Первые пассажиры роботакси Tesla заплатили $4.20 и получили шок. Я разобрал их опыт: что Маск сделал не так, а в чем обошел всех

Привет, это Михаил Буров. Сегодня, без лишней помпы, первые Tesla Model Y без водителя за рулем поехали по улицам Остина, штат Техас.

Первые пассажиры роботакси Tesla заплатили $4.20 и получили шок. Я разобрал их опыт: что Маск сделал не так, а в чем обошел всех

Интернет тут же раскололся на два лагеря. Одни кричат «революция!», другие — «очередной пшик на 10 машин для пиара». Я решил не верить ни тем, ни другим. Я залез в самые дебри.

На вид — обычная Model Y. Внутри — мечты Маска и тихий сотрудник, которому по инструкции запрещено с вами разговаривать.

1. Суровая реальность: 10 машин, $4.20 и человек на подстраховке

Давайте сразу к фактам, чтобы отделить их от хайпа. Что представляет собой «революция» от Tesla на сегодняшний день, по словам первых пользователей?

  • Автопарк: 10-20 обычных Tesla Model Y (не футуристичный Cybercab).
  • Место действия: Строго ограниченный район в Остине, штат Техас.
  • Цена вопроса: $4.20 за поездку. Да, Илон снова троллит.
  • Главный нюанс: На переднем ПАССАЖИРСКОМ сиденье сидит сотрудник Tesla. Его задача — молча следить за дорогой и в случае чего перехватить управление. Водительского кресла нет, но подстраховка на месте.
  • Доступ: Только по инвайтам для избранных фанатов Tesla. Скачать приложение из App Store и поехать нельзя.

Аналитики из Fortune и CFRA уже ехидно ухмыляются: «Маск как обычно, обещает слишком много. Когда любой житель Остина сможет вызвать такси, тогда и поговорим. А это будет не раньше 2028 года».

Звучит как провал? Не торопитесь. Дьявол, как всегда, в деталях.

2. Ощущения от первого лица: Spotify, Metallica и «эффект живого водителя»

Самое ценное — это впечатления реальных пассажиров. И вот тут начинается магия, которую не описать в пресс-релизах.

Как только пассажир садится в машину, происходит чудо. Приложение Robotaxi синхронизируется с его аккаунтом Tesla, и на заднем экране появляется его личный Spotify с его плейлистами. В одном из видеообзоров парень с неподдельным удивлением обнаружил, что машина предлагает ему дослушать трек Metallica, который он слушал в своем Cybertruck по дороге сюда. Мелочь, а как меняет восприятие!

Первые пассажиры роботакси Tesla заплатили $4.20 и получили шок. Я разобрал их опыт: что Маск сделал не так, а в чем обошел всех

Задний экран — личный командный центр пассажира. Можно даже врубить Metallica, но за авторские права в YouTube придется отвечать самому.

Но главное — это сама поездка. Все первые пассажиры в один голос твердят: машина едет не как робот. Она едет «как очень вежливый и опытный человек».

Никаких резких движений, дерганий и «пьяной» езды, свойственной ранним версиям FSD. Сложный левый поворот через оживленный перекресток, от которого раньше у водителей «сжималось все внутри», теперь выполняется с уверенностью терминатора.

Это уже не просто автопилот. Это нейросеть, которая научилась водить максимально комфортно для человека. Как сказал один из пассажиров: «Ты не чувствуешь, что машина едет сама. Ты чувствуешь, что тебя везет очень хороший водитель, который просто не хочет с тобой разговаривать».

3. Темная сторона: где роботакси еще «лажает»?

Было бы странно, если бы все было идеально. Судя по отзывам, есть три главных «но»:

  1. Гео-забор: Пока что это аттракцион в пределах «песочницы». Выехать за пределы разрешенной зоны в Южном Остине нельзя.
  2. Человеческий костыль: Кроме сотрудника в салоне есть еще и удаленные операторы. Если что-то пошло не так, пассажир жмет кнопку «Поддержка» и ждет около 2 минут, пока кто-то подключится и поможет. Надежность пока не стопроцентная.
  3. Это не Cybercab: Нам обещали футуристичную капсулу без руля и педалей. А по факту приехала обычная Model Y. Эстетически — обман ожиданий.

4. Итог: революция по подписке или дорогой аттракцион?

Так что же запустил Маск?

На мой взгляд, это не громкая революция, о которой кричат фанаты. Но и не провал, как говорят скептики. Это тихая, ползучая экспансия, построенная на гениальном инженерном решении.

Главное отличие Tesla от Waymo и других конкурентов — подход. Waymo использует лидары, радары и кучу дорогих сенсоров («brute force approach»). Это надежно, но дорого и сложно масштабировать.

Tesla же идет по пути «чистого зрения» (vision-only) — только камеры, как у человека. Это безумно сложно в разработке, но если это заработает в полную силу, они смогут превратить в роботакси любой из миллионов уже проданных автомобилей простым обновлением ПО. Масштаб несопоставим.

То, что мы видим в Остине — это не запуск сервиса для всех. Это финальный этап сбора данных в реальных условиях. И судя по отзывам о плавности хода и «человечности» вождения, их нейросеть научилась главному — не пугать пассажира.

Как думаете, когда мы увидим такое в своих городах? И сели бы вы в машину без водителя за рулем, даже зная, что за вами присматривает удаленный оператор? Обсудим в комментах!

6
2
26 комментариев