Почему усилия не приносят результата? Как пробить стеклянный потолок в бизнесе и карьере, часть вторая

Многим известен эффект стеклянного потолка, когда действия есть, а результата нет. Кажется, еще чуть-чуть и все изменится: бизнес попрет, мастерство выйдет на новый уровень, доходы увеличатся, но несмотря на все усилия — ничего не меняется.

В первой части я рассказал про одну из ловушек мышления, которая порождает этот бег на месте, а сегодня речь про вторую.

Одержимость результатом

Наверное, вы не раз сталкивались с людьми, озабоченными результатами. Они так и говорят: «Мне нужен результат! И без разницы как вы его добьетесь!» Вероятно, тот, кто произносит эти слова, кажется себе крутым лидером, но для меня это звучит как: «Я понятия не имею, как этот результат получить. Сделайте что-нибудь. Пожалуйста». Почему? Все дело в этом «без разницы».

Без разницы так без разницы
Без разницы так без разницы

Если игнорировать то, как результат будет достигнут, можно получить кучу геммороя, но это очевидная проблема. А неочевидная проблема в следующем.

Если человек одержим результатом, но не понимает, какие процессы должны его обеспечить, такой человек оказывается во власти магического мышления. Он вынужден делать что-то в надежде, что это приведет к нужному результату, но до конца никогда не уверен, что пазл сложится так, как ему надо.

Если вы смотрели «Во все тяжкие», то в первой серии есть отличная сцена, которая иллюстрирует этот тонкий момент. Герои собираются варить мет, и между ними происходит следующий диалог:

— И вот что я вам еще скажу, — говорит Джесси Пинкман Уолтеру Уайту. — Это вам не химия, ясно? Это искусство. Варево — это искусство. А то дерьмо, что я готовлю это бомба! Ясно? Так что не вам мне указывать!

— В том-то и дело, что ты готовишь дерьмо, — возражает Уайт. — Я видел вашу лабораторию. Это нелепость. Мы с тобой не будем делать мусор. Мы будем производить химически чистый и неизменный продукт, который сам себя рекламирует. Никаких примесей. Никакой присыпки. И никакого перца чили!

Тот самый момент
Тот самый момент

Джесси Пинкман имеет смутное представление о процессах, которые обеспечивают нужный результат. Для него это магия, искусство, где результат зависит от вдохновения. Для Уолтера Уайта никакого искусства в этом нет — обычные химические процессы, которые обязательно обеспечат нужный результат, если соблюсти все условия.

Слава процессам!

Долгое время я был зациклен на результатах и недостаточно внимания уделял тому, чтобы хорошо отладить процессы, которые их обеспечивают. Но без второго не будет первого. Можно, конечно, собрать волю в кулак и сбросить ненавистные пять килограмм (а потом расслабиться и набрать десять). Но не лучше ли так организовать процесс питания, чтобы оставаться в комфортном для себя весе? И ведь это касается всего без исключения.

Когда я радуюсь заключенной сделке? Когда у меня не отлажен процесс продаж.

Тогда каждая сделка — это счастье и радость. Неожиданный подарок судьбы. Зато, когда заявки поступают регулярно и также регулярно превращаются в продажи, то открывать шампанское каждый раз становится утомительно.

Фиксация на результате приводит к попытке достичь их силой воли и припадочной активностью. «Хочу, чтобы мой блог посещала 1000 человек ежемесячно», — решаю я, пишу в блог 7 статей, но чуда не случается. Я огорчаюсь и решаю, что этот способ не работает, и мир несправедлив.

А если бы я фокусировался на процессе, то думал бы не о том, как написать 7 статей, а о том, как писать хотя бы 7 статей каждый месяц и делать это регулярно хотя бы год. Хорошо выстроенный процесс неминуемо привел бы к результату, а вот погоня за результатом ни к чему, кроме фиаско не приведет.

Все мы вынуждены конкурировать, кто с компаниями, кто с другими сотрудниками за место под солнцем. Возникает вопрос, за счет чего можно превзойти конкурентов? Можно пытаться создать уникальный продукт или освоить уникальные умения. А можно принять тот факт, что и вы, и ваши конкуренты совершают одни и те же действия: настраивают рекламные кампании, изобретают креативы, пишут код. И победить вы можете за счет того, что будете делать это быстрее, дешевле или лучше.

