Клевета в интернете: алгоритм юридического решения вопроса (но без суда)

Текст пригодится тем, кто не планирует оставаться беззащитным, если найдет клевету о себе (в конце памятка).

Клевета в интернете: алгоритм юридического решения вопроса (но без суда)

Привет, коллеги! Это сервис легального удаления негатива Digital Sharks.

На момент публикации убрали из интернета больше 2000 веб-страниц. По опыту скажем: 70 % вредного контента реально удалить, если грамотно провести переговоры. Даже когда речь идет о клевете в интернете.

Сегодня разберемся, что делать, если о вас пишут неправду, какой бывает штраф за клевету в интернете и стоит ли им угрожать. А поможет в этом мысленный эксперимент с компанией N, куда ж без него.

Компания N занимается ремонтом и отделкой коммерческих помещений. В интернете о ней написали полную чушь: якобы N срывает сроки и не исправляет собственные «косяки». Это проблема, ведь пост читают потенциальные клиенты, да и самим неприятно.

Чтобы решить задачи N, нужно:

1. Убедиться, что клевета в интернете понимается правильно.

2. Самостоятельно оценить текст на наличие противоправного контента.

3. Узнать, как лучше писать досудебную претензию.

4. Разобраться с отличиями клеветы в соцсетях и на сайтах-отзовиках.

5. Запомнить, когда лучше не писать досудебную претензию.

Клевета в интернете: общие понятия

«Клевета в интернете» — крайне размытое понятие, особенно, когда об этом заявляют не юристы. Давайте разберемся, какие статьи российского законодательства подходят под это определение.

УК РФ Статья 128.1. Клевета. Гражданин осознанно распространяет заведомо ложную информацию, порочащую честь, достоинство и подрывающую репутацию другого человека. Ключевое слово — «осознанно». Ведь лицо предвидело и желало наступления общественно опасных последствий.

По УК РФ Статья 128.1 не может быть судебной претензией.


Весной прошлого года университет «Синергия» отправил Александру Горбунову (больше известному как «Сталингулаг») досудебную претензию о возбуждении уголовного дела по статье о клевете в интернете (статья 128.1 УК РФ). Однако тут есть нюанс.

<p>В этой претензии есть крупный «косяк». Скриншот youtube-канала «Сталингулаг»</p>

В этой претензии есть крупный «косяк». Скриншот youtube-канала «Сталингулаг»

Досудебная претензия относится к гражданскому судопроизводству, а не к уголовному. В тексте письма, которое демонстрируется в ролике, видно, что упоминается и статья 128.1 УК РФ, и статья 152 ГК РФ. Видимо, на всякий случай. Повторять не рекомендуем.

ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Лицо распространяет ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие репутацию другого лица.

Однако это может происходить несознательно: человек не подозревал, что распространяет неправду, или не предполагал, что у действий могут быть последствия.

КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление. Человек распространяет сведения, направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выраженные в неприличной форме.

Результат оскорбления — отрицательная оценка личности потерпевшего.

Если назвали «дураком» — это оскорбление. Когда врут, что N все сделал плохо, — это удар по достоинству и деловой репутации. Когда врут, что N все сделал плохо и надеются, что из-за этого у него будет меньше денег, — клевета.

Как самостоятельно оценить текст с клеветой

Если руководитель N намерен идти в суд, ему нужно заверить скриншот потенциальной клеветы у нотариуса (не шутка), потом отнести его на лингвистическую экспертизу. Нет положительного заключения лингвиста — нет смысла идти в суд. Там все равно попросят провести экспертизу, но в судебном порядке она дороже.

Крайне важно: положительное заключение ≠ выигранный суд. Лингвистическая экспертиза выполняет две задачи: подтверждает наличие сведений о фактах и событиях, выраженных в форме утверждения, и удостоверяет, что в контенте нет субъективного суждения (за него не судят).

Досудебная экспертиза в среднем стоит от 15 тыс. рублей, судебная — от 20 тыс. рублей. Чтобы зря не тратить деньги, текст с клеветой в интернете можно оценить самостоятельно по следующим признакам.

