Зачем российским программистам за границу?

Леонид Шмаков, оператор Лаборатории сетевого администрирования, участник WoldSkills от России  Фото: ТюмГу
Леонид Шмаков, оператор Лаборатории сетевого администрирования, участник WoldSkills от России  Фото: ТюмГу

Помните фильм Юрия Дудя про Кремниевую Долину? Где интересные русскоговорящие ребята рассказывают про инвестиции, стартапы, питчинг, ИТ-разработки и далее по списку? После фильма остается странное послевкусие – вроде бы, хочется придумать что-то крышесносящее, приехать в Долину, найти инвестора, который вложит 1млрд$ и жить припеваючи, смотря, как твое детище совершенствуется и меняет мир. А вроде бы становится горько от того, что белорусские, украинские и российские программисты уезжают в бугор по тем или иным причинам. Захотелось узнать, каков масштаб бедствия для нашей страны и есть ли оно вообще.

А куда все идут?

58% российских ИТ-специалистов готовы уехать работать за границу. Эта цифра ниже, чем показатели по миру – целых 67% иностранцев готовы рассмотреть предложения из других стран. Эти цифры показывают нам, что миграция девелоперов за бугор – нормальное явление, которому подвержены разработчики других стран. Основные причины очень логичны – поиск лучших условий и любопытство. Выстроилась эдакая лестница роста: программисты из регионов стремятся в Москву и Питер, а программисты Москвы и Питера зачастую ставят себе цель уехать за пределы страны.

Почему образ «заграницы» стал вершиной лестницы роста? Есть два фактора. Первый из них мы уже упоминали – любопытство. Отечественным программистам интересны условия жизни и труда, быт – хочется попробовать свои силы. Вторая причина – имидж, созданный странам, в которые принято сматываться, будучи программистом. США – Кремниевая Долина, калифорнийские ИТ-гиганты, условия труда в условном Google. Германия – технический прогресс, что ни компания – то мировой бренд, условия труда и жизни. Англия – консервативная страна с дорогим уровнем жизни и, как следствие, высокими показателями заработной платы. Все это оседает в наших головах с самого детства и надежно закрепляется. Никто же не хочет ехать программировать в Северную Корею? Или Саудовскую Аравию? Плюс ко всему, играет специфика профессии программиста и человеческой природы. Например, в США и Англии «не в моде» директивное общение с сотрудниками. Судя по опросу, проведенному порталом Rusbase, программистам из Москвы это очень нравится.

Конечно же, многие разочаровываются в сложившихся идеалах, когда дело доходит до переезда. Многие не справляются с новым ритмом жизни и особенностями ведения быта, начиная с дополнительных расходов (мед. страховка), которые нивелируют преимущество в виде высокой заработной платы, заканчивая банальной тоской по родине (русская зима, долбанутые, но такие родные законы Госдумы РФ и широта русской души). Меньше разочаровываются программисты, которые уезжают на определенное время, для набора опыта, не сжигая мостов с Россией.

А вас я попрошу остаться

Как остановить отток кадров из ИТ-сферы? Наверное, никак, потому что это естественный и в какой-то степени взаимозаменяемый процесс. Один уехал из Москвы за границу – другой (а то и двое) приехал на его место из региона.

Чтобы не остановить, а хотя бы уменьшить отток, нужно посмотреть на то, что привлекает программистов за границей. Во-первых, работа в компаниях с высокой корпоративной культурой, где все вокруг направлено на повышение продуктивности сотрудника. Во-вторых, возможность узнавать новое, специальные тренинги и курсы, которые могут быть пройдены на добровольной основе. В-третьих, прозрачные условия работы, чтобы то, что было обещано на собеседовании, не натыкалось на загвоздки. Если к этому добавить работы в других странах, не увольняясь из компании, то это вообще место мечты для любого программиста.

Зачем российским программистам за границу?

Конечно же, если помечтать, то можно увидеть Россию в роли той страны, в которую будут стремиться все молодые таланты мира. У нас есть, чем гордиться. Вспоминаем Павла Дурова, создателей языка Kotlin, победителей международных олимпиад по программированию, приложение Prisma и многое-многое другое. Осталось повысить уровень корпоративной культуры, подтянуть английский язык, поработать над внешней рекламу отечественных ИТ-брендов. Что точно в порядке – так это зарплаты, позволяющие разработчику уровня «middle» зарабатывать от 140 тысяч рублей, по самым скромным подсчетам.

Источники статистики и данных:

Редакция The MASCC - чешско-российской ИТ-компании по разработке программного обеспечения и мобильных приложений.

55
100 комментариев

Во-первыхВо-вторыхВ-третьих


Может, всё намного проще — люди видят, что в таком настоящем у них нет будущего, и уезжают? 🙄

А то ты в своём «расследовании» так деликатно обходишь все социальные и политические аспекты, что прям захотелось их тебе подсказать 🤭

23

ну нет, захотелось именно неполитические аспекты обозначить. Про какие-то монополизирующие законы и давление гос. сектора на частников уже надоело черкать)

Часто даже за детей переживают, страшно за них, как им придется в бандитском государстве жить, где воровство возведено в культ.

1

"У нас есть, чем гордиться. Вспоминаем Павла Дурова, создателей языка Kotlin..."

Вспоминаем как мы выгнали Павла Дурова, засудили создателя Ngnix ... итд итп, хм действительно есть чем гордиться

12

Комментарий недоступен

9

европейские зарплаты нельзя так-то сравнить с московскими потому что мы тупо не знаем, какие они московские. в Евро то если. вот например в прошлом году в начале года это были одни суммы, во второй половине другие.
а какие они будут через год - кто предскажет.

например до 2014 года зарплаты в евро в москве были в среднем даже выше чем в европе, не говоря о топовых разработчиках, у которых было сильно сильно выше чем в европе. я в то время ездил по дешевой европе и убивался с того как по моим деньгам все за бесценок в ней:)
но потом зарплаты в евро уменьшились в 2 раза за 1 день например.

преимущество европы в том что там зарплата например если есть 6000 евро, то это именно 6000 евро. а в россии 6000 евро это сейчас 540 тыс, а еще недавно относительно это было 480, а еще чуть недавнее это было 420 тыс например.

2

Что мешает начать изучать сейчас?