Как отучить ребёнка (или самого себя) от онлайн-игр? Часть 3. Что делать, если ваш ребёнок — геймер?

Вы читаете третью статью из серии, посвящённой игромании у подростков. В первой части мы обсудили, почему эта зависимость вообще возникает. Во второй части я обозначил две ошибки, которые допускают родители, пытаясь решить проблему. Пришло время поговорить о том, что же всё-таки делать, если ребёнок — фанат игр.

Проблема мне хорошо знакома — сам долгое время был игроманом. Изучая психологию поведения и управление привычками, я нашёл способы освободиться от зависимости. Надеюсь, что мои рекомендации и идеи окажутся полезными и для вас. В этой части расскажу:

  • что вы можете сделать, чтобы оторвать ребёнка от компьютера;
  • как помочь подростку стать крутым геймером и заработать кучу денег;
  • какие 3 тактики сработают, если вы не хотите, чтобы учёба пострадала.

Сотрудничество, а не борьба

Первое и самое важное, что могут сделать родители подростка-игромана — это встать на его сторону. Ребёнок должен чувствовать, что вы не стремитесь обидеть его или лишить хобби. Необходимо мягко и доходчиво объяснить, что вы, напротив, искренне хотите поддержать, максимально вовлечься в его историю и понять, почему для него так важен виртуальный мир.

Вы и ваш ребёнок — одна команда и у вас общая цель: разобраться с играми. Разобраться — это не значит вычеркнуть их из жизни ребёнка. Я рекомендую родителям выстраивать отношения с детьми в формате сотрудничества, а не противоборства.

Просто спросить и внимательно послушать

Выяснить, чем именно вашего ребёнка привлекают игры, проще, чем может показаться. Скорее всего, он и сам хотел бы с вами этим поделиться, просто не было подходящего момента. Подросток не чувствует, что вы готовы его выслушать и поддержать, боится неодобрения. Думает, что вы махнёте рукой, скажете, что всё это глупости, и отправите его мыть посуду или делать уроки.

Однажды во время поездки на дачу отец вдруг спросил про Ragnarok — игру, которой я в то время увлекался. Целый час я с удовольствием рассказывал про своего персонажа и его навыки, про все приключения и битвы; как мог, объяснял механики игры и всё, что меня в ней восхищало.

Мне очень хотелось, чтобы папа понял, насколько это крутая игра и чего я в ней добился. Разговор был много лет назад, но я помню его до сих пор — настолько неожиданным и приятным был интерес отца к моему увлечению.

Тактика: подменить мотивацию

Первая тактика, которой я предлагаю воспользоваться — подмена мотивации. Суть её в том, чтобы сделать процесс игры похожим на учёбу в школе.

Ценность и увлекательность игр отчасти строится на том, что для ребёнка это дефицитный ресурс. Ему приходится преодолевать препятствие в виде запрета родителей, чтобы попасть в виртуальный мир. Со школьными уроками и домашними заданиями всё наоборот. Во-первых, учиться никто не запрещает, а во-вторых, это нужно делать, но не хочется.

Мы можем попытаться перевернуть ситуацию, предложив ребёнку новые правила:

«Хорошо, дорогой друг, я признаю твоё увлечение компьютерными играми. Я вижу, что это для тебя важно. Давай будем в этом с тобой развиваться. Договоримся, что с этого дня ты будешь играть 4 часа в день и ни минутой меньше. Вот для тебя учебная программа. Сегодня ты отрабатываешь вот такой прыжок, завтра ты отрабатываешь вот такую тактику. Я оплачу тебе тренера по этой игре. К концу месяца ты должен занять первую строчку рейтинга игроков в городе».

ВАЖНО: надо сделать так, чтобы игра у ребёнка начала ассоциироваться с тем, с чем обычно ассоциируется учёба: с обязательствами, дисциплиной и работой.

Весьма вероятно, что при таком сценарии игра ребёнку быстро наскучит, если, конечно, он примет ваши условия. Вспомните себя. Скорее всего, вам быстро надоело ходить в художественную или музыкальную школу, потому что НАДО было это делать.

Итак, первая тактика — это подменить мотивацию ребёнка и превратить для него игры в некое подобие работы или учёбы. Полный доступ, никаких запретов, учебная программа, тренер, измеримая цель и так далее. Это будет уже не просто игра ради развлечения, а нечто обязательное и спланированное. В результате ребенок может довольно быстро остыть по отношению к играм.

Тактика: найти конструктивное русло

А что если ребёнок включится в процесс и примется играть с удвоенной силой? Начнёт плотно заниматься с тренером, проявлять дисциплину и прокачивать своего персонажа. Победит всех монстров и станет геймером №1 в городе. Задумается о том, чтобы принять участие в киберспортивных турнирах…

Если так, то, может быть, тем более стоит поддержать ребёнка? Может, у него есть амбиции, талант, способности? Может, в его жизни наконец-то появилась цель, которая по-настоящему зажигает?

