YOLO-стратегия в карьере 3D-художника: как риски помогут вам выиграть
В быстро меняющемся мире искусства и технологий 3D-художникам порой сложно найти свое место. Они сталкиваются с вызовами, которые требуют не только креативности, но и гибкости в подходах к карьере. Тимур Муллаянов, супервайзер и специалист широкого профиля в области 3D-графики с 20-летним опытом работы, рассказал о том, как YOLO-стратегия может изменить подход 3D-художников к своему развитию и карьерным возможностям. Мы поговорили и о том, как риск, эксперименты и стремление к самовыражению могут привести к новым высотам в мире трехмерного искусства.
— Тимур, расскажите, пожалуйста, как вы начали свою карьеру в 3D? Какие факторы повлияли на ваш выбор?
— Еще учась в школе, я мечтал стать программистом и делать игры. Но потом я узнал, что 3D-графику можно делать и без программирования, и стал изучать 3ds max. Уже в 10-11 классе, я выяснил, что за это можно получать деньги, так как знакомые моих родителей стали обращаться ко мне за различными 3D-визуализациями рекламных вывесок и оформлением входных групп для согласования с администрацией города. Так и началась моя профессиональная карьера. К тому же на то время (2005-2010) оказалось, что специалистов по 3D-графике очень мало, работать можно не так много, а зарабатывать больше, чем на условном «заводе».
— Что такое стратегия YOLO и как она применяется в карьере 3D художника?
— «You Only Live Once» - «Ты Живешь Только Один Раз». С первого взгляда это может звучать, как будто я пропагандирую что-то безответственное и опасное, но я вкладываю в эти слова намного больше рационального, чем просто безрассудство и жизнь одним днем.
В жизни и тем более в карьере наше время действительно ограничено, к тому же мы все находимся в условиях дикой конкуренции. Смысл концепции заключается в том, чтобы позволить себе рисковать. Браться за проекты, за которые вы боитесь браться. Менять направления деятельности, когда жизнь дает хорошую возможность поэкспериментировать и пользоваться поддержкой заинтересованных людей. Отвечать людям и интересоваться их задачами, даже когда кажется, что они какие-то «странные», не понимают рынок, не знают чего хотят или не могут это сформулировать. Общий смысл состоит в том, чтобы не упускать возможности, которые могут изменить вашу жизнь, даже если нет никаких гарантий успеха. Тем более, что на самом деле гарантий нет нигде, это просто иллюзия и стереотипы.
Например, устраиваясь на стабильную работу, предварительно всему научившись и проанализировав рынок труда мы совершенно точно «не проиграем». Нам даже может долгое время казаться, что так и надо, что так правильно. Но! С таким подходом, мы никогда и не выиграем что-либо большее, чем типичную должность с типичной зарплатой.
И наоборот — специалист, который ищет проекты в неожиданных местах, старается понять, где его умения могут пригодиться, помимо очевидных мест работы, может выиграть. Он может попасть в команду, где ему дадут попробовать себя в роли руководителя команды, или позволить ему выбрать какой-либо необычный стиль работы. В общем экспериментировать и получить недоступный для «осторожных людей» опыт за счет клиента.
Или он может получить заказы не по рыночной цене, а по сильно завышенной. Или может открыть для себя, что заниматься созданием необычной рекламы в соц.сетях гораздо интереснее, чем моделировать домики в архитектурном бюро. Или наоборот.
Эта идея прямо противоположна тому, чему сейчас учат многие блогеры или преподаватели на курсах. Новичков заставляют быть излишне «осторожными» и «консервативными». Их учат «ни в коем случае не проиграть». И такие новички гордо сидят без работы, вместо того, чтобы продолжать за дешево или даже за бесплатно учиться за чужой счет, на реальных проектах.
— Как вы пришли к такой стратегии и как применили ее в своей карьере?
— Спустя некоторое количество лет и работы над разными проектами специалист начинает замечать, что не все эти годы и не все эти проекты были одинаково полезны и эффективны для его развития. Где-то мы могли осознать, что зря потеряли год-два жизни, а где-то за пару месяцев буквально изменили свою жизнь, получив огромный объем знаний, а также достойную оплату и признание.
