Как иллюстрировать неиллюстрируемое

Привет. Я главред журнала про финансы, веду личный блог и кучу контентных проектов. Для всего этого мне постоянно приходится придумывать заглавные картинки. Вот как я это делаю.

Алексей Березовой
Главред Делобанка

Рассказываю, как подобрать иллюстрацию к статье про финансы, прибыль, налоги и другие абстрактные вещи.

Чтобы применять эти советы, вам понадобится иллюстратор.

Поехали.

Иллюстрировать тексты про прибыль или налоги — та ещё задачка. За время работы я выработал несколько способов иллюстрировать абстрактное. Этих способов три:

  • иллюстрировать действие
  • иллюстрировать героев
  • иллюстрировать проблему (или результаты)

Конечно, есть и другие способы. Но с помощью этих трёх я могу придумать иллюстрацию на любую абстрактную тему.

Но прежде, чем мы поговорим о картинках, давайте подумаем, где читатель её увидит. Когда придумываешь картинку, важно помнить про контекст, в котором она появится в поле зрения читателя.

Важно, в каком контексте будет находиться иллюстрация

Читатель увидит пост с картинкой в соцсетях и этот пост будут окружать другие картинки и посты. Редкая птица залетает на сайт по прямой ссылке.

Контент, окружающий читателя в соцсетях, почти наверняка интереснее читателю, чем наша статья. Не потому, что статья плохая, а потому что соцсети знают о своих подписчиках неправомерно много, увы. И основываясь на интересах подписчиков соцсети подсовываю им то, на что они кликнут с большой долей вероятности. Платформам нужны только клики и клики, не так ли?

Поэтому, когда возникает борьба за внимание читателя, в ход должно идти всё, что это внимание завоюет. Ведь времени у нас на то, чтобы зацепить внимание читателя — только пока он листает ленту. То есть, времени почти нет. Вот, смотрите, мелькнула наша подводка! А, всё, уже не найдёшь.

ЛАЙФХАК

Иллюстрация должна отражать, дополнять или раскрывать основную мысль статьи. При этом сама статья должна иметь полезное действие для читателя, иначе у него не будет повода прочитать статью. Иллюстрация должна акцентировать этот повод.

Способ 1. Иллюстрировать действие

В хорошей статье содержится какое-то полезное для читателя действие. Например, в Журнале про дело (Делобанка) мы пишем, как предпринимателям использовать лайфхаки для бизнеса, как воспользоваться налоговыми льготами, как привлечь новых клиентов, сделать интернет-магазин и т.п. Все понятия абстрактны — лайфхаки, льготы, продажи.

Помните, мы говорили, что «Иллюстрация должна отражать, дополнять или раскрывать основную мысль статьи»? Если основная мысль статьи заключается в действии, которое мы рекомендуем совершить, будем иллюстрировать действие.

Прежде чем иллюстрировать действие, нужно описать его в двух-трёх словах.

Возьмём статью на тему «Как организовать продажи кофе в онлайне».

Основное действие «продавать кофе в онлайне» («онлайн» нельзя игнорировать, потому что продажа кофе с лотка в магазине это совсем другое).

Иллюстрируем «продажу кофе в онлайне»
Иллюстрируем «продажу кофе в онлайне»

Жест руки символизирует предложение (продажу). Онлайн — монитор компьютера. Кофе в чашке. Вот вам кофе в онлайне, купите.

ЛАЙФХАК

В хорошей статье есть раздел, в котором содержится ответ на вопрос, поставленный в названии. Это главный раздел, опорный блок статьи. Ради этого раздела и читают статью. Хорошо, если картинка отражает действие, выраженное в главном разделе.

Ещё пример.

Статья «Налоговые льготы — как их получить». Действие — «получение льгот».

Чтобы получить льготы, предпринимателю нужно выполнить массу условий для налоговой. Условия напоминают игру, в которой один игрок (налоговая) диктует свои условия другому (предпринимателю).

Иллюстрируем «игру в получение льгот».
Иллюстрируем «игру в получение льгот».

Здесь у ФНС и шашек больше, и все шашки золотые, и сидит фигура мощно, и массивное красное кожаное кресло инспектора подчёркивает его доминирующую роль. А предприниматель ютится на табуреточке и шашек у него раз-два и обчёлся. Ну где такому получить налоговую льготу. Так и живём.

Способ 2. Иллюстрировать действующих лиц

Можно показывать не действие, а того кто действует.

Статья «обретает плоть», если читатель ассоциирует себя с действующим лицом и может повторить действие. Как мне кажется, статьи вообще пишутся для того, чтобы читатели обрели новый полезный опыт, который для них собрал автор.

Вот мы пишем статью на тему «Как ФНС поможет малому и среднему бизнесу».

С одной стороны, у ФНС есть программа помощи малому бизнесу. С другой стороны, многие предприниматели говорят, что помощь микроскопическая, и проще её не получать. Приводят в пример американскую ФРС, которая раздаёт «вертолётные деньги». Ну чисто «одна даёт, другая дразнится». Наша ФНС дразнится.

