Зачем российским программистам за границу?

Леонид Шмаков, оператор Лаборатории сетевого администрирования, участник WoldSkills от России  Фото: ТюмГу
Леонид Шмаков, оператор Лаборатории сетевого администрирования, участник WoldSkills от России  Фото: ТюмГу

Помните фильм Юрия Дудя про Кремниевую Долину? Где интересные русскоговорящие ребята рассказывают про инвестиции, стартапы, питчинг, ИТ-разработки и далее по списку? После фильма остается странное послевкусие – вроде бы, хочется придумать что-то крышесносящее, приехать в Долину, найти инвестора, который вложит 1млрд$ и жить припеваючи, смотря, как твое детище совершенствуется и меняет мир. А вроде бы становится горько от того, что белорусские, украинские и российские программисты уезжают в бугор по тем или иным причинам. Захотелось узнать, каков масштаб бедствия для нашей страны и есть ли оно вообще.

А куда все идут?

58% российских ИТ-специалистов готовы уехать работать за границу. Эта цифра ниже, чем показатели по миру – целых 67% иностранцев готовы рассмотреть предложения из других стран. Эти цифры показывают нам, что миграция девелоперов за бугор – нормальное явление, которому подвержены разработчики других стран. Основные причины очень логичны – поиск лучших условий и любопытство. Выстроилась эдакая лестница роста: программисты из регионов стремятся в Москву и Питер, а программисты Москвы и Питера зачастую ставят себе цель уехать за пределы страны.

Почему образ «заграницы» стал вершиной лестницы роста? Есть два фактора. Первый из них мы уже упоминали – любопытство. Отечественным программистам интересны условия жизни и труда, быт – хочется попробовать свои силы. Вторая причина – имидж, созданный странам, в которые принято сматываться, будучи программистом. США – Кремниевая Долина, калифорнийские ИТ-гиганты, условия труда в условном Google. Германия – технический прогресс, что ни компания – то мировой бренд, условия труда и жизни. Англия – консервативная страна с дорогим уровнем жизни и, как следствие, высокими показателями заработной платы. Все это оседает в наших головах с самого детства и надежно закрепляется. Никто же не хочет ехать программировать в Северную Корею? Или Саудовскую Аравию? Плюс ко всему, играет специфика профессии программиста и человеческой природы. Например, в США и Англии «не в моде» директивное общение с сотрудниками. Судя по опросу, проведенному порталом Rusbase, программистам из Москвы это очень нравится.

Конечно же, многие разочаровываются в сложившихся идеалах, когда дело доходит до переезда. Многие не справляются с новым ритмом жизни и особенностями ведения быта, начиная с дополнительных расходов (мед. страховка), которые нивелируют преимущество в виде высокой заработной платы, заканчивая банальной тоской по родине (русская зима, долбанутые, но такие родные законы Госдумы РФ и широта русской души). Меньше разочаровываются программисты, которые уезжают на определенное время, для набора опыта, не сжигая мостов с Россией.

А вас я попрошу остаться

Как остановить отток кадров из ИТ-сферы? Наверное, никак, потому что это естественный и в какой-то степени взаимозаменяемый процесс. Один уехал из Москвы за границу – другой (а то и двое) приехал на его место из региона.

Чтобы не остановить, а хотя бы уменьшить отток, нужно посмотреть на то, что привлекает программистов за границей. Во-первых, работа в компаниях с высокой корпоративной культурой, где все вокруг направлено на повышение продуктивности сотрудника. Во-вторых, возможность узнавать новое, специальные тренинги и курсы, которые могут быть пройдены на добровольной основе. В-третьих, прозрачные условия работы, чтобы то, что было обещано на собеседовании, не натыкалось на загвоздки. Если к этому добавить работы в других странах, не увольняясь из компании, то это вообще место мечты для любого программиста.

Зачем российским программистам за границу?

Конечно же, если помечтать, то можно увидеть Россию в роли той страны, в которую будут стремиться все молодые таланты мира. У нас есть, чем гордиться. Вспоминаем Павла Дурова, создателей языка Kotlin, победителей международных олимпиад по программированию, приложение Prisma и многое-многое другое. Осталось повысить уровень корпоративной культуры, подтянуть английский язык, поработать над внешней рекламу отечественных ИТ-брендов. Что точно в порядке – так это зарплаты, позволяющие разработчику уровня «middle» зарабатывать от 140 тысяч рублей, по самым скромным подсчетам.

Источники статистики и данных:

Редакция The MASCC - чешско-российской ИТ-компании по разработке программного обеспечения и мобильных приложений.

55
100 комментариев

Во-первыхВо-вторыхВ-третьих


Может, всё намного проще — люди видят, что в таком настоящем у них нет будущего, и уезжают? 🙄

А то ты в своём «расследовании» так деликатно обходишь все социальные и политические аспекты, что прям захотелось их тебе подсказать 🤭

23
Ответить

ну нет, захотелось именно неполитические аспекты обозначить. Про какие-то монополизирующие законы и давление гос. сектора на частников уже надоело черкать)

Ответить

Часто даже за детей переживают, страшно за них, как им придется в бандитском государстве жить, где воровство возведено в культ.

1
Ответить

"У нас есть, чем гордиться. Вспоминаем Павла Дурова, создателей языка Kotlin..."

Вспоминаем как мы выгнали Павла Дурова, засудили создателя Ngnix ... итд итп, хм действительно есть чем гордиться

12
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

европейские зарплаты нельзя так-то сравнить с московскими потому что мы тупо не знаем, какие они московские. в Евро то если. вот например в прошлом году в начале года это были одни суммы, во второй половине другие.
а какие они будут через год - кто предскажет.

например до 2014 года зарплаты в евро в москве были в среднем даже выше чем в европе, не говоря о топовых разработчиках, у которых было сильно сильно выше чем в европе. я в то время ездил по дешевой европе и убивался с того как по моим деньгам все за бесценок в ней:)
но потом зарплаты в евро уменьшились в 2 раза за 1 день например.

преимущество европы в том что там зарплата например если есть 6000 евро, то это именно 6000 евро. а в россии 6000 евро это сейчас 540 тыс, а еще недавно относительно это было 480, а еще чуть недавнее это было 420 тыс например.

2
Ответить

Что мешает начать изучать сейчас? 

Ответить