«Изменить мир не сложно. Сложнее убедить других, что вы изменили мир»

Почему люди игнорируют революционные технологи

3 сентября в блоге венчурного фонда Collaboratve появилась запись о том, почему многие изобретения, которые спустя годы перевернули мир, первое время не представляли интереса для современников. Автор находит закономерности, которые возникают каждый раз при появлении новых перспективных технологий. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Изменить мир не сложно. Сложнее убедить других, что вы изменили мир»

17 декабря 1903 года братья Уиллбур и Орвилл Райт впервые совершили полет на самолете с мотором. Аппарат преодолел 36 метров за 12 секунд при средней высоте три метра.

На снимке изображен поворотный момент для истории человечества, испытание новой технологии, которая изменила мир. Самое примечательное в этом событии то, что оно прошло незамеченным.

— Морган Хаусель, партнер Collaborative Fund

Чтобы добраться из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на поезде, в начале XX века требовалось четыре дня. Благодаря самолетам к 1930 году время в пути сократилось до 17 часов, а к 1950 году — до шести.

В отличие от карты генома человека, воздухоплавание кажется зрелищем, гораздо более доступным для понимания: человек садится в коробку и летит, словно птица

Однако спустя дни, месяцы и даже годы никто кроме соседей не обращал внимания на опыты братьев Райт, пишет автор. «Ради любопытства я пошел в Библиотеку Конгресса и изучил подшивки газет. На следующий день после их полета в New York Times не появилось ни строчки. Спустя два дня — тоже. Первое упоминание о них я нашел только в 1906 году».

Также Хаусель обнаружил еще одну заинтересовавшую его деталь — фрагмент интервью о воздухоплавании с владельцем воздушного шара: «Корреспондент спросил его, смогут ли однажды люди, летать как птицы. А он ответил: "Я думаю, что смогут. Но это произойдет очень, очень, очень не скоро. Возможно какие-нибудь летательные аппараты и появятся, но только в далеком-далеком будущем". Это номер газеты от 1904 года, то есть спустя год после полета братьев Райт».

В 1952 году историк Фредерик Льюис Аллен опубликовал книгу «Американская история», где рассказал о том, как мир узнал об изобретении братьев Райт.

Прошло несколько лет, и люди только начали понимать, чем на самом деле занимаются братья Райт. В 1905 году простой народ все еще был твердо убежден, что человек не может летать. При виде Райтов, пролетающих рядом с городом Дейтон, штат Огайо, зрители подумали, будто они показывают какой-то фокус. Только спустя почти пять лет — в мае 1908 года — издания отправили к Райтам опытных журналистов. Те вернулись в свои редакции в полном восторге и убедили редакторов опубликовать их истории. И только тогда мир наконец проснулся и понял, что человечество покорило небо.

— Фредерик Льюис Аллен

«Пример братьев Райт стал куда более универсальным, чем мы с вами думаем», — пишет автор Collaborative Fund.

Изменить мир не сложно. Сложнее убедить других, что вы изменили мир

Однажды основатель Amazon Джефф Безос предположил, что настоящим изобретателем оказывается тот, кто не боится оставаться непонятым: «Ты делаешь то, во что по наитию веришь, в чем искренне убежден. Но пройдет еще много времени, прежде чем люди перестанут критиковать твои усилия, пусть даже из благих побуждений. Если ты действительно знаешь, что они не правы, то не испугаешься быть непонятым, сколько бы времени ни прошло. Это и есть суть изобретательства».

«Это очень важное послание, — пишет Морган Хаусель. — Очень часто те вещи, которые сразу завоевывают популярность, становятся просто чуть усовершенствованной версией существующих продуктов. Они нравятся нам потому, что похожи на что-то знакомое. В действительности, наиболее революционные технологии на заре своего существования редко получают признание даже среди умных людей».

Это произошло и с Александром Бэллом, когда он попытался предложить Western Union свое изобретение, а представители телеграфной компании ответили: «У вашего "телефона" слишком много недостатков, которые не позволяют нам рассматривать его в качестве новой формы общения. Ваше изобретение не имеет для нас никакой ценности. В конце концов, какой прок от электрической игрушки?».

