Как сделать юридическую фирму за 4 часа (на самом деле ушло 5 лет)

Но и Тим Феррис не гарантировал только четыре рабочих часа в неделю, а хотел кликбейтный заголовок.

Всем привет! Меня зовут Роман Бузько, я — сооснователь юридической фирмы Buzko Krasnov. В блоге на vc.ru мы обычно пишем про стартапы, венчур и сделки. Так мы получаем новых клиентов и зарабатываем деньги.

Но сегодня я хочу поделиться немного другим. Рассказать, как мы строим наш бизнес, дать пару советов начинающим консультантам (не только юристам) и поделиться нашими ошибками.

Мне нравятся истории предпринимателей. Они меня вдохновляют. Книга «И ботаники делают бизнес» про Федора Овчинникова, которую я прочитал взахлеб на 2-ом курсе универа, принесла, мне кажется, больше пользы, чем все знания за 5 лет на региональном юрфаке. Из последнего мне очень понравился рассказ Сергея Силаева про VozWooden. Его словами я и закончу этот рассказ.

Я не претендую на звание такого предпринимателя и вряд ли кого-то особо вдохновлю, но желание поделиться есть. Надеюсь, кому-то будет полезно.

Все названия вымышленные, а совпадения случайны.

Контекст

В 2014 году я отправился учиться в бизнес-школу в Голландию. Часть денег на обучение одолжили родители, а часть — дал универ в качестве стипендии. В Голландии, конечно, прикольно, но планов там оставаться у меня не было.

Как и все студенты бизнес-школ, которые страдают экзистенциальным кризисом, еще во время учебы я пошел на собеседование в McKinsey в Москве и успешно его запорол. И слава богу. И не потому что там плохо, а потому что провал подтолкнул сразу заняться тем, к чему бы я все равно вернулся через пару лет.

Мой друг учился в Голландии параллельно со мной в другом универе. Однажды после пары бокалов Гиннесса и шотов Ягермайстера мы решили создать свою юридическую фирму в России. Потом еще решили больше никогда не пить крепкое после газированного, но сейчас не об этом.

Забегая вперед скажу, что партнер, с которым мы начинали, вернулся через пару лет в Голландию. Сейчас он широко известный в узких кругах ученый в сфере международного банкротства и европейского права. Но в 2014 году у нас за плечами было по паре лет работы стажерами и младшими юристами в международных юридических фирмах.

Первая реклама

Лайфхак 1: Желательно сперва найти клиентов, а потом регистрировать юридическое лицо.

Как начинающие юристы мы думали, что бизнес начинается с регистрации юридического лица. Так говорили всем клиентам старшие юристы, у которых мы учились. Поэтому в июне 2015 года сразу после возвращения из Голландии мы сразу отнесли документы на регистрацию. И начали искать клиентов.

Лайфхак 2: Клиенты редко уходят от одного юриста к другому.

Первым делом мы решили посмотреть, кому из знакомых мы могли бы предложить свои услуги. Мы твердо намеревались забрать всех клиентов у наших прошлых работодателей и начали ненавязчиво писать клиентам, чьи контакты у нас остались. В итоге это не принесло никакого результата.

Если клиент уходит от своего юриста, то последний, как правило, как-то жестко накосячил или взвинтил цены. Поэтому, если вы боретесь за клиентов других фирм, вы зависите от их факапов, а не от своих маркетинговых усилий.

Примерно в это же время я наткнулся в интернете на базу иностранных компаний с присутствием в Санкт-Петербурге. Я подумал, что это просто бесценная информация, и, посовещавшись с партнером, мы придумали план по захвату мира.

В американской книжке про нетворкинг или маркетинг я вычитал, что настоящие бумажные письма открываются в разы чаще, чем электронные письма.

Наш гениальный план состоял в том, чтобы разослать 50-100 индивидуальных писем и получить сразу много работы. Мы сделали один очень искренний шаблон, настроили генерацию писем через Word и распечатали адреса для конвертов, потратив на это часов 20-30 в совокупности.

Выхлоп был нулевой. Родители стали сомневаться, действительно ли я учился на их деньги в бизнес-школе, а не потратил все на крипту.

Первый клиент

Лайфхак 3: Можно заплатить, чтобы вас порекомендолвали, но лучше не брать деньги, когда вы рекомендуете кого-то. В итоге все вокруг это узнают и перестанут ценить ваши рекомендации.

