{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Час в неделю — на помощь детям: как 303 учителя со всей России стали онлайн-волонтёрами для школьников

Движение «Педагоги-волонтеры России» учит ребят из детских домов и малоимущих семей. Их репетиторы уже помогли 1 350 детям наверстать знания по школьным предметам. Сейчас платформа ищет новых учителей по всей России. Особенно — математиков и программистов

Как из школы для сирот вырос онлайн-портал

Пять лет назад при поддержке частного фонда мы открыли в Ульяновской области школу английского языка. Ученики — дети из малоимущих семей и детских домов.

Мы сами выросли в небогатых семьях, так что хорошо знаем цену образования. Оно открывает перед человеком множество дверей, но не все могут позволить себе платные курсы или репетиторов. Час работы с репетитором в Ульяновске в среднем стоит 1 000 рублей. В месяц это 8 000. При этом мы по себе знаем: если ты заболел и пропустил хотя бы неделю, то наверстать упущенное без помощи со стороны непросто. Особенно — по английскому языку.

Так появилась идея создать в Ульяновске бесплатный репетиторский центр для нуждающихся. Из идеи выросла целая НКО — «Профи-центр». Наши уроки оказались очень востребованными. С приходом пандемии мы поняли, что пора развивать дистанционный формат. Школы ушли на карантин, а количество заявок росло. В Ульяновске нам просто не хватало ресурсов, чтобы начать учить всех детей, которые приходили за помощью.

Так мы придумали новое неформальное движение педагогов-волонтеров.

После победы мы дали себе год на то, чтобы создать некий минимально жизнеспособный продукт – продумать взаимодействие с педагогами и детьми, настроить процесс проверки документов, понять, интересно ли это учителям.

Сейчас мы начинаем свой второй учебный год.

«Спойлер: полет нормальный, а затея превратилась в удобную платформу «Педагоги-волонтеры России».

Чему взрослые учат детей в интернете

«Педагоги-волонтеры» — это бесплатные репетиторы, которые помогают детям осваивать школьную программу и успешно сдавать выпускные экзамены.

«Например, одна из наших учениц выиграла грант и уехала учиться в Китай.»

Из-за пандемии ей пришлось вернуться, но она продолжает осваивать программу удаленно.

В проекте участвуют преподаватели из разных регионов и даже из других стран. Сегодня с нами работают 303 учителя из 75 регионов России. Посещаемость их уроков по итогам «тестового» 2020 года составила 74%. Для дополнительного образования это хороший результат.

Мы предлагаем детям онлайн-занятия по всем школьным предметам, встречи с логопедами, консультации у психологов. Потихоньку пробуем преподавать музыку и сольфеджио и создаем курсы по иностранным языкам: китайский, испанский, английский, французский и даже польский.Статистика повышения успеваемости по ребятам из детских домов — 34%, в целом по всем ученикам — 83%. И это с учетом предвзятости некоторых школьных учителей.

«Мы несколько раз сталкивались с тем, что педагог занижает оценку только из-за того, что ребенок выбрал заниматься не с ним, а с нашим волонтером на платформе.»

Сложности бесплатного образования

Сейчас мы работаем с тремя сегментами аудитории: это дети из малообеспеченных семей, сироты и дети, проходящие лечение на дому и в медучреждениях.

С нами занимаются ребята с 1 по 11 класс. Есть несколько детей дошкольного возраста, которым нужен логопед, и пара человек старше 18. Например, в прошлом году мы помогали подтянуть английский выпускнице детского дома. Сейчас она успешно учится в колледже.

Основная сложность, с которой мы сталкиваемся в работе с детьми – недостаток инициативы и мотивации.

Чтобы эффективно работать и устанавливать доверительный контакт с учениками, мы придумываем разные мотивационные офлайн- и онлайн-фишки.

