Методичка по цифровой трансформации

Методичка по цифровой трансформации

Разбираем вышедшие недавно методические рекомендации по цифровой трансформации от Минцифры.

Несмотря на то, что методичка делалась для госкомпаний, на наш взгляд, бизнес её тоже может использовать в ходе разработки стратегии цифровой трансформации (ЦТ). Сделали краткое резюме документа с небольшими дополнениями.

Структура стратегии ЦТ

1. Оценка текущего состояния компании и перспектив ЦТ

Здесь необходимо проанализировать цифровую зрелость своего бизнеса в контексте цифровизации отрасли в целом. Тогда станут понятны возможности, приоритеты и риски. В частности, риски, связанные с информационной безопасностью.

Сразу скажем, что информационной безопасности и импортозамещению в документе уделено существенное внимание, так как рекомендации адресованы, в первую очередь, госкомпаниям. В статье мы решили сконцентрироваться на относительно универсальных рекомендациях.

2. Цели и KPI цифровой трансформации

На этом этапе опишите целевую бизнес-модель (если она меняется), сформулируйте систему целей и KPI цифровой трансформации, а также их влияние на прибыль, конкурентоспособность, ROI, выручку и затраты.

Получив целевые показатели, переходим к определению стратегических направлений, которые нужно преобразовать для достижения этих показателей. Это могут быть существующие функциональные бизнес-процессы (продажи, логистика, финансы и др.) или новые продукты и услуги, альтернативные источники доходов.

Минцифры рекомендует расставить приоритеты в развитии на 1 год, 3-5 лет и 10 лет.

3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации

Создание дорожной карты ЦТ состоит из нескольких частей.

Сначала мы раскладываем стратегические направления из п.2 на инициативы (проекты) и бизнес-задачи, описываем варианты решения этих задач в разрезе используемых цифровых технологий. Обязательно вписываем реперные точки – Минцифры рекомендует 5-10 –, назначаем ответственных, фиксируем перечень и значения KPI по каждой инициативе.

Затем формулируем требования к цифровой инфраструктуре и перечень работ, чтобы этим требованиям соответствовать. Аналогично фиксируем ответственные подразделения, реперные точки, операционные KPI, добавляем затраты на эти работы.

Важно! (И, наверное, очевидно, но всё же.) Даже если часть работ отдаётся на аутсорс, отвечают за реализацию таких инициатив внутренние лидеры от бизнеса.

Есть ещё вариант, что аутсорсеру даются полномочия и ресурсы для реализации проекта "внутри" бизнеса. В этом случае представитель уже не совсем аутсорсера берёт на себя ответственность за результат со всеми вытекающими.

Как раз на третьем этапе Минцифры рекомендует расписать ресурсы (внешние и внутренние) для реализации всех инициатив. Здесь рекомендуется не только оценить объем работ, но и сформулировать схемы взаимодействия с поставщиками решений. Будет ли это постоянный штат разработчиков с прописанными программами их развития, ограниченное число технологических партнеров и поставщиков, точечный подбор поставщиков/разработчиков под каждую специализированную задачу.

Определившись со стратегическими целями, бизнес-задачами и ресурсами (люди+ИКТ), переходим, собственно, к организационным мероприятиям, которые запускают процесс трансформации. В них входят изменения в оргструктуре, создание подразделения или офиса ЦТ, назначение/привлечение лидера ЦТ, описание функций, обязанностей, полномочий.

Отдельным блоком дорожной карты ЦТ являются мероприятия по обеспечению информационной безопасности: правовые, организационные, технические и др.

Рекомендуем, кстати, визуализировать получившуюся дорожную карту где-нибудь на стене или доске, даже если пока вам кажется это лишним. На самом деле, цифровая трансформация – это долго, дорого и сложно. Поэтому очень важно дать инициативе достаточный импульс на старте, а затем удерживать на нужном уровне мотивацию и понимание ценности пути для всех участников. Для этого стоит превратить сложный документ в понятный.

4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации

На четвертом этапе прорабатывается модель цифровых компетенций: перечень специальностей, кадровое обеспечение, подход к найму и развитию, включая описание собственных и внешних программ обучения цифровым навыкам, а также мероприятий по развитию цифровой культуры и культуры ИБ.

Отдельно стоит обратить внимание на специфику управления сотрудниками цифровых специальностей (специфика найма, условий работы и мотивации, карьерные траектории и программы развития).

5. Модель управления цифровой трансформацией

У Минцифры данный шаг частично дублирует п.2 и п.3 с акцентом на управленческих процедурах и ролях. А именно – разработке порядка отслеживания фактических результатов реализации инициатив, фиксации роли руководителя ЦТ в структуре управления, создании системы KPI в разрезе руководителя компании и руководителей подразделений, создании систем регулярной отчетности и совещаний в ходе ЦТ, а также внедрении системы санкций и вознаграждений.

Кроме того стоит проработать механизмы обновления стратегии ЦТ, а также добавления, отбора и приоритезации новых цифровых инициатив.

6. Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации

Финальным этапом стратегии ЦТ является проработка экономических эффектов реализации инициатив и описание объемов и источников финансирования.

Рекомендованные KPI

Вклад ЦТ в реализацию стратегических целей:

1) оценка снижения операционных затрат за счет ЦТ;
2) оценка увеличения EBITDA за счет ЦТ;
3) оценка снижения капитальных затрат за счет ЦТ;
4) оценка увеличения выручки за счет ЦТ;
5) оценка доли выручки от цифровых бизнес-моделей в общей выручке компании.

Измерение хода ЦТ ключевых сфер деятельности компании:

6) доля выручки в цифровых каналах;
7) доля цифровых продуктов/услуг в выручке;
8) число активных пользователей цифровых решений (физических лиц);
9) число активных пользователей цифровых решений (юридических лиц);
10) доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях.

Измерение развития базовых корпоративных условий, необходимых для успешной ЦТ:

11) доля облачной серверной мощности;
12) число активных пользователей API;
13) доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом;
14) доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой
трансформации;
15) объем инвестиций в цифровую трансформацию;
16) доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций;
17) отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке;
18) доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного
интеллекта, как ключевой технологии;
19) доля расходов на закупку российского программного обеспечения;
20) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.

В документе есть описание этих KPI и формулы их расчета (стр. 26).

Резюме

На самом деле в методических рекомендациях нет чего-то сверхъестественного или нового, с чем бизнес не сталкивался ранее в процессе стратегического планирования или анализа. Однако иметь под рукой практическую инструкцию не помешает.

Ещё по теме

Перспективы технологий искусственного интеллекта по версии MIT Technology Review.

2 комментария

Спасибо! Лаконично и по делу.

Ответить