«Похоже на Хогвартс». Как Школа 21 помогла студентке юридического факультета стать продактом в IT

В Школе 21 студенты учатся писать код и решать сложные программистские задачи. Это действительно помогает стать программистом и построить карьеру в сфере IT. Но полученные знания могут пригодится и в другой профессии. Главное — вовремя понять, чего ты хочешь. Меня зовут Аня Шишикина, во время обучения в Школе 21 я попробовала себя в роли продакта и выиграла с командой хакатон «Цифровой прорыв»

«Похоже на Хогвартс». Как Школа 21 помогла студентке юридического факультета стать продактом в IT

Я выросла в Ставрополе в семье юристов и после колледжа поступила на юридический факультет Северо-Кавказского федерального университета. Программирование меня не интересовало, и я не собиралась им заниматься, пока в декабре 2018 года не встретилась во время поездки в Москву со своим знакомым. Он учился в первом наборе Школы 21 и много рассказывал мне об этом.

Это звучало так интересно, что я зашла в кампус — просто посмотреть, как там всё устроено. Поговорила с людьми, которых встретила на первом этаже, и решила попасть в новый набор. Мне показалось, что это будет здорово: научиться чему-то новому, попробовать себя в программировании, пожить какое-то время в Москве и познакомиться с интересными людьми.

Бассейн: дедлайны каждый день и взаимовыручка

Как и все студенты, я начала с отборочного этапа — Бассейна. Сначала подала заявку на сайте Школы 21. После этого прямо на сайте прошла две игры на память и логику — это первый этап. Второй — видеоинтервью, где нужно рассказать о себе, своем опыте и мотивации. Оба этапа я прошла успешно, и мне прислали приглашение на Бассейн. Когда он стартовал, я приехала в кампус, надела зелёный браслет, поднялась на второй этаж, включила компьютер — и нам сказали: «Бассейн начался».

Бассейн — очень жёсткий этап. Было тяжело и физически, и эмоционально. До прихода в Школу компьютер мне нужен был, чтобы готовить доклады, курсовые и презентации для учёбы. А на Бассейне с первого же дня нужно было решать задачи по программированию, и поначалу я совершенно ничего не понимала — у меня был нулевой опыт. Менторов и учителей не было, поэтому приходилось много читать, постоянно гуглить и задавать вопросы более опытным студентам. И так делали все — постоянно что-то учили и искали, а когда находился человек, который разбирается в вопросе, вокруг него обычно собиралась целая группа — и получалась лекция.

Менторов и учителей не было, поэтому приходилось много читать, постоянно гуглить и задавать вопросы более опытным студентам.

Этот этап длился месяц. Было здорово, но тяжело: ежедневные задания, строгие дедлайны, а каждую неделю — экзамены. Самое лучшее в Бассейне, на мой взгляд, это люди, и отчасти я дошла до конца благодаря им. Там все очень заряженные и все невероятно разные. Конечно, там были и студенты-технари моего возраста, но были и совсем взрослые люди, которые на целый месяц оставили дом и семью, потому что захотели освоить новую профессию и кардинально поменять жизнь. Я видела медиков, юристов, экономистов, военных — со всеми было интересно общаться, все друг другу помогали. Вообще без взаимовыручки этот этап пройти невозможно, и дело не только в знаниях. Одна девочка в какой-то момент не выдержала интенсивной учёбы и сказала, что хочет уйти — у неё всё получалось, но она устала. Ребята её сильно поддержали тогда, предложили помощь, и в итоге она осталась и даже прошла на следующий этап — основное обучение.

Были и студенты-технари моего возраста, но были и совсем взрослые люди, которые на целый месяц оставили дом и семью, потому что захотели освоить новую профессию и кардинально поменять жизнь.

У меня тоже получилось дойти до конца и попасть на обучение. Так как Бассейн я проходила летом, а учёба в Школе 21 началась в сентябре, я ждала приглашения два месяца. В Бассейне я выложилась полностью, но, как и другие ребята, переживала — никто не знал, что решит руководство. Но незадолго до начала обучения мне написали, что всё в порядке и меня ждут.

Школа 21: научиться программировать с нуля и заодно поиграть в баскетбол

Поначалу было почти так же тяжело, как и во время Бассейна, но потом темп выровнялся, и мы все в более или менее спокойном режиме занимались проектами по тем направлениям, которые выбрали. У меня было направление «Алгоритмы», а ещё я планировала разобраться в дата-сайенс. Помимо учёбы, там была куча активностей: кто-то бегал, кто-то учил французский, ребята устраивали турниры по мафии, Dota 2, шахматам — все находили что-то интересное. Когда я только начала обучение в Школе 21, там играли в футбол, а я и ещё несколько ребят хотели играть в баскетбол. Мы обсудили это с руководством, собрали команду, и для нас арендовали баскетбольный зал.