Появление автомобиля тоже было встречено с недоверием и опаской: конгресс США издал особый меморандум, пишет Хаусель.

Безлошадные повозки, приводимые в движение бензином, могут развивать скорость от 14 до 20 миль в час. Угроза, которую несут эти транспортные средства, мчащиеся по нашим улицам и дорогам и отравляющие воздух, потребует от нас законодательных инициатив. Стоимость производства бензина находится далеко за пределами финансовых возможностей частного сектора промышленности. Кроме того, дальнейшее развитие этого изобретения может привести к отказу от лошадей, что пагубно отразится на сельском хозяйстве страны.

Генри Форду потребовалось 20 лет, чтобы переубедить общественность.

Люди сперва не доверяли и индексным фондам — одним из наиболее простых финансовых изобретений второй половины XX века. Фонд, предлагавший инвесторам готовые портфели акций, которые повторяют структуру определенных фондовых индексов, был придуман Джоном Боглом в 1975 году. «Последующие 20 лет мало кто из финансистов обращал внимание на его стратегию. В 1990-е эксперты стали все больше интересоваться индексными фондами, пока в начале 2000-х они не захватили весь мир.

Динамика паевых инвестиций

«Если вы думаете, что современные люди моментально узнают обо всех технологических новинках, то вы заблуждаетесь, — пишет Хаусель. — Взять хотя бы 3D-печать. Технология стала известной только в последние пять лет, однако впервые ее продемонстрировал в 1989 году руководитель компании 3D Systems Чак Халл».

Это касается и солнечной энергии. Фотоэлементы были впервые открыты в 1876 году. «Они стали широко доступны уже в 1950-х, а президент США Джимми Картер установил солнечные панели на крыше Белого дома в 1970-х. Но до середины 2000-х никто не интересовался этой технологией», — пишет автор Collaborative Fund.

Обычно все многообещающие идеи проходят через семь этапов, пишет Хаусель.

  • Сперва о продукте никто не знает;
  • Затем о нем узнают, но считают глупым;
  • Затем понимают его идею, но все равно считают бесперспективным;
  • Затем воспринимают его как игрушку;
  • Затем, как восхитительную игрушку;
  • Затем начинают им пользоваться;
  • Затем не могут представить жизнь без продукта.

«Обычно эти этапы растягиваются на десятилетия, изредка — на годы», — подытоживает Хаусель.

В заключении автор делает три главных вывода:

1. Действительно революционным идеям требуется время, чтобы изменить мир. Терпение — это не то качество, которое часто встречается у бизнесменов, однако для того, чтобы перспективные проекты раскрылись, нужно уметь ждать.

2. Когда инновации оцениваются в масштабах поколения, не нужно измерять успех ежеквартально. «История подарила нам массу примеров того, насколько долгими и беспорядочными могут быть изменения. Биржа — отличный пример того, как многие возлагают надежды на быстрый, упорядоченный и объяснимый рост компаний. Но между надеждами и реальностью существует огромная разница».

3. Изобретение — это первая ступень инновации. Как сказал профессор Стэнфордского университета Пол Саффо: «Чтобы новая идея укоренилась в культуре, требуется 30 лет. Это зависит не от технологий, но от коллективной реакции на новые возможности, которые возникают вместе с новой технологией».

22 комментария

" - Сперва о продукте никто не знает"
А, ну значит всё идет по плану...

15

Сперва о продукте никто не знает;
Господи ну почему этот этап не мог длиться вечно когда речь пошла о палках для селфи?

6

А почему так негативно воспринимают их? Раньше их аналогом было обращение к прохожим - ой товарищ,не сфотографируете нас всех?

Главное что бы они не двинулись дальше 4го пункта ))

Мне кажется в последнее время данные утверждения устарели, так как мы уже покидали много технологий которые не просто изменили мир а ещё и умереть успели, и все это на нашем веку. Вспомним хотя бы пейджеры.

4