Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку

Об опыте Яндекс.Лавки рассказывает экоконсультант Надежда Васякина

За этот год Яндекс.Лавка выросла, расширила географию и сделала несколько важных «зеленых» шагов. Решили, что наш опыт пригодится другим бизнесам, которые хотят стать экологичнее. А еще в конце каждого года принято подводить итоги.

Упаковка — самая неэкологичная часть доставки и, соответственно, наша главная боль — поэтому мы начали с нее. Проблемы с упаковкой обычно такие: ее слишком много, она изготовлена из материалов, которые не подлежат сбору и переработке. Среди таких «не-эко» материалов:

Композитные (комбинированные) материалы

Фольгированный картон или картонная упаковка с ламинацией внутри и прозрачными окошками, смешанные пластики разных видов (маркировка 7 в ленте Мебиуса).

Лента Мебиуса — знак, который означает, что упаковка годится для вторичной переработки. Но поскольку в России принимают не всё вторсырье, лента Мебиуса — не гарантия того, что этот материал действительно переработают.

Термоусадочная пленка ПВХ

Такую пленку используют вместо этикетки и как декоративный элемент — например, пленка плотно «обнимает» бутылку, тем самым сводя шансы упаковки к переработке практически к нулю.

Биоразлагаемые пластики

У такой упаковки репутация экологичной, но при этом сомнительные перспективы после использования. В этом пластике есть добавки, которые ускоряют «распад» на мелкие фрагменты — микропластик. Он загрязняет почву, воду, воздух, и, пройдя по пищевой цепи — наш организм. Впрочем, бывают и настоящие биоразлагаемые упаковки из специальных полимеров, но в них есть смысл, только если их компостировать. В России система компостирования пока не налажена, поэтому такой предмет отправится на полигон (мусорное захоронение).

Другие неэкологичные факторы

Оверпэкинг” — избыточность или излишняя декоративность упаковки: продукт сильно меньше упаковки или в упаковке есть необязательные украшения. Последние чаще всего делают из неперерабатываемых материалов, их бывает сложно отделить от упаковки и на них практически всегда отсутствует маркировка, то есть сдать их не получится.

Что такое экологичная упаковка

Экологичная упаковка — та, которая минимально влияет на окружающую среду во время своего жизненного цикла. Оценить это можно по нескольким параметрам:

  • сколько ресурсов затрачено и насколько грязное производство
  • возобновляемое ли сырье
  • используется ли вторичное сырье
  • можно ли повторно использовать
  • насколько она безопасна для человека. Например, при нагревании упаковка не должна выделять вредных веществ
  • ее функциональность. Упаковка должна сохранять внешний вид и качество продукта, а также улучшать срок его хранения
  • можно ли ее быстро производить и не будет ли стоимость заоблачной
  • возможна ли вторичная переработка
  • есть ли инфраструктура для сбора такой упаковки.

Сегодня материалов, которые соответствуют 100% этим рекомендаций, не существует. Но в доставке продуктов без упаковки и пакетов пока не обойтись — поэтому мы искали самый экологичный вариант.

Как мы переходили к более экологичной упаковке

1. Изучили рынок упаковки

Надо было посмотреть , что предлагает рынок, и подобрать альтернативы из материалов, которые соответствуют самому большому числу критериев экологичности. Параллельно мы сравнили те материалы, что использовали поставщики товаров для Лавки, и решили, от чего стоит отказаться, а что можно улучшить:

Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку

2. Оценили готовность поставщиков

В феврале 2020 мы пообщались с поставщиками и обсудили возможность перейти на более экологичную упаковку. Не со всеми получалось: кто-то не мог перестроиться быстро, а кто-то не понимал как. Однако поставщики фруктов, овощей и готовой еды были за перемены. Поэтому мы вместе изучили их внутренние процессы, оценили эффективность альтернативных упаковок — как они влияют на скорость сборки и транспортировку товаров, и, соответственно, поняли, какие у нас есть возможности для внедрения.