Вспоминаются случаи, когда какой-то очень «странный» человек писал мне про какую-то очень «странную» задачу, а потом оказалось, что он заказывает у меня большой ролик на несколько сотен тысяч рублей. А также вспоминается, как в один год я мог работать в разных местах, и моя зарплата отличалась в 3-4 раза за одну и ту же работу. Тут как ни крути начинаешь понимать, что рынок — это чистое казино, и все что мы реально можем контролировать, так это только количество игр, в которые мы играем. То есть, чем больше писем мы напишем в разные студии, тем выше шанс получить хорошее место или проект. Чем дальше от типичных мест поиска работы мы обитаем, тем больше разброс цен. Как в большую, так и в меньшую сторону.
Также я очень много раз выступал в проектах как руководитель команды, который непосредственно ищет работников. И видел, как многие хорошие специалисты отказывались от отличных предложений, потому что боялись уволиться с текущей работы, или требовали немедленной предоплаты и составления договора, в то время, когда у клиента счет идет на минуты. Я очень много раз видел, как люди «проигрывали», опасаясь каких-то иллюзорных рисков и оставались на низкооплачиваемой скучной работе. Осознав это, я стал намного смелее увольняться «в никуда».
Я очень внимательно отношусь ко всем предложениям, которые приходят ко мне из неожиданных источников, таких, как знакомые знакомых, совсем не из нашей индустрии. Именно так, без предварительных условий, контрактов и предоплат, я попадал на работу в иностранные студии, в команды стартаперов, проекты из совершенно новых для себя сфер. И оказывалось, что таким образом намного проще и быстрее можно существенно расширять свой опыт и получать оплату намного выше рынка.
Оборачиваясь назад, и глядя на свой 20-летний путь, я совершенно ясно вижу, что там, где я шел по проторенным дорожкам, терял драгоценное время. А там, где рисковал – в основном выигрывал. Намного чаще, чем проигрывал.
— В каких именно сферах вы работали за 20 лет?
— Начал с наружной рекламы: входные группы, баннеры, вывески. Продолжил визуализатором интерьеров. Потом ушел в разработку игр: моделировал low-poly домики и машинки. Потом открыл свою студию рекламы, где делал дизайны интерьеров и небольшие рекламные видео-ролики. Долгое время работал в небольшой команде фрилансеров, где мы делали архитектурные 3D-видео-презентации и анимацию для нефтяной и металлургической промышленности. Несколько раз устраивался на работу в игровые студии, которые делали мобильные игры и небольшие HOG-игры. Потом нашел свое призвание как руководитель проектов в архитектурной визуализации и всем, что касается автомобилей, электронных девайсов и робототехники.
Сейчас я в основном продолжаю делать 3D-ролики технически сложных устройств, с перерывами на создание лэндингов, сайтов и небольших игр в роли арт-директора или продюсера.
— Как вы определяли свои цели и амбиции на различных этапах карьеры?
— Первые лет 8 своей карьеры я просто искал работу, там, где было интересно, а когда становилось скучно – увольнялся. Я не ставил каких-либо глобальных целей, и у меня не было никакого плана на жизнь.
Потом, я проанализировал свои сильные и слабые стороны, и осознал, что должен исходить из объективной реальности. Так я понял, что мне лучше удается управлять командой и собирать все части проекта в финальный продукт. В это же время я перестал быть осторожным и стал вести себя намного более рискованно, но в то же время публично и открыто. Я стал создавать видео-блог и записывать уроки. Я стал больше концентрироваться на расширении своих профессиональных знакомств и поиске различных талантливых людей для кооперации. Работа в основном стала приходить ко мне от различных случайных людей, которые где-либо увидели мою активность или получили рекомендации.
Сейчас я в свободное время записываю небольшую серию лекций по 3D-анимации, которая призвана помочь визуализаторам интерьеров и экстерьеров научиться делать красивые проекты. Я никак на этом не зарабатываю и не привлекаю этим клиентов, так как не работаю в этой сфере. Но мне кажется важным внести свой вклад, просто потому что я могу, а информации по этой теме очень мало.
— Следуя стратегии YOLO, какие риски вы приняли и какие были последствия?
— Я думаю, первый раз, когда я поступил не очень обдуманно, именно осознанно следуя рисковой стратегии, был случай, когда мне написал небольшой продюсер и предложил сделать цветокоррекцию и композитинг для большого рекламного проекта. Уже к тому времени я был 3D-художником более 10 лет, но не был специалистом в том, что ему было нужно. Я просто решил ответить «да» и внезапно попал в приятную команду, где были довольно интересные проекты, и они стабильно оплачивали мои рабочие часы без лишних вопросов. Был очень комфортный уровень дохода, к тому же я получил огромное количество опыта в новой для себя сфере и роли.