Фантик на ниточке сначала сделали из долларовой купюры, а потом переделали в рублёвую — чтобы подчеркнуть мизерность подачки.
Фантик на ниточке сначала сделали из долларовой купюры, а потом переделали в рублёвую — чтобы подчеркнуть мизерность подачки.

ЛАЙФХАК

Если приходится много писать на одну и ту же тему, можно придумать для неё героя. В предыдущем примере мы визуализировали ФНС. В журнале FFC Media мы писали про блокчейн для реального бизнеса — там мы визуализировали Мистера Блокчейнмена. Он воевал с мошенниками, преображал действительность и спасал Россию. Как-нибудь покажу. Короче, визуализируйте героя, он будет шествовать из статьи в статью и гордо нести знамя вашей изобретательности.

Действующим лицом может быть не только человек, но и вещь, и процесс

Пишем статью на тему «Как сделать интернет-магазин, если реальный магазин закрыли».

Кажется, что герой текста — бедный предприниматель, у которого злое государство закрыло магазин, и он вынужден перебираться в онлайн. Но нет. Герой текста — интернет-магазин. Если будем иллюстрировать предпринимателя, появится слишком много деталей — картинка рассыпется и не удержит внимание читателя в пёстрой новостной ленте.

Главный герой текста — интернет-магазин.
Главный герой текста — интернет-магазин.

Способ 3. Иллюстрировать проблему (или решение)

Хорошая статья показывает, как решить проблему, избежать вреда или преодолеть кризис. Визуализировать можно не только героя, но и процесс.

Этот способ близок к иллюстрации действия, но имеет свои особенности.

«Проблема» отличается от «действия» в том, что в проблеме содержится конфликт, которого может не быть в действии. Конфликт — это всегда препятствие. В конфликте есть участники, которые это препятствие преодолевают.

Пишем статью на тему «На сколько сократить штат во время кризиса». Здесь автор предложил изобразить бизнес как воздушный шар, а вместо балласта нарисовать человечков. Чем больше выбросишь человечков — тем выше поднимется шар.

Руководитель компании занимается оптимизацией количества персонала
Руководитель компании занимается оптимизацией количества персонала

Гениально же, ну. Прямо жаль, что не моя идея :—)

ЛАЙФХАК

Почти всегда есть устоявшийся образ, культурный код, которым можно проиллюстрировать проблему. В русской культуре полно пословиц, построенных на преодолении проблематики: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Под лежачий камень вода не течёт» и т. п.

Вот статья на тему «Где взять деньги, если нечем платить налоги». Где-где, только клад найти. Пошли копать.

Копайте, Шура, копайте. Налоги платить надо. Это, конечно, крайняя ситуация
Копайте, Шура, копайте. Налоги платить надо. Это, конечно, крайняя ситуация

А ещё можно смешивать приёмы — иллюстрировать одновременно действие и героев, героев и проблему, можно строить иллюстрации на аллюзиях к теме, можно дождаться вдохновения и нарисовать иллюстрацию по наитию свыше, у всех свои способы.

Но три мои способа выручают всегда, когда надо быстро и чётко поставить задачу иллюстратору.

Как иллюстрировать неиллюстрируемое

Иллюстратор — Артём Абсалямов. Все картинки в этой статье нарисовал он.

Иллюстрации взяты из Журнала про дело, который издаёт Делобанк (в том числе из неизданного).

Коротко. Основные приёмы, чтобы иллюстрировать абстрактное

  • Иллюстрируйте основное действие, о котором идёт речь: создание, продажу, преобразование, реформу, сокращение и т. п.
  • Используйте житейские аналогии. Почти всегда есть пословица, поговорка, мем и т.п., которые связана с этим действием. Да, клише тоже работают. Это не круто, но если иллюстрация нужна быстро, то ок.
  • Визуализируйте героев. Если герои абстрактны — напишите их фигуры словами.
  • Подберите для описания решения или проблемы одно слово. Когда найдёшь слово — его всегда можно изобразить.

Соль и перец по вкусу.

__________________

В своём телеграм-канале пишу как делать корпоративные медиа. Если эта тема важна для вас → подпишитесь на канал.

7070
41 комментарий

Хорошие советы, но они же для иллюстратора. А вот его как раз у большинства в штате и нету. Вот и тырят картинки из поиска, в лучшем случае берут со стоков.

6
Ответить

Всё так. Берут ключевые слова из текста или заголовка, в google-картинки, и что-нибудь подходящее обязательно находится.

Но в целом автор прав, его методика вполне разумна и - при наличии хорошего графика - может дать достойный результат.

3
Ответить

Да, это способы для тандема редактор—иллюстратор

Ответить

Рекомендации уровня Тони Роббинса: чтобы нарисовать иллюстрацию про продажу кофе онлайн -  нарисуйте кофе, продажу и онлайн. На удивление нелепый и бесполезный материал. Спасибо что потратили наше время.

3
Ответить

И всё таки я рад, что вы потратили время не только на чтение моего нелепого текста, но и на написание своего ещё более нелепого комментария. Окей, убираю пистолет от вашего виска, можете продолжать чтение того, что считаете нужным.

13
Ответить

У автора явно передозировка Айн Рэнд)

2
Ответить

Кто это?

1
Ответить