По мнению Пейли, за последние годы в мире стартапов появилось много лишних средств: «С одной стороны, дешевый и доступный капитал имеет преимущества: большое количество основателей смогли воплотить свою мечту, а казавшиеся нереальными проекты не только привлекли деньги, но и стали "единорогами"
(их рыночная стоимость превысила миллиард долларов — прим. ред.)».
С другой стороны, напоминает Пейли, у доступных инвестиций есть и недостатки: «Рассуждения об изнанке этого тренда чаще всего вращаются вокруг системных рисков: я постоянно слышу о "новом ИТ-пузыре". Однако почти никто не говорит о том, что чем больше средств привлекает стартап, тем выше оказывается риск для его основателя.
Почему так происходит
В краткосрочной перспективе, венчурные инвестиции снижают личный риск основателя за счет возможности стабилизировать бизнес на первом этапе — хотя бы назначить команде оклад. В этом случае основателям не нужно брать кредит на разработку, и они могут избежать краткосрочных финансовых затруднений, пишет Пейли: «Это кажется нелогичным, но с привлечением новых инвестиций основатель компании рискует еще больше».
Ограничение выхода из инвестиционного проекта
«Для предпринимателей получение денег от инвестора означает снижение прибыли от последующей продажи бизнеса и увеличение скорости сгорания финансовых ресурсов компании, — уверен Пейли. — Чаще всего успешные стартапы продаются менее чем за 50 миллионов долларов. Для инвесторов такое развитие ситуации оказывается неблагоприятным: они рассчитывают на более высокую прибыль, пусть шансы ее получения гораздо ниже».
Я постоянно встречаю основателей, которых беспокоит высокий процент размытия их доли. Получается, что они обменивают ее на маловероятную возможность создать супер-стартап в будущем. Поэтому, если вы окончательно не уверены в успешном будущем вашей компании, не торопитесь продавать свою долю сейчас.
— Эрик Пейли
Увеличение скорости сгорания финансовых ресурсов
Помимо снижения ценности доли основателя, свежий венчурный капитал обычно увеличивает скорость сгорания финансовых ресурсов, уверен Пейли: «Это хорошо только в том случае, когда деньги используются как топливо для работающей модели. Однако в большинстве случаев предприниматели используют инвестиции, чтобы найти такую модель, и они быстро узнают, что идеи не покупаются за деньги».
Затем, по мнению автора, наступает момент, когда стартап оказывается не в состоянии справиться со скоростью сгорания: «Руководитель принимает решение урезать расходы слишком поздно, и ему не удается уговорить инвесторов на новые вложения».
Каждый доллар, потраченный на заре существования компании, пишет Пейли, — это доллар, приобретенный в результате размытия доли основателей: «Есть одно золотое правило. В последующие два года после получения средств, стартап должен утроить свою стоимость. Поэтому если вы не знаете, как добиться тройной прибыли с каждого потраченного доллара, то хотя бы не тратьте деньги понапрасну».
Основателям следует воспринимать венчурный капитал как мощный (пусть и опасный) инструмент, а не как бесконечный магический источник. В надежных руках мощный инструмент решает проблемы. В ненадежных — создает новые.
— Эрий Пейли
Почему венчурным инвесторам нужно получить миллиарды от продажи компании
«Многомиллиардный выход из инвестиций это здорово, но основателям следует оценивать успех иначе, — уверен Пейли. — Погоня за статусом "единорога" — это следствие бизнес-модели рынка венчурных инвестиций, и она не подходит для определения успешности стартапа.
Почему инвесторам из крупных фондов нужны «единороги»:
— Венчурный инвестор привлекает миллиард долларов и организует фонд. Чтобы получить прибыль, ему необходимо заработать в три раза больше.
— Он инвестирует в 30 проектов.
— В 10 случаях он выходит в ноль. Еще в 10 терпит убыток, поэтому ему нужно, чтобы оставшиеся сделки принесли ему не меньше $300 миллионов.
— В каждой компании доля инвестора составляет 20-30%. Если вы продаете вашу компанию менее, чем за миллиард долларов, для него это невыгодно.
— Эрик Пейли
«Единороги» нужны нескольким крупным фондам, чтобы оставаться прибыльными, уверен Пейли: «А основателям невыгодно сотрудничать с фондами, объем которых превышает миллиард или даже четверть миллиарда долларов».