Впоследствии было еще много раз, когда я просто говорил «да, погнали» без каких-либо долгих раздумий, бумажных договоренностей, даже когда мне вообще не гарантировали оплату. Разумеется, у меня был запас денег, чтобы позволить себе такие риски, и я был готов к неудачам.
Так, например, я один раз попал в фирму, где платили очень мало, и относились к своим сотрудникам как к рабам. Было неприятно, я потерял время и деньги.Были проекты, где мне пришлось самому платить деньги, чтобы завершить проект, потому что я недооценил сложность. Однажды я «доплатил» клиенту 70 тысяч рублей (1000$ на тот момент), чтобы сделать ему проект. То есть я бесплатно потратил месяц своего труда и сам еще заплатил клиенту сверху.
Но чаще я все же «выигрывал», получая уникальный опыт и денежное вознаграждение значительно выше рынка. В результате я понял, что формула успеха одна: это площадь поиска умножить на время поиска, поэтому я не игнорирую ни фриланс-биржи, ни случайных людей из случайных чатов. Никогда не знаешь, где и как повезет.
— Как вы справлялись с неудачами и трудностями?
— Если кратко, то просто брал паузу. Отпуск, увольнение, крепкий сон, спорт и свежий воздух. Когда, что-то не получается или кто-то подводит, очень велик соблазн начать искать справедливости. И, наверное, было бы правильно так делать, с точки зрения общества в целом. Но я старался относиться к этому, как к просто неудачному опыту и не тратил силы на прошлое. Было и было.
Условно, если рискнуть один раз, и получить неудачный опыт, то можно сильно расстроиться, так как счет на «табло» 1:0 в чужую пользу. Но когда счет условно 20:2 в мою пользу, то неудачи перестают быть трагедиями. Все же мы «играем» не на бирже и не в казино. Большинство людей вполне добросовестно хотят получать крутой результат и готовы платить деньги за выполненную работу.
Я знаю много людей, которые, один раз получив негативный опыт, стараются себя всячески обложить договорами, предоплатами, берут несколько дней/месяцев на «подумать». Но в итоге они просто закрывают для себя множество возможностей.
Любой клиент становится щедрым и выгодным, когда у него сжатые сроки, и он не знает, кто и как может решить его задачу. Куда логичнее стать таким людям ближе и удобнее, чем еще больше усложнять им жизнь.
— Расскажите подробнее о том, как называть цены, какую просить зарплату, требовать ли предоплату в контексте YOLO-подхода?
— Сложно дать какой-либо универсальный ответ. Каждая ситуация уникальна. Я обычно не прошу ни предоплату, ни договор, если хоть что-то знаю о клиенте. Если совсем ничего не знаю, и предчувствую сложности, то прошу 20-50%.
Я не пропагандирую отказаться от договоров и предоплат. Но когда новичок в переписке с крупной студией требует договор с предоплатой и отказывается пальцем пошевелить до момента зачисления средств, то он очевидным образом стреляет себе в ногу. С такими просто стараются не работать.
Оценка проекта — тоже очень большая и сложная тема. Новичкам я предлагаю смотреть стоимость аналогичных услуг на биржах фриланса и сайтах по поиску работы, поскольку на простые задачи цены примерно везде одинаковые (низкие), и попытка поднять цену в начальном сегменте практически 100% приведет к тому, что заказчик уйдет к другим. В начале карьеры лучше сначала продешевить, а потом попросить увеличения зарплаты, чем наоборот.
Если мы говорим уже об опытном специалисте, то эффективнее постоянно прибавлять к своим требованиям какой-то фиксированный процент, например начинать с +30% от своей обычной цены: «А вдруг заплатят». Если нет, то всегда можно откатиться к той цене, на которой у нас и так много заказов. Тема сложная и объемная, но главное помнить, что не существует «объективной» цены. Чем раньше придет это понимание, тем лучше. Особенно это важно в начале карьеры, когда желание получить чуть больше денег здесь и сейчас скорее всего будет закрывать большинство возможностей радикально повысить свой уровень и уже потом сильно преуспеть в деньгах.
— А что делать, если постоянно не везет? Если не получается найти работу, или кажется, что выбранное направление было ошибкой?