3. Привлекли экспертов

Обратились к специалистам компании «ЭкоТехнологии», которая выстраивает систему устойчивого обращения с отходами и перерабатывает пластиковую упаковку на собственном заводе в Твери.Мы собрали перечень упаковки, который использовала Лавка и ее поставщики, чтобы получить от экспертов развернутый анализ на основании международных исследований жизненного цикла материалов. В анализе учитывались затраты ресурсов на производство, транспортировку, возможность повторного использования и способы утилизации. Оказалось, что для разных категорий упаковки подходят разные материалы. Для упаковки заказа разумнее всего использовать полиэтилен, для контейнеров с готовой едой — полипропилен, для фруктов и овощей — переработанный картон.

Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку

4. Дали рекомендации партнерам

К упаковке товаров нашей собственной торговой марки (СТМ) мы относимся строго. Заранее узнаем у поставщиков о материалах упаковки, оцениваем ее по параметрам экологичности, обсуждаем с ними, как сделать лучше. Из предложенных вариантов останавливаемся на более экологичном, который есть у производителя. Например, для яиц сразу рассматривали только упаковку из вторичного волокна (пульперкартона). Хотя на рынке есть предложения из более дешевого (вспененный полистирол) и более “нарядного” (прозрачный пластик) материалов.

Для производства сыров отказались от избыточной упаковки. Например, бри и камамбер зреют в специальной многослойной бумаге, которая не подлежит переработке, — отказаться от нее нельзя, иначе сыр потеряет в качестве. Но мы обратили внимание, что производители упаковывают сыр не только в бумагу, но и в дополнительную картонную коробку — это украшение не играет никакой роли, однако ресурсы на ее производство тратятся. Поэтому наш сыр завёрнут просто в бумагу с двойной перфорацией. Упаковку для моцареллы также подбирали не стандартную, а оптимального размера для нашего количества сыра, чтобы не тратить впустую лишние материалы.

На основе проведенной нами экспертизы, мы подготовили рекомендации для партнёров. Однако столкнулись со сложностями — производственные линии многих поставщиков отлажены под не самую экологичную упаковку.

В некоторых случаях изменение одной лишь упаковки подразумевает перестройку всего производственного процесса. Нужно или автоматизировать производство и закупать дополнительное оборудование или наоборот - с автоматизированной линии переходить на ручную сборку, что медленнее и дороже. Однако для некоторых такая перестройка не сильно меняет производственный процесс и не требует дополнительных вложений, а иногда поставщики видят для себя положительную динамику и оптимизацию за счет этих изменений.

Для многих поставщиков переход на экологичную упаковку – работа на перспективу. Они понимают, что со временем так или иначе все больше заказчиков будут выдвигать такие требования. А мы со своей стороны помогаем им перестроиться здесь и сейчас – анализируем какие проблемы с их упаковкой и предлагаем альтернативные варианты. Кроме того, потребители также обращают внимание на экологию – выбирают продукты с упаковкой из перерабатываемых материалов, которую можно сдать.

В некоторых случаях изменение упаковки позитивно влияет на бизнес-процессы. Например, экологичная упаковка может увеличить срок годности продукции с одного до нескольких дней. Это расширяет логистические возможности поставщиков – продукт можно доставить более выгодным способом и не переживать из-за сроков годности. Для нас – это меньше списаний продукции.

5. Внедрили новые решения

  • Убедили большинство наших поставщиков отказаться от ланчбоксов из ламинированного картона и полистирола. Перешли на пульперкартон и полипропилен — эти материалы заменили более 60% от изначального объема упаковки.

Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку
  • Начали сдавать упаковку из картона и других материалов на переработку. Например, только за последние 3 месяца в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде более 250 тонн макулатуры передали партнерам по приему вторсырья.
  • Заменили более 1 миллиона подложек на эко-материал - пульперкартон. Он безопасен, такая упаковка может многократно перерабатываться. Вспененные подложки, которые мы использовали прежде, весят от 3 до 5 грамм (в зависимости от размера) — значит, мы сэкономили от 3 до 5 тонн полистирола.
  • Внедрили внутреннюю оборотную логистику. За полгода цифры такие: 16% овощей, фруктов и ягоды, 38% готовой еды и 50% всех продуктов Лавки уезжают с распределительного центра в многоразовых коробках. И мы продолжаем увеличивать этот процент.
Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку
  • Заменили бумажные пакеты на пластиковые. Казалось бы, бумажный пакет более экологичный, поскольку разлагается быстрее пластикового — но это не значит, что он безопаснее для планеты. Чтобы оценить экологичность, нужно учитывать не только условную разлагаемость — гипотетический срок, который указан на основании знаний о свойствах материала и возможных условий, в которых он окажется. Важно и то, сколько образуется отходов (в том числе опасных промышленных) на этапе производства. У бумажных пакетов из первичной целлюлозы этот показатель местами в 10 раз больше в сравнении с пластиковыми. Для производства бумажных пакетов нужна срубленная специально для них древесина, в процессе расходуется в 17 раз больше воды, в 5 раз больше энергии и в 1,8 раз больше ископаемого топлива, чем для пластикового пакета. При этом бумажные пакеты редко используют повторно, потому что они быстро пачкаются, рвутся, в итоге они оказываются на свалке.
Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку

Экологичность зависит от судьбы пакета, от того, как он появился и как часто им пользуются — пластиковые пакеты сами по себе не «зеленые», но мы можем сделать их экологичнее, если используем повторно, а затем сдадим на переработку. Впрочем, с переходом на пластик мы не закрыли «пакетную» тему — продолжаем искать варианты, которые в большей степени соответствуют параметрам экологичной упаковки. Кроме того, вместе с партнерами проводим первое в России исследование жизненного цикла материалов пакетов для доставки — результатами поделимся в следующем году.

  • Также мы запустили эксперимент с небольшими пакетиками из переработанной макулатуры — они выдерживают только небольшой вес, и мы используем их, чтобы соблюдать товарное соседство: например, стиральный порошок и детское питание внутри одного заказа.
  • Запустили систему «Умный заказ», которая предугадывает спрос на товары в каждой конкретной Лавке. Это позволяет оптимизировать товарные запасы, чтобы не было лишних списаний, а значит и пищевых отходов.
  • Электронные чеки. Сейчас многие сети отказываются от печатных чеков - их крайне сложно собрать и переработать, они хоть и похожи на бумагу, но с макулатурой вместе их сдавать нельзя. У Лавки с самого начала чеки были только электронные, что означает существенную экономию ресурсов и отказ от лишних отходов.
  • В сентябре мы получили премию «Лучшие Социальные Проекты России» в серии «Экологические проекты и инициативы»

А ещё мы занимаемся экопросвещением

  • Мы запустили специальную страницу, чтобы помочь пользователям разобраться в маркировках и быстро найти, куда сдавать упаковку на переработку. Попасть на нее можно с сайта Яндекс.Лавки или отсканировав QR-код с пакета с заказом.
  • На наших пакетах написано «отправьте пакет на переработку» — сдать их можно во всех городах присутствия Лавки. С бумажными пакетами этот призыв не всегда работает — люди считают их “экологичными” и просто выбрасывают, полагая, что они и так разлагаются без следа.
  • В разделе с продуктами нашей торговой марки мы рассказываем, как правильно утилизировать упаковку после использования. Например, ведёрко для сыра из полипропилена можно сдать на переработку в экоцентр или (если вы в Москве) положить в бак для вторсырья. А пластиковые бутылки принимают во всех пунктах переработки, надо только подготовить их к утилизации: выпустить воздух и сложить бутылку так, чтобы она заняла как можно меньше места.
Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку
  • В соцсетях рассказываем, почему принимаем такие решения, что в них экологичного, советуем, как утилизировать отходы. Также сотрудничаем с экоблогерами - понятно и дружелюбно рассказываем о наших экоинициативах.
А вы знаете, что делать со “всей этой упаковкой” и куда её сдавать?
Да
Нет

И еще один вопрос — для нашей внутренней статистики. Ответьте, пожалуйста:

Планируете ли вы сделать ваш бизнес более экологичным?
Да
Нет
1111
13 комментариев

Не увидел в статье насколько в деньгах получилось сэкономить? Насколько себестоимость продукта стала ниже или выше, исходя из перехода на эко-упаковку? По своему опыту просто скажу, что пытаясь перейти на экологичную упаковку, себестоимость 1 единицы уже не влезает в экономику. Скажите насколько у вас изменился продакт-кост заказа? 