Любой из вариантов предполагает, что вам нужно оттачивать и стандартизировать процессы. Конкурент пишет статью за 12 часов? Освойте метод слепой печати и пишите за 10. Конкурент генерирует креативные идеи с помощью мозгового штурма? Попробуйте использовать специальные креативные техники и исследования, чтобы идеи были интереснее, но при этом точно решали бизнес-задачу. Если вы шаг за шагом усовершенствуете ключевые процессы, чтобы они были лучше, чем у конкурента, вы неизбежно выйдете в лидеры.

Это кажется абсолютно логичным, но далеко не каждый человек, которому важен результат, готов выстраивать процессы, чтобы его получить.

Почему есть соблазн забить на процессы?

Для этого есть несколько причин.

Во-первых, все сталкивались с ситуациями, когда процедура, которая никак не способствует нужному результату или откровенно ему вредит, абсолютизируется и приобретает самоценность. Поскольку от дурацких регламентов, возведенных в абсолют, пострадал, наверное, каждый, то возникает соблазн объявить процесс ничем, а результат всем.

Во-вторых, не всегда понятно, что надо делать, чтобы получить результат. Гораздо проще симулировать бурную деятельность и искать, что подправить в консерватории, чем выяснить, как все работает на самом деле.

Старый анекдот

Офис. В отделе продаж все суетятся, переставляют мебель с места на место, посреди всего этого хаоса стоит бабушка уборщица и бормочет: «Только что все вытерла, а они опять натоптали». Менеджеры начинают расставлять мебель, вымерять положение каждого стула и стола по линейке и компасу. Бабушка не выдерживает и спрашивает:

— Ребята, а что вы делаете-то?

Один из менеджеров объясняет:

— Да вот, бабуль, у нас что-то в последнее время обороты упали, но мы сейчас мебель по фэншую расставим — и все у нас будет замечательно.

— Знаешь, милок, — говорит бабка, — до революции в этом доме был бордель, так когда у них доходы падали, они кровати не двигали. Они проституток меняли.

В-третьих, даже когда достоверно известно, что нужно делать, чтобы получить нужный результат, это еще нужно сделать. Но ведь скучно меньше есть и больше двигаться, чтобы снизить вес, а вот искать волшебную таблетку, чтобы без усилий похудеть, гораздо увлекательнее.

Почему усилия не приносят результата? Как пробить стеклянный потолок в бизнесе и карьере, часть вторая

Выдающиеся процессы — выдающиеся результаты

Мне очень нравится история про Джона Вудена, которую приводят Джим Коллинз и Мортен Хансен в «Великих по собственному выбору». Джон Вуден был баскетбольным игроком и тренером команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Под его руководством команда 10 раз становилась национальным чемпионом, а многие игроки, прошедшие его школу, сделали успешную карьеру в НБА.

Как Вуден этого добивался? Маниакально оттачивал процессы, начиная с того, что объяснял спортсменам, как... завязывать шнурки.

Джон Вуден
Джон Вуден

Каждая тренировка начиналась с фразы: «Научимся надевать кеды». Затем тренер методически показывал, как натянуть носки, чтобы выровнять складки, как зашнуровать кеды, чтобы шнуровка оставалась тугой и надежной. И все игроки, новички и опытные, раз за разом повторяли этот урок.

Почему это было важно? Потому что во время матча игрок мог натереть мозоль или наступить на развязавшийся шнурок. Время от времени это случалось с другими командами и приводило к поражению, но не с ребятами Джона Вудена. Отработанный до мелочей процесс приводил к превосходному и, что важно, воспроизводимому результату.

Когда я читал эту историю, она напомнила мне документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Он рассказывает о Дзиро Оно, который довел искусство готовить суши до совершенства, а его ресторан получил три мишленовские звезды. Если честно, я с трудом понимаю, как можно совершенствовать искусство приготовления суши в течение десятилетий и находить, что в них можно улучшить.

Почему усилия не приносят результата? Как пробить стеклянный потолок в бизнесе и карьере, часть вторая

Тем интереснее было посмотреть этот фильм. Если вам нужно проникнуться философией, которая уделяет внимание каждой мелочи, посмотрите его.

<p>Дзиро Оно в своем ресторане. Кадр из фильма.</p>

Дзиро Оно в своем ресторане. Кадр из фильма.

Почему полезно переосмыслять процессы и выстраивать их по уму

Когда я стал больше внимания обращать на процессы, то смог увеличить не только рабочие показатели, но и облегчить свой быт и даже улучшить самочувствие.