Осень 2015 года была замечательной. Я жил с родителями в небольшой двушке, а мой коллега снимал комнату на Электросиле. Сверстники уже работали в консалтингах и зарабатывали минимум по 100 тысяч рублей в месяц. Зато у нас были европейские дипломы.

В итоге наша бывшая коллега порекомендовала нас своему знакомому, который искал юриста для своего друга.

Это был непростой банкротный процесс. Клиент платил нам 60 тысяч рублей в месяц за то, что мы полностью сопровождали процесс: предъявляли иски, вели переговоры, чинили препятствия оппоненту и разруливали склоки акционеров.

В итоге оставалось по 30 тысяч рублей на нос. Уже неплохо. К слову, с нашим первым клиентом мы работаем до сих пор и уже стали хорошими друзьями.

Конференции и роудшоу

Опыт с неудачной рассылкой бумажных писем не сбавил наш пыл использовать олдскульные способы для привлечения клиентов. Как и партнеры фирм, в которых мы работали до этого, мы начали ходить на конференции.

Однако очень скоро стало понятно, что на конференциях мы не привлечем клиентов. Я выглядел так молодо, что никто не мог подумать всерьез, что я нормальный юрист. В какой-то момент я даже купил себе очки с нулевыми диоптриями, чтобы выглядеть посерьезнее и постарше. Не помогло.

Другая тактика, которую мы попробовали, — это роудшоу. Это когда ты едешь в другую страну, чтобы познакомиться с иностранными юристами в надежде на то, что они пришлют тебе клиента.

Я так съездил самостоятельно или вместе с партнером в Голландию, Испанию, Италию и Данию. В итоге один клиент из Голландии к нам все-таки пришел, но там у меня был контакт до этого, поэтому не считается. В остальном без результатов.

Лайфхак 4: Конференции — это пустая трата времени. Если партнер юридической фирмы едет на роудшоу, он просто хочет посетить новую страну.

Про сайт

Мы, конечно, не совсем были в танке и прекрасно понимали, что надо продвигаться в интернете. Для этого я взялся разработать сайт. Пришлось делать самостоятельно на Wix, потому не хотелось тратиться на разработчиков. Ушла куча времени. Но больше всего я жалею не о времени, а о том, что не сохранил скриншот первой версии сайта. Он был шикарный.

Лайфхак 5: Если решите поменять сайт, сохраните скрин — потом повеселитесь вместе с потомками.

Wix нас не удовлетворял по многим причинам, и в итоге год спустя было решено поменять сайт. Нам стоило бы обратиться к профессионалам и сделать все по-человечески, но легких путей мы не ищем.

Тогда я наткнулся в сети на очередной конструктор сайтов. В тот момент каждый мой знакомый программист отговаривал пользоваться конструкторами, а #NoCode был еще не в моде. Но я рискнул и потратил пару недель на освоение платформы. Теперь у нас хороший сайт, который мы можем обновлять моментально и подкручивать под себя как вздумается.

Лайфхак 6: Webflow.

Мы до сих пор все делаем самостоятельно, а веб-дизайн стал неотъемлемой частью рабочего процесса в юридической фирме. С версткой в конструкторе помогает коллега Василий, который в одном лице и юрист, и CTO.

<i>Такие запросы от наших клиентов нам приходят регулярно</i>
Такие запросы от наших клиентов нам приходят регулярно

Если бы я начинал с нуля, то не стал бы тратить время на полноценный сайт с блогом, профилями юристов и описанием фирмы. Никто это не читает. Но отсутствие сайта вызывает подозрение. Поэтому можно просто сделать сайт-визитку в Notion или взять одностраничный шаблон в Webflow и не париться, пока не заработаете на программистов. По мне так, лаконичный сайт специалиста без всяких приблуд сигнализируют, что у него и так достаточно работы.

Про контент

Когда мы опубликовали первый сайт, поняли, что на него никто не заходит. Сюрприз, конечно, но на курсе стратегического маркетинга в бизнес-школе это не говорили.

Можно было привлекать трафик за счет контекстной рекламы или контента. От первого мы сразу отказались и начали искать платформы для публикаций.

Я отправил в редакцию Rusbase, Секрет фирмы, Inc. Russia и пару других изданий заманчивое предложение опубликовать статью про юридические советы стартапам. Кто-то вообще не ответил, кто-то предложил сделать это за 10-15 тысяч рублей.

