Зачем мы делаем стартап на "умирающем" рынке?

Я о рынке печатных книг. Сейчас, наверняка, часть из вас подумала "Ооой, удачи, ребята! Через годик загнётесь". Очень распространено мнение, что бумажные носители доживают последние дни (пример для подкрепления: журналы), и все мало-мальски продвинутые люди переходят на диджитал форматы. Постараемся доказать вам, что это не так.

А что за стартап то?

Пора представиться. Меня зовут Лена, мы с моим партнером Олей делаем Get Your Book.

Это подписка на книги (бумажные, само собой), где тебе не нужно самому часами изучать goodreads и выискивать что-то стоящее. Достаточно заполнить небольшую анкету, а наши эксперты, опираясь на собственный опыт и сотни прочитанных рецензий, подберут подходящую литературу. Остается только раз в месяц получать посылку и читать. Жаль, что такой штуки для фильмов еще не придумали.

А вы как думаете, ждет нас успешный успех?
Однозначно! Этот рынок существует сотни лет, проживет еще столько же.
Вряд ли, время бумаги прошло.
Затрудняюсь ответить, время покажет.

Костяк нашей аудитории - люди, которые регулярно читают печатные книги (зачастую успешно комбинируя их с другими форматами) и хотят знакомиться с новой литературой. Они привыкли покупать условные детективы или книги по бизнесу, например, и не всегда могут сами переключиться на что-то другое.

Рынок жив?

Вернемся все-таки к рынку. Что же с ним на самом деле происходит?

В начале 10-х годов российский рынок захватили электронные книги, и многие пересели на Kindle и Pocketbook. Я в том числе. Тысячи книг всегда при тебе в легком устройстве - удобно же! Ожидаемо, продажи традиционных издательств стали падать.

Но ситуация стала меняться 3-4 года назад. Появился ощутимый тренд на диджитал детоксы, отдых от гаджетов и вот это все. Люди хотят отдохнуть от экранов, хотят испытать иные тактильные ощущения. Опять же, я действовала точно так же. Продажи печатки потихоньку поползли вверх. Держите в подтверждение не очень красивый, но отражающий суть график из отраслевого отчета.

Динамика Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Динамика Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Что имеем сейчас? Доля электронных и аудиокниг 8,4%. Да, этот рынок тоже растет, но не съедает традиционный формат. Даже руководители диджитал платформ для чтения с этим согласны.

Чтение на бумаге и со смартфона — это два разных психологических подхода, и поэтому печатные книги никогда не умрут.

Андрей Баев, Bookmate

С российским рынком более или менее понятно, но мы то планируем завоевать весь мир. Самый лакомый кусок это, конечно, США. Как говорят знающие люди, рынок Штатов в 30 раз больше нашего.

За океаном ситуация примерно такая же, только тренды зародились чуть раньше.

Unit sales of printed books in the United States Nielsen
Unit sales of printed books in the United States Nielsen

И доля печатных книг в общих продажах в США выросла с 2014 года с 63% до 70%.

Если в опросе выше вы выбрали второй вариант, можно переголосовать 🙃

А нужны ли новые стартапы на таком консервативном рынке?

Как показала практика, да!

Мы работаем почти 2 года и за это время порадовали уже 1097 клиентов в 16-и странах и 300-х городах мира.

Люди хотят отдыхать с книгами и знакомиться с новыми авторами, но не хотят тратить время на поиски, особенно, если хочется почитать что-то на новую для себя тему. Знаем, рекомендательные системы есть у всех крупных ритейлеров, но вы видели, как они работают? Если нет, то и не смотрите.

...передо мной бесконечное количество книг, я не знаю какую выбрать, а тут конкретные варианты, тебе осталось только сесть и начать читать!

Сабина, Наша читательница

Но чаще всего мы получаем такие отзывы:

...сама бы на такие книги даже не обратила внимания в магазине, но каково же было мое удивление, когда они оказались ужасно интересными!

Анна, Наша читательница

Итого, что имеем: необходимость переключиться с гаджетов на что-то менее диджитальное + нехватка времени + желание изучать новую литературу и авторов = подписка на Get Your Book. А бонусом идут эмоции от сюрприза - какие именно книги окажутся в подборке можно узнать, только открыв посылку.

Да, забыла упомянуть, мы еще и сервис по подписке. То есть каждый месяц наши читатели получают посылку с книгами, потом оценивают свой опыт, а мы учимся подбирать им книги все лучше и лучше.

С каждым месяцем мы растем все быстрее и уверены, что в ближайшем будущем на рынке появятся и другие игроки с подобным форматом, но мы к тому времени уже будем лидерами 😎

2121
11 комментариев

Много работаю за монитором, кажется такой сервис сможет помочь отвлекаться от экранов и вернуть забытое ощущение вечера с книгой. Интересно подробнее узнать про подборки на английском, по какому принципу они собираются?

2

Подборки на английском тоже подбираются по анкете, на основе ваших предпочтений :)

1

Я – один из ваших довольных клиентов. Расскажите, как планируете масштабироваться? Сейчас у вас индивидуальный подход и ручной отбор литературы под каждого клиента. Но и клиентов в месяц – несколько сотен.
Если масштабы увеличатся в десятки или сотни раз, что планируете делать? Есть опасения, что магия индивидуального подхода на этом этапе рассыплется.
А так – сервис прекрасный. Где-то в 2-3 раза дороже, чем покупать книги самому, но считаю, что качество подборок эту разницу окупает.
Из минусов – гармоничную библиотеку вряд ли получится построить. Российские издательства все печатают вразнобой. Формат даже в рамках одной серии книг бывает не выдерживается, как и качество  бумаги и чернил, а про то, что творят с обложками, я вообще молчу. Иногда для той или иной книги есть альтернативные издания, но какое именно попадётся тебе в боксе – неизвестно.

1

Сергей, спасибо за то, что с нами! 
Про масштабирование активно думаем, скорей всего, единственным возможным вариантом станет AI. Уже есть некоторые наработки, так что думаем, все получится.
По поводу издательств согласны, иногда прям беда найти хорошее издание какой-нибудь книги!

1

То, что делали наши родители (мама оставила после себя огромную библиотеку), или что печатные книги читают последние из могикан, позволяет лично мне усомниться в том, что будущее за ними. Не 451 по Фаренгейту, но все же... Поколение Z книги в упор не видит

1

Поколение Z очень разное, как и любое другое. Не все сидят в ТикТоке и не все слушают новую школу рэпа, знаю тех кто читает бумажные книжки и читает много и их больше 1-2 человек.
Рано хоронить бумажные носители)

1

Сервис вообще отличный! Читаю теперь целыми днями, оторваться не могу!

1