Не торопитесь переживать и приходить в ужас от мысли, что ваш ребёнок — геймер. Профессиональные игроки зарабатывают очень даже приличные деньги.

Конечно, не каждому суждено стать долларовым миллионером на играх, но цифры впечатляют
Конечно, не каждому суждено стать долларовым миллионером на играх, но цифры впечатляют

Всего один важный вопрос

Давайте разберёмся, как перевести игроманию в более конструктивное русло. Шаг первый: понять, что именно привлекает ребенка в игре и какие потребности он реализует с её помощью. Можно прямо спросить его об этом: «Скажи, а что тебе интересно, что именно тебе нравится в игре?»

И, возможно, вы услышите то, о чём я говорил ранее. Например, ваш ребёнок хочет завоевать авторитет и почувствовать себя более значимым, стать героем в своих глазах и глазах окружающих. Осознавая потребности ребёнка и подталкивая его самого осознать их, вы можете ему помочь.

Вариант №1: Нужны деньги? Заработай!

Вы можете сказать ребёнку: «Хорошо, допустим, тебе нравится играть. Но для игр нужен хороший компьютер с большим монитором, игровая аппаратура, удобное кресло. Чтобы всё это приобрести, нужны деньги. У нас нет такой большой суммы, но давай вместе подумаем, как ты мог бы сам её заработать?»

Что мы делаем? Перенаправляем внимание ребёнка. Говорим на понятном ему языке, учитываем его потребности и помогаем увидеть, как его действия могут повлиять на важную для него реальность. И тогда мы подкидываем идею: «Как насчет того, чтобы мы помогли тебе устроиться курьером? Тогда ты сможешь за два месяца заработать на классный компьютер».

В выпускных классах школы и на первых курсах института мой брат перестал давать мне деньги на карманные расходы. Желание играть на быстром компьютере мотивировало меня искать другой источник дохода. Я решила хорошо учиться, чтобы получать стипендию, и как можно раньше пойти работать.

Работала самозабвенно и откладывала всю зарплату. Уже через несколько месяцев смогла совершить свою первую в жизни самостоятельную покупку — новый компьютер. Он стоил тогда 18 000 рублей.

Елизавета Алещева, сама заработала на хороший игровой компьютер

Вариант №2: Как насчёт нового хобби?

Второй вариант созидательного русла заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, связанными с играми. Вы можете сказать: «Как я вижу, ты увлечен таким-то виртуальным миром (например, японским аниме) и любишь истории про таких-то персонажей. Хорошо. Давай пробовать с тобой вместе развивать этот интерес и делать что-то уникальное на его основе».

Например, вы можете подарить ребенку коллекционные фигурки персонажей из его любимой игры. Но не простые фигурки, а те, которые нужно раскрашивать. Возможно, вы не в курсе, но раскрашивать коллекционные фигурки нелегко. А что более важно — готовые цветные фигурки ценятся среди коллекционеров. Есть сообщество умельцев, которые весьма не дёшево продают плоды своего творчества на специальных площадках. Для некоторых это основной источник дохода.

Этим занятием увлекаются не только подростки, но и вполне серьёзные дяди и тёти
Этим занятием увлекаются не только подростки, но и вполне серьёзные дяди и тёти

Вариант №3: Из потребителя в создателя

Есть ещё один способ, как переключить внимание школьника и привлечь его к творчеству с помощью компьютерных игр. На меня этот способ точно бы подействовал. Вы можете сказать ребёнку: «Я знаю, что ты любишь смотреть, как играют другие. А чем ты хуже этих игроков? Почему бы тебе не перестать быть зрителем и не стать самому создателем контента, блогером, экспертом в играх?»

Вы можете помочь ребенку увлечься блогерством, изучить съёмку и монтаж видео, установку света, прокачать актерские и ораторские навыки, чтобы он мог лучше донести свою мысль через камеру. По сути, его увлечение останется тем же самым — онлайн-игры, но теперь он будет воспринимать их в другом свете.

Кем ты хочешь быть в игре?

Допустим, ребенку всё это неинтересно и он просто продолжает играть. Тогда мы можем придумать, как реализовать его интересы и развить навыки именно в рамках игры. Это может на первый взгляд показаться абсурдом, но в некоторых компьютерных играх есть много социального взаимодействия.

В игре Ragnarok были гильдии — группы игроков, которые воюют друг с другом. У каждой гильдии есть начальник, который руководит большим количеством людей. Без уверенных навыков управления командой с этой задачей не справиться.

Полезно помочь ребенку взглянуть на ситуацию именно с этой точки зрения. А затем вместе с ним целенаправленно прокачивать его менеджерские или коммуникационные способности, чтобы он стал лучшим начальником гильдии.

