Как выживает концертное агентство в условиях пандемии

Добрый день!

Наш продюсерский центр “M.A.K. Music” занимается организацией концертов, спортивных мероприятий и продвижением артистов. В этом году мы столкнулись с той проблемой, с которой столкнулся весь мир - пандемия. Кто-то вошел в новую реальность с лёгким грузом, отменив пару-тройку мероприятий, но и для них эти отмены и переносы оказались фатальными. Я их прекрасно понимаю. Наша же компания с октября 2019 по февраль 2020 занималась подготовкой большого весеннего тура, который включал в себя концерты в 43 городах, а также ночные шоу в 25 городах. Помимо тура, мы подготавливали большой летний фестиваль Gladiators Fest 2020, а также городской турнир по баскетболу в Москве. В один момент мы поняли, что абсолютно всё придётся переносить, потому что сразу стало ясно - ограничения снимут не скоро. Несмотря на то, что многие организаторы переносили концерты на конец весны или на лето, мы решили не рисковать и переносить сразу на осень, а большой летний фестиваль на следующий год. Занимаясь переносами, мы смогли обеспечить наш коллектив работой и не оставили их у «пустого корыта», но спонсорские и партнёрские обязательства пришлось закрывать самостоятельно. Таким образом, к апрелю 2020 у нас образовался большой, семизначный долг, который требовалось закрывать здесь и сейчас. Единственным решением проблемы стал выход бизнеса в онлайн. Я, честно говоря, не знаю, зачем проводить концерты в онлайне в то время, когда профессиональные артисты и так имеют полноценную видеозапись своих больших шоу в высоком качестве, а для начинающих такой опыт может стать губительным. Смотрелось это несуразно, но как финансовая модель для онлайн кинотеатров – вполне неплохо. Мы же решили поделиться нашим опытом проведения и продвижения концертов, а также пригласили юриста для семинара о защите авторских прав. Первоочередной целью было заработать необходимую сумму, чтобы закрыть долги и другие свои обязательства, а также хотелось не потерять трафик, который нарабатывался годами.

Цель была практически выполнена и на сегодняшний день сумма задолженности составляет уже десятки тысяч, до конца года мы её точно сможем закрыть. Сейчас наши начинания стали перерастать в полноценный курс для людей, которые хотели бы двигаться в музыкальной индустрии самостоятельно, но не знают, как и куда направить свои силы, чтобы получить результат.

Тур нам снова пришлось переносить на весну 2021, чтобы он всё-таки состоялся, но ситуация в стране заставляет жить надеждой на то, что ограничения всё-таки будут сняты. Мы временно приостановили продажи билетов, так как каждый проданный билет несёт за собой вычет комиссии билетного оператора, а также банковский эквайринг. При возврате билетов, естественно, эти деньги компенсируются за счёт организатора, поэтому всем рекомендую не торопиться с продажами. Мероприятия ещё не один раз могут быть перенесены, а деньги за комиссию, эквайринг и рекламу никто возвращать не будет.

Сегодня наша компания живёт за счёт онлайн проектов, сейчас их всего два – большой вебинар по вопросам использования и защиты авторского права, а также онлайн курс «От первой записи до полных залов», потому что нам очень не хочется, чтобы нас стали позиционировать с инфобизнесом. Эти проекты помогают постепенно закрывать долги, поддерживать «пульс» компании и переждать этот сложный период в индустрии.

Что касается дальнейших тенденций рынка. Ещё раз повторюсь, я не представляю, чтобы концерты переместились в онлайн. В онлайне есть звук, картинка, но нет энергетики. В онлайне невозможно передать ту эмоцию, которую закладывает артист на сцене во время исполнения своих песен. Для артиста в онлайне нет прямого контакта со зрителем, а значит его концерт просто не имеет смысла и ничем не отличается от прослушивания песен в стримминге. Обычный хороший концерт запоминается зрителю надолго, и он всегда возвращается домой в приподнятом настроении, а концерт из экрана – это концерт из экрана, в нём нет эмоций и нет настроения. Концерт забывается через пару минут, после выключения экрана или закрытия окна браузера.

Возможно, современные концерты в классическом представлении, с огромным многотысячным танцполом, вернутся к нам не скоро, но вернутся точно. Зритель уже соскучился и проблем с продажами билетов на того или иного артиста возникнуть не должно. С другой стороны, я общался со многими людьми, которые активно посещают концерты и театры, они готовы посещать мероприятия, но сидеть на них в масках и перчатках не готовы, поэтому львиная доля зрителя вернётся к нам только в 2022 году, когда полностью будут сняты ограничения.

Сейчас стоило бы организаторам объединиться и честно поделить даты между собой, чтобы не создавать друг другу большой конкуренции в 2021 году, потому что выжить хотят все, а вот от сверхдоходов отказываться не хочет практически никто. Нам можно было бы разделить даты под концерты таким образом, чтобы площадки бронировались парно, к примеру, в пятницу один организатор, в субботу другой, в воскресенье третий. Это поможет избежать сильной конкуренции, а также даст большую экономию на аренде оборудования, ведь монтаж/демонтаж можно сделать всего один раз, а не три. Это большая статья расходов и её можно было бы урезать простой кооперацией. Нужно донести до коллег тот факт, что все мы сейчас в одной лодке, совсем слабые уже усели загнуться, а более-менее крупные борются за выживание. Я считаю, что сейчас нет места борьбе, потому что рынок мероприятий сильно опустел и работы хватит на всех. Поэтому хотелось бы, чтобы коллеги прислушались к моим словам.

А говоря про остаток этого года – здесь нас спасёт только онлайн. Можно пока что делиться своим опытом с начинающими игроками рынка, набирать себе новую аудиторию, которую впоследствии получится конвертировать в зрителей концертов, а также сейчас самое время перестроить процессы в компании, чтобы в новый сезон войти ещё более заряженными и профессиональными.

Удачи и успехов всем коллегам!

7 комментариев

Вернули деньги за концерты-то?
Мне некая Matreshka Concerts торчит 3 тыр. за билет и похоже, что возвращать не собирается.
Тинькофф, которому принадлежит кассир.ру через который  покупались билеты, тоже открещивается (хотя комиссию свою в 10% честно забрал)

1

На отменённые мероприятия вернули, на перенесённые нет, так как есть распоряжение от правительства, дающее право не возвращать деньги за билеты, если мероприятие перенесено. 
Поверьте, со стороны организаторов к билетным операторам тоже много претензий, так как большинство из них не высылают деньги организаторам с марта и не возвращают их людям

Тааак, вот это интересно, а что делать собираетесь с этим? Просто так оставите?

Приветствуем.
Чтобы мы могли детально проверить ситуацию, пожалуйста, уточните ФИО и дату рождения в личку.