Обсуждение на Facebook: чем менеджер по продукту отличается от предпринимателя

30 августа основатель компании GetMagic Дмитрий Масленников опубликовал на своей странице запись, где рассказал о сложностях, которые возникли у него при подборе менеджера по продукту. По словам предпринимателя, на отечественном рынке труда пока нет четкого понимания, чем именно должен заниматься этот специалист, и резюме соискателей отражают нерелевантные навыки. Заметка спровоцировала обсуждение проблемы среди представителей ИТ-индустрии.

Обсуждение на Facebook: чем менеджер по продукту отличается от предпринимателя

По словам Дмитрия Масленникова, многие HR-специалисты уверены, что менеджер по продукту — это инженерная профессия.

В требованиях к соискателям я встречал и умение делать глубокую аналитику, и писать техническое задание, и знать все особенности технологий разработки, и понимать чем разница между методологиями разработки Agile и Waterfall, и даже проектировать UX.

— Дмитрий Масленников

Про словам предпринимателя, от таких специалистов требуют внедрения необходимых функций и выпуск новых версий продукта. «А требование собирать обратную связь стоит на одном из последних мест. Про монетизацию продукта и заработок речь идет в лучшем случае в одной-двух вакансиях из десяти», — пишет Масленников.

На мой взгляд, менеджер по продукту — это совершенно не инженерная позиция. Да, он должен понимать общие принципы производства продуктов и сервисов. Да, он должен уметь делать выводы из аналитики (а не собирать или настраивать ее самому). Да, он должен отличать удобный и функциональный дизайн от просто красивого. Но на этом все. То есть, он должен разбираться в продукте не больше, чем продвинутый пользователь этого самого продукта.

— Дмитрий Масленников

При этом основная задача менеджера по продукту, утверждает Масленников со ссылкой на инвестора Аркадия Морейниса — это монетизация проекта. Для этого он должен стоять выше разработчиков и продавцов продукта, уверен предприниматель.

Когда у нас с одной стороны — продавцы, которые напрямую общаются с заказчиками и получают от них обратную связь, а с другой — разработчики, которые воплощают эти отзывы в продукте, только тогда менеджер по продукту сможет раскрыться полностью.

— Дмитрий Масленников

В результате, пишет Масленников, получается так, что в небольших командах роль менеджера по продукту играет руководитель компании, а в крупных — «это некий крутой программист-аналитик-дизайнер-руководитель разработки».

Участники ИТ-рынка поделились своими наблюдениями в комментариях к публикации Масленникова. По мнению руководителя компании Coloreyes Василия Баева, поскольку одна из функций менеджера по продукту — развитие продукта, то его технические знания должны быть гораздо глубже, чем у продвинутого пользователя:

Во фразе «отвечает за все в комплексе» ключевое слово — «отвечает». Собственника не волнуют причины, по которым проект не удался, его волнует сам факт неудачи. Поэтому лучше, если менеджер по продукту будет разбираться на уровне требуемой роли. Здесь напрашивается аналогия с прорабом на стройке.

— Василий Баев

Кроме того, он предположил, что Масленников и Морейнис могли ошибиться в терминологии.

Наверное, здесь имеется в виду все-таки не менеджер по продукту, а «product owner» — владелец продукта. В методологии Agile до масштабирования продукта (и особенно на начальном этапе) роль владельца продукта играет предприниматель.

— Василий Баев

Основатель компании Last.Backend Александр Калошин поддержал Масленникова и поделился своей версией должностных обязанностей для разных ролей.

Контроль разработчиков и продавцов — это и есть истинное предназначение менеджеров по продукту. И не стоит путать должности руководителя, владельца продукта и менеджера по продукту.

Product Owner (владелец продукта) — это очень странная позиция. И переводится она еще более странно. Весь процесс управления продуктом — это менеджмент. Это даже так и переводится. Это не владение и не ответственность.

Product Manager — это человек, ответственный за процесс создания продукта. Да, он отвечает и за своевременные релизы, и за всё с этим связанное, и за планирование. Но только потому, что он сам оценивает аналитику и смотрит, что происходит на рынке, как идут продажи. На основании этой информации он принимает решение о дальнейшем развитии продукта и необходимых изменениях.

Скорее всего разделение на владельца продукта и менеджера по продукту появилось из-за обильного количества работы на позиции менеджера по продукту. Тогда в иерархии решили сделать ещё один уровень.