2
Ответить

Давайте все поставим пятёрку отделу маркетинга Яндекса, который научился отделять ленту Мебиуса от петли, в которую они попали. 

Ответить

Вообще пофиг на упаковку. Не до этого сейчас, хорошо, что она вообще есть)))

Ответить

«Заменили бумажные пакеты на пластиковые» – ого! Так и представлял себе экологичное будущее. Везде деревья и цветы, и курьеры Яндекс.Еды с пластиковыми пакетами. Не подскажите, что мне делать с вашими пластиковыми пакетами? Положить их в синий бак рядом с мусорным контейнером. Очень сомневаюсь, что все они оттуда попадут на переработку. Было бы здорово отдать их вам обратно при следующем заказе, чтобы вы точно передали их на переработку, вот это было бы хоть как-то экологично. И у меня вопрос, на который я не знаю ответ: вот моему пакету повезло и он попал на переработку и стал гранулой, из него изготовили пластиковый таз, какая категория будет у этого пластикового таза и можно ли будет сдать его на переработку?

Ответить

Экологичность - это замечательно! Особенно впечатляет пункт про оборотную тару, если у вас вдруг будет возможность и желание про это подробнее рассказать - было бы очень круто. К сожалению, многим пока кажется, что мы можем только менять один материал на другой, а идея про многоразовость пока не всем приходит в голову.

Но хочу тут оставить несколько замечаний, надеюсь, автор это читает =) В рекомендациях по утилизации упаковки очень не хватает подробностей.

Например, в разделе с кофе (https://lavka.yandex/label/coffee) у вас вот такой текст: "Крышку ополосните, положите к остальному пластику и, когда накопится достаточно, отдайте на переработку в экоцентр или экотакси. А стаканчик придётся отправить в бак с несортируемыми отходами."
Допустим, я только задумалась о раздельном сборе - скажите, как мне найти "экоцентр или экотакси" в моём городе? И из чего именно сделана крышка? Там не написано (это полистирол? Полипропилен? Они по-разному сдаются)

В разделе "Соки и морсы" https://lavka.yandex/label/juice написано так: "Каждый элемент упаковки можно сдать на переработку. Для этого ополосните их водой и отнесите бутылку в контейнер для вторсырья, а крышку и платинку из фольги — в экоцентр."
В "пластинке" опечатка, и опять непонятно, где найти контейнер для вторсырья и как обнаружить экоцентр. И снова, увы, не ясно, из чего бутылка (это ПЭТ? Стекло?).

Мороженое: "Собирайте крышки и ложечки и, когда их накопится много, отдайте на переработку в любой пункт сбора вторсырья. А если вы живёте в Москве — просто отнесите их в синий бак во дворе. Ведёрко из-под большого мороженого ополосните и отнесите в пункт сбора вторсырья."
Из чего же, из чего же сделаны эти крышечки? =) Какой бы это ни был материал, в Петербурге его в любом случае нельзя "отнести в любой пункт сбора вторсырья". Здесь во многие придомовые баки для пластика можно сдать только ПЭТ-бутылки.

Зато с орехами всё хорошо: там написано, что пакетик - из полипропилена, спасибо вам за отсутствие вакуумной "семерки" и за указание типа материала.

Как посмотреть информацию о переработке упаковки сыров, я не нашла, к сожалению =( Можно сделать заказ, но про упаковку - ни слова. 

В общем, товарищи, круто - но нужно больше ясности! 

Ответить

Могу сказать что половина мусорных компаний выбирают из мусора только чистые пластиковые бутылки, остальное идёт на свалку. Картон и пластик на переработку берут только от крупных сетевых магазинов и заводов. Досканальной переработкой занимается менее 20% от мусоросортировщиков. Всё не так радужно, как нам рассказали. И да бумажные пакеты это вред экологии из за масштабной вырубке лесов без их обратного восполнения (сейчас 70% лесорубов не высаживают после вырубки новый лес и образуются пустыпи размером с города) 

Ответить