Однажды мой сын Тим рассказал, что смотрит сериал про байкеров. Объяснил, что поменял персонажа в игре и ищет фактуру, чтобы вжиться в роль. Оказывается, есть жанр role play, где игрок создаёт персонажа сам. Пишет биографию, придумывает визуальный образ, лексикон и голос, полностью вживается в роль.

Общение внутри игры отнюдь не виртуальное — игроки общаются голосом, находясь в образах своих персонажей. У них есть фейсбук и инстраграм в игре, свои дома, они покупают подходящую своему персонажу одежду, готовят ту еду, которую он мог бы есть в реальной жизни. Общаются с медиками, полицейскими, бандитами и механиками, придумывают, как заработать денег на жизнь.

Если игрок ленится создавать яркий образ и движуху своей роли, не знает тонкости профессии, не выдерживает логику в действиях персонажа, которого описал в эссе и утвердил до входа в игру у администраторов, то он будет игнорироваться другими игроками, а в худшем случае вылетит из игры.

Ирина Клименко, мама мальчика, который относится к онлайн-играм очень серьёзно

Конечно, чтобы дойти до таких высот, родителям нужно самим вовлечься в виртуальный мир и разобраться, что там вообще происходит и какое место в нём занимает ребёнок. И здесь мы возвращаемся к мысли, что надо проявлять интерес и внимание по отношению к ребенку, а не просто говорить «Ты занимаешься ерундой».

Прокачал персонажа — заработал больше папы

Компьютерные игры не только могут давать ребёнку мотивацию для развития навыков, но и стать для него источником дохода. Раскрашивать коллекционные фигурки — для геймера далеко не единственный способ заработать.

Например, можно искать редкие артефакты, а потом на сером рынке продавать их за реальные деньги. Можно продать и своего игрового персонажа, и тоже за реальные деньги. Зарабатывать, просто играя, на мой взгляд, не так уж плохо.

В 2006 году мне исполнилось 16 и я очень хотел мотоцикл, но родители отказались его покупать. Я отучился в мотошколе и получил права категории А. Начал копить деньги, но тот мотоцикл, который мог удовлетворить мои амбиции, стоил 45 000 рублей. Это гораздо больше, чем я мог собрать, откладывая деньги, которые мне выделяли на карманные расходы.

В то время я увлекался игрой Lineage 2. У нас было целое сообщество игроков, мы иногда встречались большой компанией в Москве. Устраивали грандиозные шашлыки в парках, обсуждали детали игровых войн, захватов и осад.

Игра была огромным и тонким миром, в который мы уходили с головой. Она заменяла нам реальную жизнь. За аккаунт приходилось постоянно платить, и это серьёзно било по моему карману. Но я находил деньги: подрабатывал и экономил на школьных завтраках.

Мой персонаж в игре был довольно прокачанным и, чтобы купить мотоцикл, я, недолго думая, продал его за 35 000 рублей. Продал ещё и свой игровой компьютер за 10 000 рублей. На мотоцикл как раз хватило. Он был 1989 года выпуска, на год старше меня.

Мотоцикл перенёс меня из виртуального мира в реальность, о чём я нисколько не жалею. Тусовка байкеров оказалась очень похожа на геймерскую. Я снова получил возможность оттачивать технику и совершенствовать мастерство, только уже в другом.

Спустя 3–4 года катание по городу мне наскучило и я начал ездить на гоночный трек. Новые друзья-байкеры однажды вынудили меня принять участие в соревнованиях в любительском классе. Так я впервые почувствовал запах гонок.

Дух соперничества, схватка с оппонентом, нереальное количество адреналина и эмоций — всё это ни с чем несравнимо. Началась моя карьера гонщика и она безумно затягивала. Я занимал деньги, чтобы кататься на треке и участвовать в спортивных сборах и соревнованиях.

Некоторое время спустя я преодолел шесть этапов соревнований в течение года и стал чемпионом России по мотогонкам

Артём Федосеев, продал персонажа, купил мотоцикл и стал чемпионом

Вдохновился и освоил новый навык

Когда я играл в «Бойцовский клуб», там иногда проводились конкурсы на создание иллюстраций для новых игровых предметов. Я не умел рисовать, но помню, что мы с другом часами сидели, пытаясь выдать какой-нибудь рисунок.

Понятно, что наши рисунки были бестолковыми и мы в итоге ничего не выиграли. Но если бы кто-то из родителей заметил в то время наши старания и цели, если бы для нас создали условия, объяснили бы, как рисовать и развиваться в этом, то я с большим удовольствием занимался бы этим.

Кстати, мой приятель, с которым мы играли в Combats, изучил основы программирования и написал небольшую программу, которая предсказывала, как в бою будет действовать противник. Это меня настолько вдохновило, что я тоже увлёкся программированием.