— Александр Калошин

Руководитель исследовательского отдела компании Plesk Сергей Лысцев поинтересовался у Масленникова, может ли тот привести пример известной отечественной компании, где менеджер по продукту стоит выше директора по продажам. Масленников привести пример не смог, сославшись на то, что уже 12 лет работает на себя. Тогда Лысцев рассказал, что работает с иностранными компаниями и такой связки он никогда не видел и там. Кроме того, он посоветовал почитать книгу Марти Кегана «На крючке», где рассказывается о распределении ролей в разных организациях, в том числе и небольших.

В небольших коллективах куча ролей совмещается и менеджер по продукту должен не контролировать, а делать все сам, вплоть до программирования. Я думаю, его цели остаются прежними, и подразумеваются, даже если явно не прописаны.

— Сергей Лысцев

По мнению директора по продукту сервиса Pixpie Ильи Чегерста, сравнивать менеджера по продукту и руководителя даже небольшой компании некорректно: «Роль руководителя хоть и включает роль менеджера, однако обладает более широкими должностными обязанностями».

Руководитель дополнительно контролирует деятельность компании и продукта в юридическом аспекте, следит за безопасностью ведения деятельности компании, за внутренней безопасностью, за условиями работы, за эффективным распределением трудовых и не трудовых ресурсов, а также долгосрочные KPI.

Менеджер по продукту не думает об технической архитектуре проекта, руководитель — думает и знает.

Менеджер по продукту не думает о маркетинговых каналах и инструментах, поскольку он хоть и взаимодействует с маркетологами, но не определяет их поведение. Руководитель думает и знает.

Менеджера по продукту волнует меньше вещей, чем руководителя, потому что он в иерархической структуре организации на несколько позиций меньше.

— Илья Чегерст

По мнению бывшего менеджера по продукту Kama Games Studio Вячеслава Потемкина, HR-специалисты не достаточно хорошо представляют себе, каковы должностные обязанности для той или иной позиции.

HR очень часто путают менеджеров по продукту и менеджеров по проекту. А еще — менеджеров по продукту в разработке и менеджеров по продукту в продажах. Мне за последние два месяца с десяток раз звонили с совершенно неадекватными вакансиями.

— Вячеслав Потемкин


7 комментариев

Тут еще путаницы добавляет то, что в классическом SCRUM-овом понимании Product owner может быть и ниже людей, отвечающих за продукт с бизнесовой точки зрения (т.е. рroduct manager-ов и директоров продукта). Хотя казалось бы - "владелец", ага :). Его задача по большому счету - быть единым источником информации для команды, а бизнес-задачи он может принимать как данность от стейкхолдеров. Разумеется, это актуально для достаточно больших компаний, где есть возможность и необходимость разделять эти роли.

Лаконичнее всего выразились в этом плане чуваки из Pragmatic Marketing, охарактеризовав продактов как CEO of the product. Тут - ни убавить, ни прибавить.

Я был PM-ом, по развитию программного продукта, но owner'ами нас точно нельзя назвать было потому что мы могли только наполнять продукт, менять и развивать его возможности почти не было, этим занималась головная компания. Продажами занимается отдел продаж там свой руководитель. Можно собрать обратную связь но разработчиков рядом не сидит что с ней делать не понятно. Так и жили координируя маркетинг, наполнение, обучение сотрудников по нему.
Роль настоящего product owner'a вряд ли можно доверить рядовому сотруднику, вернее можно, но такого сотрудника сложно найти, главное что бы человеку не было на всё ровно...

"Product Manager — это человек, ответственный за процесс создания продукта. Да, он отвечает и за ... и смотрит, что происходит на рынке, как идут продажи."
Если человек отвечает за процесс создания - он скорее всего будет воспринимать в штыки какие-то нужные бизнесу фишки, потому что он смотрит на продукт со стороны разработчика. И если над ним не будет кого-кто, кто будет требовать - будет беда. Есть несколько примеров из жизни...

Сами запутались из-за того, что понабрались западных слов.

Если мы говорим о том, кто отвечает комплексно за все, в том числе за монетизацию на высоком уровне (!), то это больше всего подходит Sponsor в бизнес-структуре. То, кому и как он дальше делегирует операционные задачи - это его дело, а от компании к компании может существенно различаться.

Соответственно, в маленьких компаниях им является собственник. В корпорациях - это мид+ менеджер (т.н. держатель бюджета).

Хочется напомнить уважаемым господам известную истину "От перемены мест слагаемых сумма не меняется".
В чём вообще проблема?
Сделайте хороший продукт и продавайте его ! Это трудно?
Если не можете сделать или не можете продать - просто признайтесь в этом !
Сейчас не 1941 год, вокруг полно других компаний, которые с радостью возьмут вас на работу (везде нужны люди с реальным опытом работы).
Не лгите себе и другим - и будет вам счастье !