— К сожалению, мне довольно часто приходится слышать такое. Но все эти случаи, как правило, объединяет наличие системных ошибок, которые можно и нужно исправить. Например, человек ищет работу долго и упорно, но в одном месте. К примеру, разместил свое резюме и ждет.
Да, на сайтах с объявлениями о работе тоже бывают хорошие вакансии, но и конкуренция там будет самая высокая. Плюс, даже если вы самый классный кандидат, велик шанс, что ваш отклик просто потеряется среди тысячи однотипных откликов, или среди тех, кто сильно приукрасил свои заслуги.
Похожая ситуация с теми людьми, которые часто встречаются с обманами и отсутствием выплат. Они ищут проекты, подходящие им по деньгам, в объявлениях в низком ценовом сегменте, в то время, как их собственное портфолио пока что объективно слабое. И закономерно собирают всех недобросовестных клиентов, которые раздают задачи сразу десятерым исполнителям, а потом выбирают лучшего. Или просто знают, что могут не заплатить, поскольку на каждого такого можно найти еще сотню других новичков.
Поэтому, когда мы говорим про начало карьеры и уж тем более про YOLO, нужно оценивать проект с точки зрения перспективы развития. Если мы поработали над классным проектом, в котором нас более опытные люди научили чему-то новому, то даже если нам не заплатили, мы все равно в выигрыше. Тем более, что в большинстве случаев, работу все равно оплатят, поскольку хорошие специалисты работают там, где не принято «кидать» людей.
— Какова ваша философия касательно работы и жизни в целом?
— Я верю, что ощущение «призвания» в профессии рождается уже после достижения успехов в ней. И что глобально, на самом деле, неважно, чем именно мы занимаемся. Как только это начинает приносить хороший доход и признание окружающих людей, мы чувствуем себя на своем месте. Поэтому я больше не ищу «чем заниматься», а смотрю на реальность, видя ее такой какая она есть, и стараюсь адаптироваться.
— Какие достижения в вашей карьере вы считаете наиболее значительными?
— Наверное, после работы в Москве, в первую очередь в студии AltSpace, я стал чувствовать, что у меня действительно есть достижения. Там мы сделали проект, который получил Behance Award. Там же сделали проект, получивший Unreal Award. Было несколько проектов, на которых удалось заработать хорошие деньги. Работа там была, безусловно, большой удачей для меня.
После этого было довольно много классных проектов с зарубежными студиями для очень больших и известных брендов. Также я очень горжусь всеми теми командами, которые я построил для различных стартапов из игровой индустрии и крипто-стартапов.
Кроме того, долгое время я мечтал сделать красивый и полезный урок по 3D-графике. Я несколько лет экспериментировал со стилем, пробовал разное и в конце концов сделал «Самый красивый урок по анимации камер в 3D», который так и называется. Я очень им горжусь.
— Какие изменения в индустрии вы предсказываете, и как они могут повлиять на будущие поколения 3D-художников?
— Есть ощущение, что профессия 3D-художников в не слишком далеком будущем вовсе исчезнет, так как ИИ будет делать реалистичные изображения, видео и игры без использования 3D-сеток, шейдеров и всех прочих условностей нашей индустрии. Поэтому лично себе я советую научиться программировать и настраивать автоматизированные производства в реальном мире.
Мне бы не хотелось никого запугивать, но своим близким я бы ни за что не порекомендовал идти учиться на 3D «кого бы то ни было» в 2025 году. Вероятность преуспеть в этой области с каждым годом только снижается.
— Что бы вы посоветовали молодым 3D-художникам, стремящимся к успеху и следуя стратегии YOLO?
— В свете озвученного выше, я бы посоветовал думать, как расширить свои умения на какие-либо смежные области, или смотреть на очень специфичные сферы применения 3D. Такие как VR, проекции, интерактивные инсталляции, 3D-моделирование в CAD.
Все 3D-профессии в чистом виде, такие как «визуализация интерьеров», hi-poly и low-poly моделирование, создание «вирусных» рекламных роликов и прочее очень скоро будет делаться по текстовому запросу в ChatGPT. Не стоит тратить на это время.
Сейчас самое время делать что-то безрассудное и нестандартное. Уходить в более сложные и комплексные сферы 3D или пробовать создавать свои сервисы или «студии». Один человек с компьютером сегодня может намного больше, чем когда либо, и бизнес, который раньше приходил в студии, сейчас все чаще приходит к мастерам на все руки, которые могут сделать целиком рекламный ролик или VR презентацию/обучалку, или целую игру.