Каково же было мое удивление, когда один из редакторов vc.ru ответил мне «да» и даже дал пару рекомендаций по статье (тогда на vc.ru еще нельзя было самостоятельно публиковать статьи). Кажется, это был Филипп Концаренко. Я не помню точно, потому что, скорее всего, написал сразу ему и Константину Панфилову.

3 августа 2015 года появилась на свет моя первая статья. Я помню, как в тот вечер ехал в автобусе и обновлял по 20 раз страницу, чтобы увидеть растущее количество просмотров (понятно, что они росли, потому что я обновлял страницу). Из всех положительных комментариев к той статье, только один оставил мой друг детства. Может, это ностальгия, но кажется, что в 2015 году аудитория здесь была добрее.

Спустя несколько месяцев с этой статьи пришел клиент, который принес нам около 200 тысяч рублей в течение 12 месяцев за несколько юридических проектов. Мы были в восторге и принялись вовсю писать статьи. Были успехи, были факапы.

Но за что я действительно люблю vc.ru, так это за читателей, которых не проведешь, и которые очень тонко чувствуют баланс между инфоцыганством и легитимным контентом.

Лайфхак 7: Если вы начинающий автор, то не обижайтесь на комментарии читателей. Кому интересен ваш материал, напишет вам напрямую. С остальными вы бы и так не сдружились.

В итоге с коллегами к настоящему моменту мы написали здесь уже под сотню разных статей. Сейчас это основной канал привлечения новых клиентов. Все остальные приходят через сарафанное радио. Никаких конференций, контекстной рекламы, юридических рейтингов и публикаций в тематических СМИ.

Несколько советов начинающим авторам.

Во-первых, не надо тратить время на статьи про изменения законодательства. В самом начале я почти два года вел рассылку новостей об этом. Никто ее не открывал. Даже если люди и хотят почитать обзор изменений законодательства за год, то вряд ли они придут к вам покупать услуги.

Во-вторых, чтобы придумывать темы для статей, нужно один раз переключить в голове тумблер, и после этого вы будете без конца фонтанировать идеями. Это такая спящая мышца, которую нужно активировать. Плюс, конечно, надо читать иностранные источники и вдохновляться. Этого никто не отменял.

Лайфхак 8: В течение рабочей недели каждый день перед завтраком заставьте себя придумать 10 тем для публикаций. Какими бы плохими они вам не казались. В воскресенье взгляните на все придуманные темы и выберите 1-2 для проработки на будущей неделе. В итоге за неделю наберется пара отличных тем.

В-третьих, не бойтесь инвестировать свое время в создание контента и отдавать его бесплатно. Ничего нам не принесло столько много работы и хороших контактов, как презентация про регулирование ICO в октябре 2017 года, на создание которой ушло десятки, если не сотня часов. В качестве небольшого лирического отступления скажу, что в итоге мы так и не сопроводили ни одного ICO и не дали ни одного положительного заключения о том, что токен не является ценной бумагой. Потеряли пару клиентов, но сохранили репутацию и оказались правы спустя пару лет, когда SEC начал хватать всех за одно место.

В-четвертых, если хотите рассказать какой-то клиентский кейс, спросите у клиента, не против ли он. Даже если в статье все анонимно и непонятно, о ком именно речь, люди очень восприимчивы к пересказам историй из их жизни и могут обидеться.

Разумеется, в части юридического контента мы тут не одни преуспели. Из других юристов, которые здесь пишут, мне нравится контент Versus, Ксении Гайн, Славы Устименко.

Юридическая онлайн-клиника

В течение 3-х лет мы очень спокойно развивались, делали контент, нанимали новых сотрудников, разрабатывали внутренние гайды. Иными словами, шли классическим путем любого консалтингового бизнеса.

В начале марта 2020 года мы написали статью про влияние коронавируса на договорные обязательства. Мы были одними из первых юристов кто написал об этом, поэтому статья хорошо проиндексировалась и вошла в топ-10 самых популярных статей на vc.ru за год. Мы почувствовали большой спрос и через 3 дня открыли на сайте юридическую клинику.

В специальной форме можно было задать вопрос, который тут же прилетал нам автоматически в Slack. Ответами занимались младшие сотрудники.

В итоге мы бесплатно ответили на 141 вопрос из 158, потратив примерно 40 рабочих часов. Не бог весть какие цифры, но тоже небольшой вклад в борьбу с последствиями эпидемии.