  • В первый год работы «Профи-центра» мы заклеили стену кабинета карточками с именами детей, куда педагоги после каждого занятия крепили поощрительные наклейки-кристаллы. Потом их можно было обменять на подарки. Тут нам очень помог местный бизнес: среди бонусов могли быть билеты в аквапарк, веревочный парк, в кино или кафе.
  • На удаленке мы запустили альтернативу – виртуальный рейтинг. Все баллы дети могут обменять на товары во внутреннем онлайн-магазине. Причем подарки не только материальные – скажем, сертификат на пиццу или книга. Ребенок может «купить» индивидуальное занятие с педагогом, стажировку с директором центра. Или скинуться с товарищами на отмену урока – и вместо него провести чаепитие. Такие элементы самоуправления учат детей распоряжаться своими ресурсами и временем.

Вторая сложность — дисциплина. Дети могут забыть про занятия, а родители — не напомнить о них вовремя.

Офлайн мы занимаемся группами 10-12 человек. В онлайне — тет-а-тет с преподавателем или в мини-группе до 6 детей. Из-за специфических особенностей ребят из детдомов с ними мы ведем уроки только индивидуально.

Кто и зачем становится учителем

Набирать преподавателей нам помогает портал SuperJob. На старте они разместили порядка 500 наших вакансий для разных предметов и разных регионов. Мы указывали, что ищем волонтеров, которые готовы работать с нашей аудиторией. Заявок оказалось очень много. За год мы делаем примерно три набора — всего около 700 человек.

К нам приходят по нескольким причинам:

Хотят помогать

Люди ищут дополнительную ценность для своих навыков или хотят ближе познакомиться с сиротами. Некоторые из педагогов после занятий задумались об усыновлении.

Приобретают опыт работы

Это особенно актуально для молодых учителей. Мы выдаем официальные рекомендации для будущих работодателей.

Получают бонусы

Мы зарегистрированы на портале Добро.ру. С сентября у всех наших волонтеров, которые там авторизуются, появляется электронная волонтерская книжка. В ней «проставляются» волонтерские часы. Благодаря волонтерству старшеклассники могут получить дополнительные баллы на ЕГЭ.

Как отбирают педагогов

Мы дорожим качеством работы и безопасностью детей. Кроме проверки документов, у нашего скоринга три этапа:

  • Изучение резюме. Мы можем отказать тем, кто не подходит по возрасту. Например, волонтерам младше 16 лет.
  • Видео-собеседование в удобном волонтеру мессенджере. Мы созваниваемся, представляемся, просим рассказать о себе и своих мотивах и ожиданиях, опыте, возможных сложностях.
  • Онлайн-тестирование. Оно помогает нам убедиться в том, что у соискателя нет психологическим проблем. Составить правильные вопросы нам помогла Ассоциация психологов Ульяновска. Также мы определяем реальный уровень преподавателя и понимаем, какую возрастную группу учеников он мог бы взять.

Самый частый вопрос к нам такой: «неужели действительно можно заниматься только один час?»

«У 70% наших педагогов занятия проходят именно в таком режиме: один ребенок раз в неделю. Кажется, что это совсем немного, но по итогу ученик целый год работает бок о бок с персональным репетитором. Для малоимущей семьи это очень большая экономия.»

Чтобы поднять мотивацию волонтеров, мы проводим бесплатные мероприятия: семинары по профилактике выгорания, основы возрастной психологии, учим делать яркие презентации, знакомим с приемами удержания внимания при дистанционном обучении и так далее.

Как и проект «Учитель для России», мы готовы брать в репетиторы людей без опыта в школе. Например, кое-кто из учителей обществознания – юрист в патентном бюро, а один педагог по химии и биологии трудится в химической лаборатории. Сегодня нам очень не хватает математиков, но мы рады и другим специалистам.

Какие IT-решения мы используем

Хранить данные о волонтерах, заявках, документах и планах нам помогает CRM «Битрикс24». Мы написали в компанию в 2019-м, когда поняли, что уже начали терять заявки для «Профи-центра».