Пейли советует выбирать инвестиционный фонд такого объема, чтобы он примерно соответствовал тем деньгам, которые основатель рассчитывает выручить от продажи бизнеса: «Конечно, это выглядит так, будто хвост виляет собакой. Инвесторы поощряют нерациональное поведение основателей фразой "увеличивай стоимость компании или уходи", которая на самом деле звучит как "увеличивай стоимость компании или разрушай свою жизнь"».
По мнению управляющего партнера фонда Founder Collective, когда терпит неудачу один бизнес, у венчурного инвестора остается еще 29 попыток. Поэтому основателю не стоит ставить перед собой слишком высокую планку: «Получите хоть какой-то доход от продажи компании. Здорово, что в мире есть Ferrari. Но с точки зрения обычного человека глупо закладывать дом ради такой покупки, ведь съездить в магазин за продуктами можно и на Toyota Prius».
«Стоимость выхода» — это метрика тщеславия
Если предприниматель ставит цель получить прибыль с продажи своей доли, то ему не следует ориентироваться на стоимость компании, уверен Пейли: «В 2011 году основательница Huffington Post Арианна Хаффингтон продала свое издание за $314 миллионов. Прибыль с ее доли составила $18 миллионов. А основатель TechCrunch Майкл Аррингтон выручил $24 миллиона, продав издание за $30 миллионов. Все зависит от объема доли».
С точки зрения инвестора, продажа за $30 миллионов убыточна, поэтому многие отговаривали Аррингтона от сделки. Он их не послушался и заработал больше, чем Хаффингтон.
Постепенное развитие
По словам Пейли, он часто слышит от других инвесторов, что основатель не сможет создать многомиллиардную компанию, если с самого начала не пойдет ва-банк: «Это нонсенс. Если вы хотите, чтобы стоимость вашей компании дошла до миллиарда, сперва нужно сделать так, чтобы она стоила хотя бы $10 миллионов. Для этого основателям не нужны крупные инвестиции, им не стоит пытаться проглотить кусок побольше, пока они не научатся жевать. Путь всех крупных игроков начинался с продуманного первого шага».
В качестве примера он приводит историю компаний Wayfair, Braintree, Shutterstock, SurveyMonkey, Plenty of Fish, Shopify, Lynda, GitHub, Atlassian, MailChimp, Epic, Campaign Monitor, Minecraft, LootCrate, Unity, CarGurus и SimpliSafe. «Основатели этих стартапов не мыслили категориями "все или ничего", хотя сейчас многие из них стоят несколько миллиардов».
«Большинство, — продолжает Пейли, — использовали очень мало денег инвесторов и брали их только после того, как нащупывали свой рынок и свой продукт. Они тратили средства, чтобы ускорить развитие. Впрочем, некоторые и вовсе обходились без помощи инвесторов».
Все эти компании буквально с первого дня знали, на какие цели нужно тратить деньги в первую очередь. Я не поощряю затягивание поясов или запуск проекта вообще без финансирования. Но я считаю, что опыт этих компаний полезен для тех, кто собирается строить большой и прибыльный бизнес в будущем.
— Эрик Пейли
Умные люди и глупые деньги
По словам Пейли, предпринимателям следует радоваться продаже стартапа за любую сумму, превышающую их расходы: «Миллиард долларов — это стартап-нирвана. Если компания продается за 500 миллионов — это успех. За $100 миллионов — это победа. Даже сделка в $50 миллионов может изменить жизнь основателя и его семьи на поколения вперед».
Поэтому он не советует торопиться и слишком рано продавать долю в своей компании в обмен на деньги инвесторов: «Не играйте в лотерею. Привлечение денег для реанимации неэффективного бизнеса не поможет создать крупную компанию в будущем. Основателям следует сосредоточиться на "умном" развитии, а не использовать средства инвесторов как стероиды».
Согласен - деньги не дают возможности, они наоборот расслабляют и не дают концентироваться, а те кто заинтересован в инвесторах, могут обратиться в банки, почувствовать всю ответственность в виде процентов и обеспечения и после этого уже решать какие у них гениальные идеи по покорению пользователей мира очередным стартапом.
Хехехехе, теперь я знаю кого читал Калаев по вечерам, ведь речи 1 в 1 :)
ищу инвестора . 3,000,000 руб .
Создаете facebook 2.0?
ищу инвестора 44 млн на полгода (сейчас хотя бы 14 лямов), производство безалкогольных напитков
всё уже готово, есть патент и пробная партия
оффлайн бизнес с армянскими партнёрами
44 млн рублей, есличо