<i>Самый запоминающийся вопрос из клиники</i>
Самый запоминающийся вопрос из клиники

Немного огорчало, что люди даже спасибо не удосуживались говорить, когда получали ответ и рекомендации. Буквально получили только 2-3 благодарности. Но мы понимали, что все в стрессе, поэтому могло быть не до всего в мире.

В итоге клинику мы свернули через пару месяцев, поняв, что для нас в том нет никакой экономики. Однако этот опыт подтолкнул нас к поиску других цифровых форматов юридических услуг и в апреле мы запустили на сайте магазин цифровых юридических продуктов.

Магазин цифровых продуктов

Чтобы не вводить никого в заблуждение, сразу скажу, что под цифровыми продуктами мы понимаем путеводители, шаблоны и другие документы, которые можно скачать бесплатно или купить у нас на сайте. Оплачиваете и получаете документ на почту. Без общения с юристом. В этом вся цифра.

Как и сайт, магазин мы сделали самостоятельно: пару форматов лендингов для разных продуктов (путеводители, пакеты документов, бесплатные шаблоны), интеграция с платежной системой и доставка через SendOwl. Все просто.

Путеводитель по сокращению фонда оплаты труда (ФОТ) стал нашим первым продуктом. Логика была простая: из-за пандемии будет много сокращений, владельцы компаний захотят понимать, как оптимизировать ФОТ.

На написание путеводителя было потрачено часов 60-80 времени трех сотрудников, или почти две рабочих недели. Подошли обстоятельно, расписали исчерпывающим образом все добровольные и принудительные способы оптимизации ФОТ в соответствии с российским трудовым законодательством.

<i>На создание магазина больше всего времени из нашей команды, наверное, потратил наш CTO/юрист Василий</i>
На создание магазина больше всего времени из нашей команды, наверное, потратил наш CTO/юрист Василий

В итоге это была первая и единственная покупка этого путеводителя. Может быть, потому что покупателем был владелец книжного магазина, как следовало из домена его почты, и он напечатал потом 1000 бумажных экземпляров.

Примерно тогда я неожиданно для себя вспомнил, что моя дипломная работа в бизнес-школе была как раз про юридические услуги онлайн.

<i>Тема диплома</i>
Тема диплома

В то время я реально хотел сделать стартап в России в области юридических сервисов, но выводы той работы были неутешительны. Люди не будут покупать юридические продукты онлайн, потому что чаще всего не знают заранее, что именно им нужно. Чтобы это исправить, нужно заниматься повышением юридической грамотности.

Тогда я подумал, что повышение юридической грамотности россиян задача, конечно, благородная, но на хлеб зарабатывать тоже хочется.

Однако в итоге с магазином так и получилось: сейчас все продажи там происходят через образовательный контент, который мы публикуем.

Мы отказались от общих путеводителей, продаем пакеты документов для разных ситуаций, добавляем туда консультацию и подписку на обновления документов. Мы понимаем, что люди будут скачивать документы и делиться со своими друзьями, поэтому консультации и обновления призваны создать дополнительную ценность в глазах покупателей, которых смущает необходимость платить за шаблоны.

Сейчас спустя полгода продажи составляют 100-150 тысяч рублей в месяц при хорошем раскладе. Они понемногу растут каждый месяц. Лучше всего продается пакет документов для бизнеса, который включает консультацию, путеводитель по налогам и документы для блогеров. В пайплайне есть 5-10 продуктов до конца года, не считая англоязычных. Но это отдельная история.

Копирование американских юридических инструментов

Мы изначально понимали, что магазин документов вряд ли будет приносить существенные доходы. Скорее, мы думали, что бесплатные продукты в магазине будут отличным каналом для привлечения новых клиентов.

Лайфхак 9: Как я уже писал, не стесняйтесь копировать с западного рынка. Если сделать что-то первым, можно занять целую нишу.

Чтобы это проверить, нам надо было сделать какие-то уникальные для российского рынка юридические документы. Такими продуктами стали договор конвертируемого займа и опционная программа для ключевых сотрудников ООО — оба по российскому праву. Такого раньше никто не делал, насколько мне известно.

Продукты зашли хорошо. Теперь каждую неделю мы получаем 10-15 запросов на консультации в этой сфере. Скоро мы адаптируем еще несколько инструментов: Income Sharing Agreement (ISA), популяризованный Lambda School, Simple Agreement for Future Equity (SAFE), который является де-факто инструментом финансирования стартапов по умолчанию, и что-нибудь еще. Этим направлением у нас активно занимается Егор, который еще два года назад был просто умным студентом юрфака, а теперь уже настоящий воротила корпоративных сделок.