Во-первых, оказалось, что регулярный дневной сон практически удваивает производительность. Я, конечно, знал, что он эффективен, но не знал, что настолько, пока не начал внимательно отслеживать свое состояние.

Во-вторых, я уменьшил число и разнообразие задач. Раньше мой день делился на две части. Утром и днем я делал рабочие проекты, а вечером личные. Это наносило двойной удар по продуктивности. Рабочие проекты страдали от того, что я бессознательно экономил силы на вечер, не выкладывался по-полной и, соответственно, меньше успевал. Однако к вечеру я все равно уставал, а переключение на принципиально новую задачу само по себе жрало нехило энергии. В результате, я тупил в фейсбуке, собирался с духом, наконец, брался за личный проект, немножко ковырял его для очистки совести и шел спать. Теперь же я выделил дни только для рабочих и только для личных проектов. И о чудо, делать стал больше, а уставать меньше.

В-третьих, утром и днем я стал делать более сложную работу, а на вечер оставлять задачи, которые способен выполнить в полубессознательном состоянии. Скажем, нарисовать картинку или сверстать статью.

К слову, на поиск ключей, расчесок, очков и телефона, тоже уходит уйма времени. Если каждый день вы 10 минут тратите на поиск, то за месяц набегает 5 часов. Представляете, сколько сериалов можно посмотреть за это время?!
К слову, на поиск ключей, расчесок, очков и телефона, тоже уходит уйма времени. Если каждый день вы 10 минут тратите на поиск, то за месяц набегает 5 часов. Представляете, сколько сериалов можно посмотреть за это время?!

В-четвертых, выделил задачи, которые можно делать фоном. Например, для одного проекта в начале каждого месяца я составлял контент-план, придумывал темы статей, которые нужно будет написать. Теперь же поступаю иначе. Держу эту задачу в голове, когда читаю интернеты, и при взгляде на чужие статьи меня осеняет, что «а ведь об этом мне стоит написать!» или «а вот эту цитату можно утащить себе в статью!» В итоге, контент-план спокойно собирается в течение месяца и больше не требует отдельного времени.

В-пятых, использование автоматизации. Мне всегда было сложно уговорить себя выделить время, чтобы внедрить автоматизацию, но потом я смотрел результаты эксперимента, в котором замерили, сколько времени экономят менеджеры рекламных агентств на рутинных задачах. Они меня впечатлили, и я стал действовать иначе. Когда потребность в автоматизации назревает, я заранее выделяю себе полдня, смиряюсь с тем, что все может пойти не так (я довольно криворукий), и настраиваю. Раньше я бы полгода ходил кругами и не решался взяться за эту задачу.

В-шестых, оптимизировал приготовление еды. Стал покупать продукты так, чтобы из относительно небольшого ассортимента продуктов можно было приготовить разнообразные блюда. А еще стал подбирать блюда так, чтобы их можно было готовить параллельно, чтобы минимизировать количество итераций и посуды.

Мне нравится, что для позитивных перемен достаточно всего лишь всерьез заинтересоваться собой, поэтому я создал телеграм-канал Vopreki, который помогает лучше понимать и принимать себя. Я пишу там о парадоксах психики, бизнесе и о том, как найти свой путь жизни вопреки любым обстоятельствам. Посмотрите, вдруг вам понравится.

147147
84 комментария

Дихтомия западного и восточного подхода. Западу нужен эффект, Восток циклится на процессе, превращая его в ритуал.
А столкновение техник произошло во время восстания боксеров в Китае, несколько лет китайцы тренировались в храмах, оттачивая ударную технику, управляя энергией ци и алебардами. В день восстания они вышли на улицы, где их ждал гарнизон английских новобранцев с ружьями.
Китайцы успели принять боевые стойки....

23
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ну тут проблема не в подходе, а в целеполагании.Китайцы всё делали правильно, если бы целью была подготовка к боксёрскому турниру. Де-факто, в их ситуации сработал фактор недостатка информации о противнике. 

Ответить

Отличная статья!

9
Ответить

Спасибо!

4
Ответить

Мои обычные сценарии чтения статкй:
- не открыл из за анонса
- открыл и закрыл
- открыл, пробежал и в закладки (фиг когда прочитаю)
- дочитал сразу до конца. Как в данном случае. Прям по существу.
Спасибо!

6
Ответить

Спасибо!

Ответить