Ребёнок просто не умеет делать это иначе

Помните, что у каждого ребенка есть много увлечений, потребностей и интересов. Он получает и выражает их через игру, потому что не умеет делать это более творческим и конструктивным способом.

Я предлагаю вам обнаружить эти интересы, навыки и способности. Это можно сделать, только проявляя искренний интерес к виртуальной жизни ребёнка. А затем следует помочь ему, создавая условия и поддерживая его, пока он будет оттачивать навыки.

Если ребенок будет получать отдачу от своих занятий через одобрение родителей, сверстников, других игроков, то он с удовольствием будет заниматься этим. Вы можете не верить, но каждый ребенок с 10 лет прекрасно понимает, что сидеть целый день за компьютером хоть и приятно, но не очень полезно и довольно бессмысленно.

Тактика: создать сопутствующие условия

Третья тактика — создать условия, в которых ребёнок будет играть с пользой или хотя бы с меньшим вредом для себя. Например, можно помочь ему развиваться физически в то самое время, когда он играет. Тогда вам не придётся выгонять подростка на тренировки, которые он терпеть не может. Как это сделать?

Например, вы можете сказать ребенку: «Дружище, играй, во что хочешь, но я поставлю перед компьютером беговую дорожку. Всё время, пока ты играешь, должен по ней ходить». Или другое правило: «С этого момента каждый раз, когда твой персонаж умирает и надо ждать минуту до следующего раунда, ты не просто сидишь и ждёшь, уставившись в экран, а делаешь 10 отжиманий».

Так ребёнок приучится делать физические упражнения и довольно быстро, а к тому же, незаметно для себя, благодаря коротким спортивным перерывам станет сильнее и выносливее.

Ещё один простой пример: разрешите ребёнку играть только в игры на английском языке. Я в своё время увлекался квестами, где было много диалогов. Мне было настолько интересно, что же говорят персонажи и в чём суть сюжетной линии, что я подолгу сидел со словарём и переводил все реплики. Мало-помалу выучил много английских слов и выражений.

Тот случай, когда не нужно объяснять, для чего учить английский язык
Тот случай, когда не нужно объяснять, для чего учить английский язык

Резюме

  1. Вы сможете помочь ребёнку, только если готовы встать на его сторону, понять, чем игры его привлекают, и вместе придумать, что с этим делать.

  2. Первая тактика — подменить мотивацию ребёнка и превратить для него игры в некое подобие работы или учёбы.
  3. Вторая тактика — понять, что с ребёнком происходит в игре, и помочь ему нащупать конструктивное русло, чтобы развить навыки.
  4. Школьник реализует свои потребности и интересы через игру, потому что не умеет делать это более творческим и конструктивным способом. Ваша задача — подсказать ему альтернативные способы сделать это.

  5. Третья тактика — создать условия, в рамках которых ребёнок будет играть с пользой или хотя бы с меньшим вредом для себя.

Что дальше?

Спасибо, что дочитали этот цикл статей до конца! Искренне надеюсь, что он поможет вам чуть глубже понимать своё собственное поведение или поведение близкого человека.

Если же вы чувствуете, что эта тема для вас «горячая», то приглашаю вас присоединиться к нашему проекту «Будет сделано!»: послушать один из 150+ выпусков бесплатного подкаста, прочитать книгу или принять участие в нашей 3х-месячной онлайн-программе. И пусть всё самое важное в вашей жизни будет сделано!

1717
10 комментариев

Хватит уже в свои игры залипать! Одень мои ботинки и иди вон погуляй!

5

Ничто не дает такие дозы дофамина, как компьютерные игры. С гейм можно слезть только на наркотики) Что делать? Убрать все компьютеры и гаджеты из дома, забить день приятными заменителями, параллельно разбираясь с тревожностью. Своей и ребенка. Признать, что в жизни у вас не всё ок, если вы уходите в игры. Если сейчас все родители будут смотреть на своих детей, проводящих 90% свободного времени в играх, и надеяться, что это будущие гении киберспорта, то очень скоро разочаруются. Я не видела богатых, счастливых, свободных, психологически здоровых людей в гейм-зависимостью. 

4

С играми доходчиво объяснил.
А со школой что?

2

Никита, красавчик!
Благодарю за четкий подробный и понятный чек-лист для действий в резюме!
По моему опыту, самая большая сложность — в переходе от знаний к действию. У тебя этот переход четко и подробно описан. Понятно, как внедрять. Это супер! 👍💪👏🙏🏻

1

Я так подумал лучше занять ребенка всякими развивающими пазлами, вот кстати могу посоветовать https://wunderkiddy.com/ru/category/worksheets

1

Теперь ждём аналогичную статью насчёт соцсетей)