Нас часто критикуют коллеги по цеху, что это, мол, все бессмысленно, в российских судах ничего работать не будет. Мы считаем, что судебная практика будет меняться, но импульсом этому должны стать такие инициативы профессионального сообщества по внедрению в коммерческий оборот новых инструментов. Плюс, ничто не мешает передавать споры в арбитраж, где профессиональные арбитры прекрасно знакомы с западными правовыми институтами.

Подписка Buzko Plus

«Ребят, а у вас есть подписка или абонентка на ваши услуги?»

Когда этот вопрос нам начали задавать пару раз за месяц, мы поняли, что модель подписки так хорошо прижилась, что люди хотят все иметь по подписке. Но прежде чем вкладываться в разработку планов и лендингов, мы решили потестировать гипотезы. Не просто же так мы работаем со стартапами — чему-то учимся тоже.

На каждой странице продукта в магазине мы разместили вот такой блок.

<i>Тизер</i>
Тизер

Нам начали писать с вопросами про стоимость и наполнение планов. Не так много — штук 8 запросов было в первый месяц. Но разве часто люди открывают почту и пишут руками настоящее письмо, чтобы отдать кому-то 3 тысячи рублей за подписку?

Лайфхак 10: Банальность, конечно, но опросы клиентов — это очень мощный инструмент.

Разумеется, никаких пакетов на тот момент у нас не было. Мы сделали опрос и всех просили пройти. Дело в том, что мы не знали, чем наполнить подписку и какую цену установить.

<i>Результаты опроса — они совсем не репрезентативны, потому что было мало ответов</i>
Результаты опроса — они совсем не репрезентативны, потому что было мало ответов

Чтобы определить максимальную цену на подписку, мы использовали фреймворк Van Westendorp, который использовал Superhuman, чтобы прийти к цене в $30 в месяц за очередной имейл-клиент. Для этого мы задали 4 вопроса:

  1. Какая цена за подписку в месяц была бы для вас настолько высокой, что вы бы не стали рассматривать приобретение продукта?
  2. Какая цена за подписку в месяц кажется вам настолько низкой, что у вас могли бы возникнуть сомнения в качестве продукта?
  3. Какая цена за подписку в месяц была бы достаточно высокой, но вы все равно были бы готовы рассмотреть приобретение продукта?
  4. Какая цена за подписку в месяц была бы самой выгодной для вас с точки зрения соотношения цена/качество?

Вся идея в том, чтобы сделать ценe максимально приближенной к ответу на третий вопрос. Иными словами, пусть и скрипя зубами, но покупать все равно будут.

С этим вопросом мы немного перемудрили. Респонденты не очень поняли и разброс был большой: от 0 до 100 тысяч рублей. Плюс, все по-разному поняли смысл этой подписки. Кто-то видел такую подписку в качестве замены своего корпоративного юриста, а кто-то смотрел на нее как на страховку на случай неожиданного судебного процесса.

Лайфхак 11: Если хотите провести опрос, не пожалейте потратить время на разработку качественных вопросов. Второй раз никто отвечать не захочет.

Тем не менее опрос показал, что выезд адвоката и личное рабочее пространство особо никому не нужны. Хотя мы полагали, что эти услуги будут очень ценны в глазах потенциальных покупателей.

В итоге с подпиской мы решили пока повременить. Мы работаем в основном на проектной основе: сделки, суды, комплексный консультации. Эти услуги не имеют такой частотности, чтобы продавать их по подписке.

Чего не было включено в опрос и набор услуг — это всевозможные ценности вокруг коммьюнити. Сейчас мы знаем сотни русскоязычных предпринимателей и инвесторов, и, кажется, что всех их можно было бы объединить в каком-то интересном формате. Но как это сделать, какую ценность там создавать и должно это быть на платной или нет — пока что непонятно.

Создать просто чатик в Telegram? Как-то скучно. Сделать сайт с личным кабинетом, календарем событий и элементами социальных сетей? А нужно это кому-то?

<i>15 лет — возраст самого молодого члена нашего «коммьюнити»</i>
15 лет — возраст самого молодого члена нашего «коммьюнити»

Тем не менее мы активно смотрим в это направление. Если у кого-то есть опыт в построении коммьюнити, я буду рад пообщаться.

