPO. «Мы на пути к тому, чтобы удвоить доход по сравнению с прошлым годом. В последнем квартале сумма обработанных нами заказов составила $25 миллионов. Наша комиссия — 15%», — заявил Сэм Шэнк.

Не так давно каждый стартап мог гордиться, если ему посчастливилось вступить в «клуб единорогов» — компаний с оценкой более $1 млрд. Сегодня фирмы с тем же рвением стараются стать прибыльными.

«Для туристической индустрии у HotelTonight скромные показатели суммы обработанных заказов, — рассуждает представитель аналитической компании Phocuswright Дуглас Куинби. — Гиганты рынка, компании Expedia и Priceline, в год обрабатывают заказы на сумму в $55 миллиардов каждая». По мнению аналитика Morningstar Дэна Васиолека, с учетом динамики роста и информации о количестве обработанных заказов, на IPO HotelTonight может привлечь не более $500 миллионов.

На протяжении долгого времени HotelTonight оставался желанным приобретением для любого из более крупных компаний, пишет Хьюет. «Но сейчас, когда конкуренты ввели аналогичные функции по бронированию номера в последний момент, HotelTonight вынужден расширять диапазон бронирования вплоть до недели».

«Это выводит компанию из ее традиционной ниши и превращает в клон более крупных игроков, даже несмотря на то, что у HotelTonight прочнее опора на мобильный компонент», — утверждает консультант по туризму Стюарт МакДональд.

По итогам последней оценки, которая была в 2013 году, компания стоит $300 миллионов. По мнению Шэнка, в конце 2017 года компания будет готова к выходу на IPO. «После того, как мы стали прибыльными, вполне очевидно, что эта цель станет нашим следующим шагом», — заявил предприниматель.

17 комментариев

Бронировал разок в том году через HotelTonight отель в Барселоне, в высокий сезон, все прошло как по маслу.


Отель забронировал за день до заселения, попался очень хороший отель в 10 минутах ходьбы от Саграда Фамилия, с большой скидкой. На ресепшне проблем тоже не было. Заметил, что номер действительно был отказной.


На Букинге ничего подобного по расположению и цене и близко не было - все было раскуплено :)

3
Ответить

Круто, Антон, приятно слышать! Рад, что вам понравилось:)

2
Ответить

Странно делать узконишевой сервис, если конкуренты за месяц могут могут выкатить такую фичу. Только вам надо набирать базу отелей с нуля, а у них она уже есть. Но, удачи!

2
Ответить

Ну да, удачи Сэму Шэнку - одному из ветеранов трэвел-индустрии - будем надеяться, он знает, что делает (https://www.linkedin.com/in/samshank). ;)

А если серьёзно, то у конкурентов подобные решения уже есть - я написал выше. Но прогресс не стоит на месте, как говорится, так что каждый будет пилить какие-то свои фичи.
P.S. И снова здравствуйте, Егор. ;)

1
Ответить

Ничего странного, все как раз правильно. Одна из стратегий выживания малого/среднего бизнеса - занять нишу, достаточно большую для себя, но недостаточно вкусную для конкурентов-гигантов.


С другой стороны, думаю не надо рассказывать про инерциальность крупных машин типа Букинга, которые на одни совещания могут потратить времени больше, чем HotelTonight на разработку, выкладку и маркетинг новой фичи. Что на узкой нише даёт им дополнительное преимущество.

1
Ответить

Summon Александр Югай!

2
Ответить

Что-то я не понял из статьи, как ему удалось экономить 2,5 миллиона в месяц

1
Ответить