Уроки 2020 года: чему мы научились

Уходящий год перевернул все наши стереотипы о карьере, работе, времени и организации жизни в целом. Многих из нас он застал врасплох и крепко потряс. И теперь, когда основные шоки и непредсказуемые удары уже, кажется, остались позади, самое время подумать: чему научил нас этот сложнейший и в какой-то степени переломный год?

Готовиться к черным дням заранее, чтобы суметь их пережить

Посмотрев на сферы, по которым каток падения спроса пришелся сильнее всего (HoReCa, услуги физ.лицам, туризм, авиалинии), можно сделать банальный и всем известный, но многими забытый вывод: как бы хорошо не было сейчас, всегда необходимо иметь «подушку безопасности» на случай прихода кризиса. Как правило, кризисы имеют скверное свойство приходить внезапно, поэтому 2020 год пережили преимущественно те игроки из пострадавших отраслей, которым хватило внутренних резервов для удержания на плаву.

Когда приходят неумолимые дни выплаты заработной платы своим сотрудникам и налогов – государству, все столь любимые финансовыми менеджерами мантры про cash flow и кассовые разрывы теряют свою силу. Или плати – или будь готов столкнуться с еще более серьезными последствиями, нежели дефицит денег на счетах. Поэтому те компании, которые в более удачные годы запаслись стратегическими резервами, пережили уходящий год значительно легче (и пережили в принципе).

Рассчитывать только на себя

Отдельно стоит отметить те бизнесы, которые обанкротились в жалкой надежде спастись с помощью государственных субсидий. Как показывает практика, государственная помощь приходит либо слишком поздно, либо слишком мало, либо для ее получения необходимо сочинить столько документации, что проще плюнуть на социальную ответственность и окончательно уйти в тень (то же, кстати, касается и распиаренных льгот по налогам и кредитам).

Уходящий год максимально доходчиво дал нам понять, что в кризисное время вытаскивать себя за волосы из болота приходится исключительно самим.

Без цифровых навыков — никуда

Еще в 2018-2019 цифровые навыки и активное внедрение цифровых технологий в рабочие процессы было операционным преимуществом компаний. В 2020 году это стало залогом их выживания. Те организации, которые не смогли или не захотели привести свои бизнес-процессы в соответствие с требованиями времени, в массе своей если и не остались в истории, то существенно потеряли в выручке, доле рынка и привлекательности среди работников.

Дистанционный режим работы, цифровизация управления процессами, перевод всего возможного функционала в онлайн, настройка системы информационной безопасности – вот те моменты, которые позволили многим бизнесам перейти на цифровые рельсы и тем самым внести серьезный вклад в свое спасение на волнах штормящей экономики.

Профессионалы познаются в кризис

Как известно, настоящий моряк познается в шторм, а настоящий профессионал – в кризис. Это в первую очередь касается, конечно же, руководящих позиций. Легко было быть крутым управленцем в 2000-2009 годах, чуть сложнее – в 2010-2014. После 2014 года обстановка была далека от сахарной, но в этом случае негативные факторы прекрасно прогнозировались и были скорее вялотекущими, чем внезапными. А вот 2020 год с его непредсказуемыми ударами со всех сторон стал настоящим испытанием для предпринимателей и руководителей.

К сожалению, не все компании и не все команды пережили этот год без потерь. Зато те, кто выдержал все испытания уходящего года, могут с полной уверенностью считать себя настоящими капитанами бизнеса.

То же самое касается и работников. Многие из них предпочли покинуть компании, попавшие на острие кризисного клина – но были и те, кто решил остаться и работать до конца. Что характерно, во многих случаях именно слаженные действия коллектива послужили одним из основных факторов сохранения бизнеса на плаву.

Нет доверия — нет бизнеса

В смутные времена как никогда проявляет свою важность институт доверия. Руководитель должен доверять своим сотрудникам, коллектив – лидеру, а предприниматель – наемным менеджерам. Если в обычное время издержки отсутствия доверия (микроменеджмент, частая отчётность, пошаговый контроль, бюрократия) приводят к потерям времени и лишнему информационному шуму, то в кризисные периоды такие шалости чреваты, как минимум, потерей рынка, а, как максимум – бесславным банкротством.

Побеждает не тот, кто проигрывает, а тот, кто не сдается

Как бы хороша ни была компания, прокачан маркетинг или развит продукт, у любого бизнеса бывают светлые и темные времена. Многие предприниматели, которым в последние годы и так жилось несладко (падение спроса, обвалы рубля…), отнеслись к пандемии китайского коронавируса как к последней капле, которая заставила их выйти из бизнеса и сойти с дистанции. Их прекрасно можно понять – не все могут долго функционировать (а тем более развиваться) в таких условиях.

Но признать правоту за первыми означает заклеймить неправотой вторых – тех, которые, несмотря ни на что, делали все возможное и невозможное для спасения своего бизнеса, своего проекта, своей команды. Практика показывает, что выживать и даже расти можно и в кризисных условиях – оптимизируя процессы, выходя на другие рынки, дифференцируясь и подстраиваясь под новую реальность. Именно этих людей – предпринимателей, руководителей и визионеров – можно назвать победителями в борьбе с той кризисной гидрой, которая напала на нас всех в уходящем году.

Автор: Малиновский Ярослав, инвестиционный аналитик ГК «Ростех», эксперт SF Education

22
4 комментария

Ничему не научились.

Ответить

Очень жаль, ведь прошло целых 12 месяцев!

1
Ответить