Конкуренция

Мы считаем, что наши главные конкуренты — это судьи, на которых сыплются сотни дел и давят силовые структуры, безучастные чиновники, которым легче отказать, чем разбираться в сути вопроса, и другие проявления государства с неразвитой правовой системой.

Это, конечно, не отбирает у нас работу напрямую, но сильно снижает ценность квалифицированной юридической помощи в целом.

Сколько бы ни стоили юристы, которые занимались покупкой Башнефти группой АФК «Система», хоть $10 тысяч в час, в итоге, когда государству понадобился этот актив, все юридические гарантии, заверения, эскроу, индемнити быстренько рассыпались, а положения о сроке исковой давности судьи неожиданно забыли.

Партнеры

С моим первым партнером по бизнесу мы разошлись через 2 года. Но это жизнь, с кем не случается. Каждый выбрал правильное для себя направление. Я очень благодарен ему, потому что не смог бы начать в одиночку.

Примерно в то же время мы начали активно работать с одним молодым человеком, которого я до этого видел один раз. Это был американский юрист российского происхождения. Однажды в 2014 году он приехал в компанию, где я был еще стажером, и мы случайно пересеклись у кулера.

Спустя пару лет этот молодой человек упаковал чемоданы и вернулся обратно в Россию из Нью-Йорка, потому что очень сильно любил родину. К тому же он стал зарабатывать с нами не меньше, чем юрист в фирме на Манхэттене.

Лайфхак 12: По общему правилу (как говорят юристы, когда хотят сказать, что есть исключения) лучше начать делать бизнес совместно, а потом стать друзьями, чем в обратной последовательности.

Мы хотим расти, поэтому часто ведем общение с коллегами по цеху, которые могут стать нашими партнерами. Но это очень непросто: у всех свое эго, свои амбиции, свои страхи, свои хотелки.

Однажды мы обсуждали сближение с одним налоговым юристом. Передали ему пару клиентов, чтобы посмотреть на манеру общения. С одним он не смог договориться о цене. Почему-то подумал, что виноваты в этом мы и решил отомстить. Пришел на vc.ru и заминусовал все наши последние публикации. Хорошо, что мы сразу выявили этого хладнокровного мстителя и прекратили общение с ним. А ведь хорошо общались почти 3 года.

Команда и дальнейшие планы

Мы много тратим времени на душекопательство в части бизнеса. Что дальше? Какого размера мы хотим быть? На каких рынках работать? Есть ли у нас миссия?

Дело в том, что все юридические фирмы в мире одинаковые. У всех одна задача: улучшать качество услуг, вырасти побольше, получить клиентов пожирнее.

У кого-то это получается чуть получше — они становятся элитными фирмами. Про такие Питер Тиль однажды хорошо подметил: «Кто снаружи, хочет попасть вовнутрь; внутри же каждый мечтает выбраться на свободу». Или в оригинале: “From the outside, everybody wanted to get in, and from the inside, everybody wanted to get out”. Питер, кстати, юрист по образованию и отработал 7 месяцев в одной из известнейших американских юрфирм.

Мы не хотим стать из таких «элитных» фирм. Это не очень вдохновляющая миссия ни для сотрудников, ни для нас самих как партнеров.

У нас есть стойкое ощущение, что классическая модель юрфирмы, где есть партнеры, которые приводят клиентов личным брендом и участвуют в прибыли, и есть юристы, которые выполняют работу и получают заработную плату и премию, уходит в прошлое.

Философски нам куда ближе модель, где все члены команды являются владельцами бизнеса, пускай и с разными долями. Это создает пресловутый “ownership mentality”, которого так все хотят добиться на западе и о котором не особо задумывались в эпоху формирования капиталов в России.

Просто раздать доли в бизнесе всем сотрудникам — особого ума не надо. Однако это лишит стимула тех, кто старается чуть больше, и необоснованно вознаградит тех, кто уделяет общему делу меньше времени. Классический порок коммунизма.

Но проблема с мотивацией в юридических фирмах не вчера возникла. Юристы же любят нетривиальные задачи, чтобы придумать решения еще сложнее.

В итоге это привело к тому, что раз в год в крупных юридических фирмах умные дяденьки в пиджаках собираются, чтобы взглянуть на сложнейшую формулу, над которой потели другие партнеры или внешние консультанты, чтобы учесть все заслуги каждого партнера за год.

Написал научную статью? Получи 10 очков. Привел много клиентов? Вообще лучший — получи 50 очков. Организовал мероприятие? Тоже достойный — держи 5 очков. Потом эти индивидуальные очки делятся на общий знаменатель и получается оценка вклада каждого партнера.

Но всегда есть несогласный, который заявляет: «Подождите, но я же обучал всех новых сотрудников в этом году, как это мне зачтется?» Или: «Секундочку, но с этим клиентом я случайно встретился в баре 15 лет назад. Почему очки за него получает Андрей, пускай он даже всю работу сделал?» И так далее, и так далее.

Эти разногласия приводят к тому, что все крупные юрфирмы на протяжении веков их существования распадаются и формируются новые маленькие. Дальше эти маленькие фирмы, если им повезет подрасти, начинают сталкиваться с такими же проблемами, и круговорот повторяется.

И это хорошо. Получается такая здоровая динамика самоуничтожения и перерождения.

Вы скажете: «Но ведь есть же в мире крупные фирмы, они-то как-то научились грамотно выстраивать стимулы?»

В большинстве крупных юрфирмах страны с офисами в Питере и Москве партнеры хорошо если равнодушно относятся друг к другу, главное чтобы не посылали друг друга на три буквы. Рядовые сотрудники понимают, что вряд ли войдут в партнерский коллектив еще 6-10 лет. Это же касается элитных иностранных юрфирм с офисами в России. Там сотрудники также сидят по 10-12 часов в офисе и готовы перейти за минимальное повышение в другую контору с именем какого-то американца, который где-то между Первой и Второй мировой войнами решил замутить свою юрфирму в Нью-Йорке.

Не буду слишком сгущать краски. Есть исключения. Есть фирмы с отличной корпоративной культурой и лояльной командой. Но таких единицы — как и в других сферах, наверное.

Поэтому мы подумали и решили, что на данный момент хотим стать лучшим местом для работы членов нашей команды. Все просто: счастливые юристы делают качественную работу, что оставляет клиентов довольными. А вдохновляющую миссию каждый сотрудник может придумать самостоятельно. Нравится ему заниматься правовыми аспектами искусственного интеллекта (ИИ), пускай работает над первой в мире конвенцией о защите прав человека от ИИ.

Есть много критериев, по которым люди определяют для себя лучшее место работы. Это и размер заработной платы, и атмосфера в команде, и перспективы роста, и расширение зон ответственности, и ряд других. Сейчас мы не знаем, какой критерий важнее всего. Однажды мы это выясним, когда пройдет свой путь и обязательно поделимся здесь.

Если переиначить слова Питера Тиля: “From the outside, we are fine with being irrelevant, but from the inside, we want everyone to be in it for the long haul.”

В части услуг и продуктов у нас, разумеется, свои грандиозные планы. В этом году планируем запустить первые цифровые продукты по американскому праву и масштабировать наш локальный опыт с магазином на международный рынок. Если вдруг vc.ru решит наконец-то запуститься на английском языке, будем там первыми авторами.

Мы также хотим быть одной из первых юрфирм в мире с выделенной практикой по космическому праву. Такие фирмы уже есть, конечно, но хотя бы быть в первой десятке. Я очень верю в это направление.

Планируем развивать инвестиционное направление в рамках Lazzy Ventures, чтобы использовать наш нетворк среди стартапов и инвесторов в России и США.

Одновременно хотим сделать аналог американского сервиса Carta для автоматизации корпоративного управления, систематизации прав и обязанностей из корпоративных договоров и выдачи опционов сотрудникам в России.

Посмотрим, что из этого всего получится.

Закончить я бы хотел цитатой Сергея Силаева: «Главное, что я понял за последнее время, что компания — это в первую очередь люди в ней. Деньги зарабатываются и тратятся, станки покупаются и продаются, здания строятся, но без талантливых людей все это не имеет никакого смысла. У меня все».

<i>Фото с прошлого корпоратива в 2019 году</i>
Фото с прошлого корпоратива в 2019 году

P.S.

Автор, а как фирму-то сделать за 4 часа? По пунктам:

  • Уйдите с текущего места работы, если оно вам не нравится.
  • Обустройте себе небольшой домашний кабинет.
  • Купите домен. Прикрутите к нему почту Gmail.
  • Сделайте сайт-визитку в Notion с привязкой к личному домену, вроде такого.
  • Напишите 2-3 качественные статьи на vc.ru со ссылкой на сайт-визитку.

Применяется к любому консалтингу. Только в зависимости от индустрии хорошо бы иметь еще подушку на 2-3 месяца, потому что, например, в юридическом бизнесе цикл продаж достаточно долгий: потенциальный клиент заметит вас сегодня, а за услугой обратится через полгода.

4949
11
21 комментарий

Отличная статья, коллега! Прочитала на одном дыхании и очень много отозвалось так сказать) хоть практики и разные, общие подходы одобряю)

5
Ответить

Если бы я начинал с нуля, то не стал бы тратить время на полноценный сайт с блогом, профилями юристов и описанием фирмы. Никто это не читает.

Первое, что я прочитал на вашем сайте. 🤷‍♀️


Но отсутствие сайта вызывает подозрение. Поэтому можно просто сделать сайт-визитку в Notion или взять одностраничный шаблон в Webflow и не париться, пока не заработаете на программистов. По мне так, лаконичный сайт специалиста без всяких приблуд сигнализируют, что у него и так достаточно работы.В целом рассуждения по сайтам — местами здравые, а местами слишком наивные, это всё перемешано и создаёт какое-то ощущение недоумения. Не говоря уж про то, что Notion просто вам нравится, а развитие направления страниц они забросили и делать там сайт не очень хорошая идея, конструкторы, всё же, лучше.
Ну и акценты, люди обращают внимание на мелочи, часто это происходит подсознательно, просто проходит такой невидимый внутренний чекин: фото сотрудников, о фирме, описания... галочка, галочка, галочка — фирме можно доверять. Надо ли говорить, что для юридической фирмы это очень важно.
Мысли про сайт «очень занятого специалиста которому некогда делать сайт»... а типа моим делом ему туже некогда будет заниматься? 😂
Вспомнился анекдот:
— Что должно быть дорогого у бизнесмена?
— ?
— Часы, ботинки и ручка.
— Почему?
— Он приходит на переговоры, закидывает ноги на стол, смотрит на часы со словами «всё, мне некогда» и достаёт ручку чтобы подписать контракт. 


Из других юристов, которые здесь пишут, мне нравится контент Versus, Ксении Гайн, Славы Устименко.Спасибо за рекомендацию, на Versus и Ксению подписался, на Славу уже был подписан.

В целом интересный опыт, да и на ваши статьи я давно подписан, шаблоны смотрел. Но в плане маркетинга — не смущает, что канал привлечения всего один? Я ничего не говорю, VC хороший, но когда всё завязано на одном VC, а его завтра закроют из-за антипутинских настроений, то что?
Лично у меня есть правило — не строить всю работу на одном сервисе, появилось оно не просто так, а после того как мой сервис, который я почти 3 года делал, сдох в один день из-за изменений правил Яндекса. Те же проблемы у людей в корпоративном секторе «мы поставщик оборудования для Мегафон», изменился начальник и уже «мы поставщик оборудования никому».

4
Ответить

Спасибо за статью, в большей степени за вторую ее часть, с выводами и мыслями по поводу состояния правового поля в РФ и деятельности юр. фирм.

Особенно понравилась мысль о конкуренции с судьями ). А поскольку недавно на https://zakon.ru/ перечитывал кейс по Башнефти и БСК это честно говоря совсем зашло.

Хорошие мысли по поводу идеологии юридических фирм.
Серьезные юр. фирмы конечно поближе к большому бизнесу, Москва, Питер, работа с зарубежными заказчиками. А в провинции юристов скоро бить начнет перегретый пассионарный этнос. Ввиду массовой деятельности различных контор по банкротству ФЛ и иже с ними. Открываются прям массово, как франшиза Coffeе Like несколькими годами ранее.

Так обгадили имидж профессии... Срочно нужно профсоюз организовывать и гнать этих тварей с рынка.

3
Ответить

Удаётся ли действительно зарабатывать на юридических онлайн-продуктах, или они служат инструментом привлечения клиентов?

1
Ответить

Рано судить об этом, но скорее удаётся, чем нет. С одним продуктом мы поняли, что это можно масштабировать на весь мир, а это совершенно другая ёмкость рынка. 

2
Ответить

Отличная статья! Можно сказать, что я Ваш коллега, т.к. не сказал бы, что на юридическом рынке существует прямая конкуренция. Статья читалась на одном дыхании) Где-то узнавал свой путь, но по большей части, конечно, нет)

1
Ответить

Спасибо, коллега!

1
Ответить