Понятно, о ком идет речь. По тексту понятно, какой человек или компания имеются в виду. Рассмотрим на примере:

Обращался к одной известной компании с зеленым логотипом, чтобы они сделали ремонт. Это был просто кошмар. А ведь все их советовали!

Разгневанный автор

Подобная формулировка не пройдет, ведь ремонтных компаний с зеленым логотипом хватает. Исключение: текст написан на сайте-отзовике под конкретной компанией или в прикрепленном фото идентифицируется логотип.

Сообщение имеет порочащий характер. Распространение клеветы в интернете подразумевает, что порочащими данными она приносит вред компании или лицу.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ, порочащие сведения содержат утверждения:

  • о недобросовестности в производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности;
  • нарушении гражданином или компанией действующего законодательства;
  • совершении нечестного поступка;
  • неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни;
  • нарушениях деловой этики, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Описанные сведения не соответствуют действительности. Если автор написал правду, юридически с этим ничего не сделать (только если нет иных нарушений).

Информация подана как утверждение о фактах. Здесь скрыта главная проблема разбирательств о клевете в интернете. Если слова автора можно проверить на соответствие действительности, то это утверждение о фактах. Если нельзя, то это оценочное суждение, и за него нельзя судить.

При этом оценочные мнения, носящие оскорбительный характер, могут быть предметом судебной защиты.

Фразы «по моему мнению», «я думаю» и т. д. не являются признаком субъективного суждения.

Если один из перечисленных пунктов отсутствует, суд напишет, что отсутствуют признаки клеветы в интернете.

Как писать досудебную претензию

Руководитель компании N разобрался, с какой статьей предстоит иметь дело. Только легче не стало. Судиться — долго и дорого, а сидеть сложа руки тоже не хочется. В качестве решения рекомендуем отправить досудебную претензию.

Напомним, в конце 2020 года приняли закон, ужесточающий ответственность за нарушение статьи 128.1 УК РФ.

Возможно, это поспособствует сговорчивости части людей. Однако продолжаем считать, что лучше аккуратно решать подобные вопросы с авторами или сайтами, где размещены нежелательные материалы. Мы писали об этом ранее на примере известного сериала и диалога с автором. Однако досудебная претензия тоже может сработать.

Понятно, что универсальных формул здесь нет и быть не может. Поэтому представим общую схему формирования претензии.

Клевета в интернете: алгоритм юридического решения вопроса (но без суда)

Перед отправкой претензии лучше воспользоваться внутренними инструментами сайта или достучаться к администрации с доказательствами неправоты автора.

Клевета в соцсетях и на сайтах-отзовиках

С точки зрения закона, клевета в соцсетях или на сайтах-отзовиках отдельно не выделяется. Правда, нюансы все равно есть.

Сайты-отзовики ни за что не отвечают? Более или менее юридически подкованные сайты на уровне правил снимают с себя ответственность за публикуемый контент пользователей. Если размещают они, то отвечать тоже им.

Сайты-отзовики часто закрепляют правило: ответственность за отзывы несут авторы. Сайт — просто нейтральная площадка для обмена мнениями. Скриншот yandex.ru
Сайты-отзовики часто закрепляют правило: ответственность за отзывы несут авторы. Сайт — просто нейтральная площадка для обмена мнениями. Скриншот yandex.ru

К счастью, относительно недавно Конституционный суд РФ поддержал заявителей и постановил: отзовики должны удалять недостоверные сведения по решению суда. Главное — сослаться в претензии на это постановление, нужную формулировку найдете в пункте 2 на странице 17.

Правда, сначала надо дойти до суда и доказать свою правоту. Впрочем, это совершенно другая история.

Социальные сети. До 2017 года клевета в интернете почти не касалась социальных сетей — большинство спорных материалов признавали субъективным суждением. Основанием была сама природа социальных сетей. Что же поменялось?