На тот момент с нами учились уже 500 детей. Представьте, что каждый из них несколько раз в день пишет вам с разными вопросами. Мы не могли обрабатывать все вручную. Еще больше задач добавила пандемия.

Для онлайн-занятий мы используем LMS-платформу. Их команда разработала для нас приложения для телефонов и планшетов и бесшовно связала нас с сервисом видеоконференций. Расписание, домашние задания, болталки с одногруппниками или чаты с педагогами — все в одном месте.

Благодаря CRM мы смогли:

Автоматизировать прием заявок на обучение и систему уведомлений

Мы исключили человеческий фактор на этапе приема заявок и получения справок, подтверждающих, что ребенок может у нас учиться. Уже тогда, когда ученик все предоставляет, подключается администратор.

Ребенок реже обращается к нам, потому что роботы оперативно сообщают ему о статусах рассмотрения заявки, назначении вводного теста, о расписании или распределении в группу.

К тому же, теперь мы в пару кликов делаем массовую рассылку об отмене занятия, если педагог заболел. Раньше приходилось писать каждому из группы.

Систематизировать задачи и статусы

Мы можем быстро синхронизироваться внутри команды и вовремя получаем напоминания. Даже составить расписание в этом году получилось гораздо быстрее. В системе мы видим, какие дети ждут распределения по группам, можем быстро просмотреть их возраст и класс — и перенести все данные в журнал. Вместо недели этот процесс занимает несколько часов.

Снизить нагрузку на преподавателей

Волонтеры приходят преподавать. Нельзя вовлекать их в рутинные процессы, связанные с рассылками, сбором данных или проверками документов. Администраторов немного, но у них получается быстрее ответить на вопросы. Все-все касания с учеником теперь автоматически хранятся в его карточке. А это письма, SMS, записи звонков, задачи по этому ученику, переписка в мессенджерах и так далее.

Сделать работу децентрализованной

Когда мы создали всероссийское движение, у нас в команде появилось много людей из других регионов. Например, педагогов-добровольцев администрирует Ольга Полянская, которая живет в Санкт-Петербурге. «Битрикс24» помогает нам не замечать расстояние: в один клик можно связаться по видеосвязи или поставить задачу.

Получить инструмент аналитики

Мы видим, кто в команде перегружен, можем быстро подключиться и помочь. Система помогает нам работать с главной задачей: масштабированием. В этом году мы хотим выйти в четыре новых региона. Начать планируем с детских домов – и ждем в команду новых педагогов.

Чек-лист для тех, кто хочет стать волонтером

1.Сформулируйте планы и ожидания

Составьте список того, что вам хотелось бы получить от работы. Например, новый опыт или льготы от государства. Брать что-то взамен вложенных сил и времени — это нормально.

2.Не бойтесь, что это отнимет много сил

Один час в неделю — уже достаточно, чтобы помочь кому-то поступить в университет.

3.Честно оцените свои навыки и возможности

Если раньше вы не работали с целевой аудиторией проекта, попросите у кураторов совета и поддержки. Они помогут сориентироваться и правильно построить работу.

4.Дайте себе время на «тестовый период»

Волонтерство не обязывает оставаться помогать годами. Вы можете оценить свои силы за пару месяцев, а потом решить, что делать дальше.

5.Познакомьтесь с контекстом

Почитайте о том сегменте, которому собираетесь помогать, пообщайтесь с другими волонтерами или организаторами проектов помощи.

6.Используйте свои сильные стороны

Иногда мы сами не знаем, чем можем пригодиться другим. Но если желание стать волонтером есть, найдите то, что у вас получается лучше всего. Может быть, вы хорошо ладите с животными? Или здорово ведете творческие мастер-классы? Не обязательно быть профессиональным соцработником, чтобы начать помогать.

Если хотите попробовать себя в качестве учителя -- можно заполнить заявку на сайте.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда