Из Таганрога в Амстердам, из Амстердама в Ригу. Зачем менять Booking.com на молодой стартап?

Поговорили отдельно про Испанию и Швецию, а сегодня обсуждаем сразу две страны: в опыте у Антона Корочинского переезд и в Нидерланды, и в Латвию. Чем отличаются жизнь в Амстердаме и Риге, и каково работать в растущем стартапе по сравнению с гигантской корпорацией? Передаем слово Антону!

Из Таганрога в Амстердам, из Амстердама в Ригу. Зачем менять Booking.com на молодой стартап?

Всем привет, меня зовут Антон, и сегодня я расскажу о своем опыте профессиональной эмиграции, который уже насчитывает восемь лет. Сразу скажу, что ни о чем таком на старте своей карьеры я не думал, это было естественное развитие событий. Поехали!

Жизнь и работа в России

Все началось в моем родном Таганроге. Я учился в университете, подрабатывал дизайнером, но ближе к диплому все-таки решил найти что-то по специальности. Так я устроился фронтендером в аутсорс-компанию.

За год работы я понял, что аутсорс и клепание типовых проектов — это не совсем моя тема, и задумался о дальнейшем развитии карьеры. Уезжать из Таганрога не хотелось: тут друзья, семья, своя квартира. Но получилось так, что интересные мне компании были в Москве и Петербурге. В столице я собеседовался в «Яндекс», а в Питере — в «Одноклассники».

У меня был небольшой опыт, всего год, так что в «Яндекс» на интересный мне проект — главная страница поисковика — меня не взяли. Зато взяли в «Одноклассники», и я переехал в Петербург. В компании все было очень круто с точки зрения технологий и профессионального развития, но отношения с коллегами и начальством у меня как-то не сложились. Так что еще где-то через год я решил поискать новую работу и случайно наткнулся на вакансию в Booking.com. Оказалось, что позиция в Амстердамском офисе проекта.

Амстердам: процесс переезда, впечатления, сложности

Я отправил резюме, и довольно быстро мне ответили, что позвонят. В этот момент я на самом деле испугался — пару раз когда мне звонили рекрутеры, я видел этот голландский номер и просто не брал трубку.

Однако как-то меня «дожали», я прошел Skype-собеседование, потом приехал на очное в Амстердам. Город мне нравился изначально, я там был туристом на пару дней, но в этот раз мне сделали оффер и дали время подумать. Когда я вышел из офиса, еще раз посмотрел вокруг, подумал, что смогу тут реально жить — и прямо на ступенях офиса написал рекрутерам, что согласен. Получается, от старта карьеры фронтендера до переезда в Амстердам прошло года два.

Примерно вот так все выглядело, когда я стоял на ступеньках офиса и принимал оффер
Примерно вот так все выглядело, когда я стоял на ступеньках офиса и принимал оффер

Сам процесс релокации для меня как для сотрудника был очень простым. Booking взял все расходы на себя. Я только отправил все документы, потом слетал в Москву в посольство для получения виз, ну и отправил вещи специальной компанией. В моем случае процесс переезда занял три месяца, но это только потому, что у меня была назначена свадьба, и менять дату я не хотел. А так компания бы перевезла меня за месяц.

Вид с террасы офиса Booking.com
Вид с террасы офиса Booking.com

По приезде мне предоставили апартаменты на месяц и подъемные — этого как раз хватило на то, чтобы нанять риелтора, который помог найти квартиру. Я переезжал в 2013 году, тогда ситуация на рынке недвижимости была получше, чем теперь, и арендовать жилье было проще. В итоге буквально за пару недель я уже заехал в новую квартиру: и моего relocation-бонуса хватило даже оплатить security-депозит за жилье. В итоге я поселился минутах в 20 ходьбы от офиса, и многие годы ходил на работу пешком.

Позднее я купил свое жилье в ипотеку. Эта квартира уже была за амстердамским МКАДом, и стал ездить на работу на велосипеде: выходило где-то 25 минут, на общественном транспорте было бы аналогично.

Из первых сложностей — английский у меня был на самом обычном школьном/институтском уровне. Задумался об улучшении навыков я уже когда узнал о предстоящем собеседовании в Booking. Понятно, что за пару месяцев занятий с преподавателем серьезного прогресса не случилось. Уже в офисе я мог общаться, но в первые пару месяцев многого не понимал, учитывая, что в Booking тогда работало много англичан и американцев, то есть носителей английского с разными акцентами.

Поэтому пришлось придумать лайфхак: после каждого рабочего обсуждения или совещания я просил коллег, чтобы мне прислали конспект разговора в письменном виде на почту. Мол, чтобы точно ничего не забылось — но на самом деле только в текстовом виде я мог окончательно понять задачу! Конечно, спустя пару месяцев эта проблема ушла, но вначале было непросто.

Что касается отношений в офисе, то тут все всегда были на позитиве, крайне вежливые, всегда готовы помочь, первые месяцы я реально был в эйфории от пребывания в офисе. Мне казалось, что каждый коллега реально мой новый друг, к которому можно всегда обратиться. В России, конечно, на работе мне никто не хамил и никаких жестких ситуаций не было, но в Одноклассниках встречались специалисты, к которым ты сам лишний раз не обратишься: человек всегда занят, думает о важных задачах, не очень рад отвлекаться на тебя и т.п. В Booking такого не было вообще.

Первое разочарование

Уже позднее я понял, что в Booking была такая политика: при найме большее внимание уделялось софт скиллам работников, а не их техническим навыкам. Объяснялось это тем, что «мы не программистская компания», и главное — решить задачу пользователя, а не написать самый продуманный и крутой в мире код.

А я же приехал и думал, что сейчас здесь встречу кучу крутых экспертов, у которых смогу научиться. В итоге через несколько месяцев пришло осознание того, что так не получится. Многие коллеги были очень приятными, но слабыми разработчиками. Эйфория от переезда начала проходить именно в этот момент.

Причем нельзя сказать, что я не пытался что-то сделать по этому поводу. Сначала я вместе с еще парой коллег пытался продвигать какие-то технические инициативы, которые могли бы не только улучшить продукт, но и прокачать навыки инженеров: банальное обновление версий языков, библиотек, внедрение cove review. Особого отклика ни у других коллег, ни у менеджмента не было.

Из Таганрога в Амстердам, из Амстердама в Ригу. Зачем менять Booking.com на молодой стартап?

В итоге я решил попробовать работать в том формате, который от меня ждали: был активным в рамках обычных задач, позитивно со всеми общался, участвовал во внутренних митапах, но не сильно углублялся в инженерные вопросы. Это сработало. По итогам года мне выдали премию, очень хвалили, хотели даже перевести из middle в категорию senior, но эмоционально все стало только хуже. Я сам лично осознавал, что ничего полезного за год не сделал, и еще и получил за это премию! По факту, я так и не влился в корпоративную культуру Booking, там ценили другие качества, не те, которые мне как разработчику казались важными.

К самому Амстердаму никаких претензий у меня никогда не было, это очень хороший город, в котором хочется жить. В Голландии вообще удобно: она вроде бы на окраине Европы, но оттуда очень легко путешествовать и на машине, и на самолете. Мы с женой каждые выходные куда-то ездили, посмотрели множество стран и городов. Но при этом страна скучноватая, и за шесть лет жизни немного поднадоела. Вкупе с постепенным охлаждением эмоций к самой работе все это привело к мыслям о том, чтобы попробовать что-то еще.

Фестиваль Диккенса в Девентере
Фестиваль Диккенса в Девентере

Новый старт: Рига, молодая растущая компания

Сначала я походил по собеседованиям в Амстердаме, но оказалось что за несколько лет с моего переезда ситуация на рынке труда не стала лучше. Из вариантов были либо какие-то не внушающие доверия стартапы, либо компании с похожей на Booking культурой и отношением к хард скиллам. Единственным исключением был Uber: все мои друзья из их офиса в Амстердаме были в восторге именно с точки зрения технологий. Но я же хотел сменить и страну, так что туда даже не стал проходить собеседования.

В итоге меня позвали на интервью в лондонский офис Facebook, и параллельно же на меня вышли основатели стартапа, в котором я работаю сейчас. В Facebook меня не взяли, но я уже по ходу собеседований понял, что там подход в целом похож на Booking и сам не хотел туда идти, учитывая, что Лондон еще и очень дорогой город. Что касается стартапа, то он базируется в Риге, и мысль о переезде туда изначально меня не вдохновила вообще: особенно после того, как я там побывал на собеседовании. Так что мы договорились попробовать поработать удаленно.

В итоге продукт и проект мне так понравились, что после основной работы в Booking я бежал домой, чтобы наконец-то сесть и начать писать нормальный код. Когда я поймал себя на этой мысли, то решил, что все-таки нужно полностью переключаться на проект, раз он мне так нравится. Так я и оказался в Риге и стал всего лишь третьим разработчиком в компании, которая недавно привлекла инвестиции.

Отличия Латвии и Нидерландов

Переезд внутри Европы, конечно, гораздо проще, чем из России. Это было до пандемии, границы были открыты, сел в машину и довольно быстро ты уже в другом городе и стране.

В плане инфраструктуры, ментальности, уровня жизни — для меня Латвия ближе к России, чем к Голландии. Рига хороший симпатичный город, тут дешевле при европейских зарплатах для разработчиков, вкусная еда, но сравнить его с Амстердамом никак нельзя. Общественная и культурная жизнь тут тоже не такая активная. То есть переехать в Ригу из России — это круто, а из Амстердама — эмоции не те.

Из Таганрога в Амстердам, из Амстердама в Ригу. Зачем менять Booking.com на молодой стартап?

Но я все равно очень доволен, потому что переезжал ради работы и профессионального развития, и все это здесь получаю сполна!

5 советов тем, кто хочет переехать

В завершение, расскажу немного о своих и виденных мною ошибках эмигрантов и дам пару советов, которые помогут их избежать и получить максимум от нового опыта:

  • Собирайте как можно больше информации о будущем работодателе, чтобы избежать разочарований. Я этого не делал, в итоге несколько лет пытался подстроиться под неподходящую мне корпоративную культуру, а в то же время в том же городе был тот же Uber, где инженеры работали именно так, как я хотел.
  • При переходе в крупную компанию нужно будет принять ее правила игры. Один разработчик не поменяет культуру, придется в нее вписаться или уйти — у меня ушло несколько лет на то, чтобы это понять.
  • Если опасаетесь слишком больших перемен — можно начать с Прибалтики. Та же Латвия — отличная страна, при этом контраст по сравнению с Россией не столь велик, как в тех же Нидерландах.
  • Подумайте о том, чем будет заниматься супруг/супруга. Мне повезло: жена еще в России работала удаленно, так что ей было чем заняться после переезда. Но я своими глазами видел, как у других людей семьи рушились в том числе из-за того, что, например, жена теряла весь свой круг общения и работу, не вписывалась в новую жизнь, что приводило к кризису в отношениях.
  • Не рассматривайте первый город и первую страницу как последний пункт своего путешествия. Все только начинается, нужно быть готовым к новым вызовам, чтобы не упускать интересные возможности.

Как получить оффер в зарубежной компании и переехать? Можно искать работу самостоятельно, а можно подписаться на вакансии с релокейтом в нашем боте @g_jobbot. Он просто и быстро настраивается, а подходящие вам варианты будут приходить в Телеграм.

3434
59 комментариев

Связан ли переезд из Нидерландов на шестой год жизни с тем, что рулинг (30% скидка на налоги для экспатов) выдается только на 5 лет и они истекли, а зп не подняли до комфортного уровня?

8
Ответить

Скорее всего. Тут экспаты очень любят писать: "Я не выдержал и вернулся, потому что... оооо, корпоративная культура... ыыы... отсутствие развития... ммм... софт-скиллы..." - а на самом деле, причины обычно более прозаичны.

4
Ответить

Не, не связан. Я получал рулинг давно, еще на 8 лет, и мне где-то полтора года оставалось до его окончания. Переезд связан только с тем, что в Booking уже не очень хотелось работать, а в Амстердаме, походив по собеседованиям, не нашел нормального варианта. Но! Стоит еще отметить, что переезд из Амстердама дался мне тяжело, чего уж скрывать. Знал бы, что так будет, может и остался бы :) 

Ответить

Спасибо за статью.
Не очень понимаю часть про английский: как автор смог пройти собес при минимальных знаниях? Так понимаю, 2 месяца с преподавателем были направлены исключительно на подготовку к нему.
А вообще, очень хотелось бы почитать статью про переезд в условиях пандемии. Подозреваю, ситуация сейчас сильно поменялась.

3
Ответить

Ну, из знаний были только школьная и университетская программа английского. А те 2 месяца, про которые я упомянул, это были групповые занятия в офисе пару раз в неделю, далеко не самое эффективное обучение. Сам не знаю, как проскочил, потому что уже по приезду в Амстердам пришло понимание, что вообще не понимаю коллег - носителей английского. Повезло, что в первой команде из пяти человек трое были русскоговорящими - первое время подстраховывали, когда видели, что не вывожу. Тогда уже пришлось подключать репетитора, с которым я в итоге где-то полгода занимался по 3 раза в неделю, чтобы в обсуждении рабочих моментов чувствовать себя комфортно. Про переезд во время пандемии - личного опыта нет, но вот уже где-то месяцев 8 ждем, когда сделают документы нашим новым сотрудникам в Ригу, и конца и края пока не видно. До пандемии можно было уложиться в 2 месяца. 

2
Ответить

2 года опыта и мидлом в Booking, а на третий сениором %) Мдааа, ну и планка там...

2
Ответить

На тот момент Букинг вообще не нанимал синьоров или джунов - все были мидлами, пока не докажешь обратное. Но на синьора меня там хотели номинировать не через год, а через 4 года, так что не все так плохо :) Еще стоит отметить, что понимание, кто такой "синьор" в букинге очень сильно отличалось от остальных мест, в которых я работал. Там было некоторые количество пунктов, которым надо было соответствовать, и ни один из них не был связан с качеством кода или удачностью внедряемых тобой технических решений.

4
Ответить