Я выбрала «Алгоритмы». Но вообще в Школе 21 много направлений, вот некоторые из них. Вы бы что выбрали?
Алгоритмы
Графика
Unix
Системное администрирование
Аналитика данных и машинное обучение
Веб-программирование
Кибербезопасность
Мобильная разработка (Unity)
Робототехника
Другое

Разовые активности тоже были: мы устраивали квесты, праздновали Хэллоуин и Новый год, организовали Тайного Санту и дарили друг другу подарки. Было немного похоже на Хогвартс — в Школе даже было разделение на четыре коалиции. Тут как с распределяющей шляпой — на старте обучения каждому студенту приходило оповещение о том, куда он попал. Всего коалиций четыре: капибары, альпаки, медоеды и саламандры. Я попала в первую, и мы опекали капибару, которая живёт в Московском зоопарке. Коалиция в течение обучения может набирать баллы, и их количество влияет на личные успехи: если общих баллов много, студент быстрее переходит на следующий уровень.

Тут как с распределяющей шляпой — на старте обучения каждому студенту приходило оповещение о том, куда он попал.

Школа 21 устраивала для нас встречи с известными и интересными людьми — приходили спикеры из Сбера, Яндекса, Huawei и других компаний. Это не учебные лекции, поэтому посещать их было необязательно, конечно. Но людей обычно приходило много. Мне больше всего понравилась лекция Тимофея Хирьянова, преподавателя из МФТИ. Ещё во время Бассейна, когда было сложно, мы смотрели лекции Хирьянова на YouTube — в них он очень подробно и интересно рассказывает о программировании. Когда мы узнали, что Школа 21 позвала Хирьянова, туда пришли все — люди стояли и сидели на полу.

Ближе к первой стажировке, когда мы приобрели и прокачали практические навыки, начались встречи с потенциальными работодателями. Я после обучения попала на стажировку в Сбер как начинающий дата-сайентист. Моё резюме, как и резюме других студентов, отправили в Сбер, и вскоре со мной связался руководитель команды, в которой я стажировалась. Стажировка мне понравилось — в команде были классные специалисты, а руководитель постоянно был со мной на связи и давал много заданий. Наша команда помогала создавать рекомендательные системы для мобильного приложения СберБанк Онлайн — алгоритмы, которые помогают предлагать пользователям релевантные банковские продукты. По будням я стажировалась в Сбере, а в выходные дни продолжала ходить в Школу 21 и доделывать проекты. Обычно стажировка длится от трёх до шести месяцев — моя продлилась три. А потом, уже после её окончания, я попала на хакатон.

Хакатоны (целых два) и выход в финал

Хакатоны я всегда воспринимала как что-то нереальное — думала, что это доступно только очень крутым и опытным программистам. Но всё равно решила попробовать, когда увидела в соцсетях рекламу «Цифрового прорыва». Это большой хакатон со множеством разных задач, решение которых подразумевает командную работу. Там три этапа: онлайн-хакатон, региональный хаб и финал. Я прислала ссылку на хакатон нескольким знакомым, но все они были чем-то заняты, и в итоге я в результате рандомного распределения попала в команду к незнакомым ребятам. Как и я, они пришли на соревнование в одиночку.

Хакатоны я всегда воспринимала как что-то нереальное — думала, что это доступно только очень крутым и опытным программистам.

У нас подобралась команда новичков, поэтому всё получилось достаточно сумбурно. В команде было четыре человека, но один из них быстро перестал выходить на связь, и нас осталось трое — я и два бэкенд-разработчика. Поначалу я собиралась участвовать в хакатоне как разработчик и писать код, но потом поняла, что мне придётся решать и другие задачи: заниматься дизайном, коммуницировать с клиентом (компанией, которая пришла на хакатон со своим бизнес-кейсом), контролировать работу ребят и питчить проект. В итоге мы заняли 20-е место, и жюри отметило, что техническая часть у нас получилась слабая. Но я попробовала себя в роли продакта и поняла, что хотела бы снова проверить свои силы в чём-то подобном.

