В ожидании прокола пузыря nasdaq, Tesla, Bitcoin. Waiting for the last dance

«Нет ничего более раздражающего, чем наблюдать за тем, как легко и быстро богатеют ваши друзья и соседи», — Jeremy Grantham.

Jeremy_Grantham - автор статьи “Waiting for the last dance” Bloomberg
249249

Невероятный бред про Теслу. Маск неоднократно говорил о том, что сделать электрокар не сложно. А организовать производство тот ещё кошмар. И Тесла строит заводы. Строит, развивает, модернизирует уже функционирующие производства, закладывает новые более современные заводы, вкладывается в НИОКР с коротким циклом и быстрой промышленной реализацией результатов.
Сколько бы сейчас не стоила акция Теслы оценивается не стоимость компании на одну произведённую машину, а стоимость производящих заводов и парка зарядных станций, ноу-хау, мобильность производства, его масштабируемость, инфраструктура ИИ и софта Теслы и море других элементов системы. Ну, да, Тесла симбиоз НИИ, Бентли, Майкрософта, Гугла и хрен знает чего ещё. И численность непроизводственного и непроизводящего ничего кроме бумаг персонала в Тесла кратно ниже, если не на порядок, любой другой компании.
Стоит дорогого и система дистрибуции, производственной и отгрузочной логистики. Вся система стоит овердохрена.
А рынок подвержен панике и многие инвесторы, увы, прислушиваются к експертам типа авторов статьи. Увы.
В остальном статья больше похожа на черновик курсовика студента Синергии.

И покажите мне хоть одного эксперта, который более или менее точно оценит стоимость и потенциал всей новой отрасли электрокаров. Вот не таких.

Крайне плохой обзор, узколобый. Вы говорите о пузырях и говорите, что это явление редкое? Ну-ну. А Киндер-сюрприз ничего не напоминает? А бюджет РФ до 2014 года? Кризис дот-комов говорите? Ну-ну... а в чем заключался тот феномен? Сейчас первые места всё так же занимают Гугл, Майкрософт, Фейсбук, Эпл, Яндекс, Маил и Озон (не большое отступление в РФ), Амазон, Байду, Алиэкспресс и так далее до бесконечности. И еще будут компании в сфере интернет-технологий, которые будут расти, айпиошиться и стоит меньше, чем выручка за миллион лет. Пока эти компании обслуживают долги, пока платят дивы, пока не дефолтят, пока вкладывают в длинные инвестиции, пока они скупают перспективные стартапы они и будут стоит овердохрена. А в 1995-2001 привлеченные деньги вкладывались супернеэффективно - в рекламу, красивые офисы и сомнительные на тот момент и крайне длинные инвестпроекты. Пожалуйста, посмотрите сейчас на фондовый рынок - первые места в спросе - мобильные интернет технологии. Интернет вещей, умные дома, смартфоны в каждый дом на каждого человека, ТВ уступает место стриминговым сервисам, музло покупают только ленивые. Примеров невозможности обходиться сейчас без интернета полно вокруг. Оплатить картой в магазине - интернет, заказать пиццу - интернет, записаться к врачу - интернет, почитать книгу - интернет, написать курсовую, диплом, реферат  - интернет. А там, где халява лежат и триллионный рекламный бюджет. Сейчас проститутку заказать проще, выгоднее и качественнее через интернет. Позвонить другу из Урюпинска в Лос-Анжелес  и то интернет нужен. Я вообще не понимаю тех, кто до сих пор давит на кнопки и крутит диск телефона. А ведь и смартфоны казались пузырем - заряд не держат, скорость плохая, связь пропадает и так далее. Всё! Теперь в туалет без него невозможно попасть.

Если вы пытаетесь себя отрекламировать, то берите тему такую, чтобы не выглядеть студентами уже упомянутой синергии. Тем более говорить об инвестициях на висиру это верх идиотизма.

Ах, да! Вы когда говорите об инвестициях и мультипликаторах не забудьте вспомнить не только об инвестициях на фондовых рынках, но и об инвестициях в основной капитал в реальном секторе экономики. Опуститесь в инвестиции предприятий. Тогда точно не будете нести откровенную чушь.

1

Игорь, вы походу Теслой закупились на последних хаях...)))

3

Организовать производство электрокара - кошмар, а автрмобиля с двс, видимо, как два пальца об асфальт?)
Нет такой отрасли как производство электрокаров. Есть автомобильная отрасль, производящая продукт предназначенный для перемещения пятой точки его владельца из точки А в точку Б. А на каком топливе (бензин, дизель, водород или электричество) сей продукт приводится в движение - дело даже не второе.
Да, хипстеры чешут свое экологически чистое эго покупая электрички. А какие нибудь реднеки из джорджии признают за автомобиль только пикап с восьмицилиндровым бензиновым движком. С трудом себе представляю отечественного владельца крузака меняющего его на электрокар. 
Тесла строит заводы. Аж 5 штук. А Тойота уже построила сотню заводов на всех континентах, производящих широчайший модельный ряд от той-каров до представительских лимузинов. На любой вкус и кошелёк. Аналогично с ВАГом. Для них Тесла в масштабах автопрома - мелочь пузатая. Да 500 тысяч машин среднезадрипанный китайский автопроизводитель выпускает, а его названия никто за пределами Китая порой не знает.
И что-то не стоят по 800 миллиардов ни ВАГ, ни тойота. 
Единственная причина по какой они не вкладывались в электрокары - они и так хорошо зарабатывали на машинах с двс и гибридах. Теперь, когда с одной стороны давят государства, с другой виден спрос на электрички, в эту нишу ломанулись все. И большие и маленькие. Какой кусок откусит от этого автомобильного пирога небольшая компания Тесла - большой вопрос. 

2

А "овердохрена" это сколько? Надо, чтоб яху финанс в свои метрики включили.

Кстати, фейсбук, гугл, яндекс, амазон и прочие, о которых вы пишите (специально прочих не перечисляю, потому что не уверен) не платят дивиденды и отчасти поэтому у них нет долгов. Эппл и Майкрософт платят, но у них одна из самых низких див доходностей на рынке. У теслы есть плечо, d/e в районе 80-90%, т.е. не сказать, чтоб прям очень большое, дивиденды она, если не ошибаюсь, не платит. В этом и состоит особенность нынешнего пузыря от предыдущих. У надутых активов (фейсбук я отсюда исключаю, он оценен +/- справедливо, гугл, эппл и Майкрософт, возможно, тоже) риск дефолта невелик, в отличие от активов 2000 и 2007 годов. Однако возможен сценарий, при котором эти компании перестанут показывать трехзначный рост своих акций, тогда акционеры спросят о дивидендах. И вот тогда будет интересно посмотреть, смогут ли эти компании платить устраивающие акционеров дивиденды и продолжать осуществлять довольно большой капекс, чтобы акции снова когда-то стали расти или был обоснован уже достигнутый рост, не используя заемное финансирование.