Продолжение: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-3073135_121619&postId=201211" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://vk.com/wall-3073135_121619 </a>
Продолжение: https://vk.com/wall-3073135_121619

После этой публикации заявки на конкурс были отозваны, а РТСР запросила возместить убытки в размере 217 тысяч рублей

После судебного разбирательства «Российской телевизионной и радиовещательной сети» (РТРС) с автором поста в VK Верховный суд разъяснил:

Оценочные суждения, <…> являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Верховный суд РФ

Поэтому в соцсетях действуют те же правила определения порочащих сведений, как и везде. Правда, стоит помнить об анонимности, и если не получается найти автора, нужно обращаться к администрации.

Когда лучше не писать претензию?

Компании N «повезло» — негативный пост об их работе разместили на сайте с отзывчивой администрацией. К сожалению, так везет не всем.

В интернете полно сайтов, которые прикидываются «нормальными», но на деле собирают негатив для дальнейшей монетизации. Обычно они продают привилегированные аккаунты, которые позволяют «обжаловать» отзывы. Естественно, если компания платит один раз за удаление клеветы в интернете, она попадает в зависимость, и новый негатив продолжит появляться.

<p> Популярный сайт «Отзовик» зарегистрирован на Кипре. На решения российских судов ему все равно. Скриншот reg.ru</p>

Популярный сайт «Отзовик» зарегистрирован на Кипре. На решения российских судов ему все равно. Скриншот reg.ru

Некоторые действующие в доменной зоне .ru порталы не зарегистрированы в России, соответственно, не подчиняются отечественному законодательству. Вычислить это можно с помощью WHOIS-сервисов, например, REG.

Также внимательно прочитайте правила сайта, где размещен негативный контент. Иногда администрация прямо указывает: ничего и никогда не удаляем. Есть сайт с отзывами сотрудников, который считает оставленные отзывы своей собственностью.

Всегда критически оценивайте сайт, с которым придется иметь дело.

Остался последний вопрос: куда обращаться по клевете в интернете? Напомним:

1. УК РФ Статья 128.1 → Заявление подается мировому судье по месту совершения преступления или по месту жительства преступника. В полицию потерпевший может обратиться, если отсутствуют данные о распространителе клеветы (неизвестна личность и/или место его нахождения). Возможно примирение сторон.

2. ГК РФ Статья 152 → претензия → суд (если договориться не получилось).

3. КоАП РФ Статья 5.61 → претензия → суд (если договориться не получилось).

Если не уверены, что сможете решить вопрос с клеветой в интернете самостоятельно, обратитесь в Digital Sharks. Оценим вашу ситуацию и предложим решение.

Клевета в интернете: алгоритм юридического решения вопроса (но без суда)
3333
24 комментария

Ничто не играет так на руку клевете, как бегство от нее.

7

Надеюсь вся эта шляпа рассыпется вскоре и p2p сделает опять интернет свободным. Сейчас чебурнет похож на мусорку, где у кого бабки, тот его и танцует.

6

Тоже надеемся. Кто знает какие там будут рулить правила. 

2

И не только чебурнет такой...

На месте таких компаний, как синергия, о клевете лучше помалкивать

2

Вы не про судя по статье. Социальные сети, типа фейсбука не кого не волнуют, потому что там контент не индексируется поисковиками. 
Юридически закрепленная пожизненная гарантияЭто как? если сайт на другой домен переедет и поднимет "оскорбительные" отзывы, вы опять сможете удалить отзыв?)  

Всё так.

Детальнее: купили, например, вы диван на дачу. Диван оказался с дефектом. Дефект вы обнаружили через год. Поддержка производителя проблему вам не решает.  Вы недовольны. Пишите разгромный отзыв. Производитель диванов нанимает нас, мы вас находим и договариваемся как бы нам конфликт исчерпать. Вы требуете компенсации, мы договариваемся о разумном размере  компенсации. Вы удаляете отзыв. Если вы вдруг восстановите отзыв через какое то время - мы к вам снова обратимся и станем взывать к порядочности или искать новые пути решения. Все довольны...

Но представим, что вы на радостях покупаете у этого же производителя стул, в новый год забиратесь на него и стул ломается. Ушиб, перелом? Наверное. Негативный отзыв, в котором вы припомните старые грехи? – точно. Тут мы начинаем новый проект.     

1