Несколько месяцев спустя со мной связался трекер, который оценивал мой питч в первом хакатоне, и предложил поучаствовать в региональном хабе — Дальневосточном. Он сказал, что знает хорошую команду, которой не хватает именно меня. Мы познакомились с ребятами, и я присоединилась к этим программистам, но на этот раз с самого начала понимала, что буду помогать им как продакт. Даже с учётом того, что команда жила в Томске и мы работали дистанционно в разных часовых поясах, мы сделали кейс, взяли третье место и вышли в финал.

Первое место и спасение топ-менеджеров Сбера от бесконечных писем

Дальше началось самое интересное. Мы посмотрели на кейсы (задания от компаний-партнёров) и выбрали кейс от Сбера. Нам понравилась задача: нужно было придумать решение, которое помогло бы мидл- и топ-менеджерам Сбера тратить меньше времени на разбор почты. При этом в описании кейса говорилось, что мы можем делать всё что угодно — главное, чтобы это работало. Всё это звучало интересно, а у меня после обучения в Школе 21 выросло доверие к Сберу как к компании, поэтому я с радостью за это взялась. И первым делом добрала людей в команду. У нас были бэкенд-разработчик и iOS-разработчик, а я нашла знакомого дизайнера и пригласила фронтенд-разработчика из другой команды.

Все этапы хакатона, кроме финального, проходили онлайн. В финале мы наконец-то встретились и работали вместе офлайн
Все этапы хакатона, кроме финального, проходили онлайн. В финале мы наконец-то встретились и работали вместе офлайн

Я, как и планировала, выступала в роли продакта: общалась с заказчиком, ставила ребятам задачи, следила за процессами, контролировала результат на каждом этапе. За 48 часов мы создали умного почтового ассистента для разбора почты — сделали ранжирование по разным тегам, матрицу Эйзенхауэра. Мы учли 14 метрик и научили алгоритм определять, какие письма стоит посмотреть в первую очередь, а какие можно игнорировать. Продукт хорошо работает и с настройками по умолчанию, но, конечно, его можно настраивать под себя.

Еще до объявления результатов я чувствовала, что это первое место, но всё равно очень переживала. Участвовать в финале в целом было волнительно, но в итоге всё получилось — моя команда победила. Нам предложили прийти в акселератор Сбера, чтобы «докрутить» наше решение. Сейчас мы обсуждаем, в каком формате будем сотрудничать дальше.

Самое главное, что мне дали и хакатоны, и Школа 21, это понимание того, чем именно я хочу заниматься. Мне нравилось учиться программированию, нравилось кодить и разбираться в этом, всё получалось. Но было ощущение, что в какой-то другой роли я могу быть полезнее. Сейчас я думаю, что самое интересное — это разрабатывать продукт, смотреть, как всё работает, контролировать процессы и видеть результат.

Я даже сейчас не могу сказать, что окончила обучение, и не знаю ни одного человека, который так заявлял бы. Я рассказываю про Школу 21 всем, даже если это новый знакомый, который спросил, где я учусь. Всех очень удивляет, что в России вообще есть такое место. Люди спрашивают, дорогое ли там обучение, и когда я говорю, что всё бесплатно, удивляются ещё больше и просят прислать ссылку на сайт.

Разумеется, без обучения в Школе я не заинтересовалась бы программированием, не попала бы на хакатон и не задумалась бы о том, чтобы развиваться как продакт. Без знаний тоже было бы тяжело: чем лучше продакт-менеджер разбирается в том, как всё работает, тем больше у него шансов сделать крутой проект. Благодаря обучению я могу говорить на одном языке с программистами, понимаю, с какими проблемами они сталкиваются, разбираюсь в коде, синтаксисе языка, алгоритмах — это очень ценно. Поэтому я всем советую туда идти — мне кажется, сейчас такой опыт можно получить только там.

99
9 комментариев

интересное сравнение. программирование это реально магия какая-то. набор символов, знаков и букв в правильной комбинации превращается в программу, которая позволяет решать разные задачи. это круто.

1
Ответить

можно на байткоде писать и уже магии будет чуть меньше

1
Ответить

Анна, как человек, изучавший юриспруденцию, Вы должны усмотреть состав преступления в нежелании Сбера возвращать советские вклады. Почему Вы этого не делаете?

Ответить

Потому что они уже давно потрачены на школы 21 и осуществление мечт людей, хватит ныть

Ответить

Повезло..

Ответить

Подскажите, пожалуйста, если ли в "Школе 21" штрафы, если решил прекратить обучение?
А то в сети,в отзывах  пишут о 50 тыс
https://progbasics.ru/schools/shkola-21-ot-sberbanka/reviews

Ответить