Синдром спасателя: почему хорошие тимлиды сгорают первыми
Сегодня хотелось бы поговорить о таком понятии, как «синдром спасателя». Очень часто можно услышать такое выражение в негативном контексте. Но так ли это плохо? Бывают ли положительные стороны?
📙Немного истории, откуда это пошло
Впервые это понятие появилось в 1960-е годы у психотерапевта Стивена Карпмана.
На примере сказок автор ввел понятие драматического треугольника и его составляющих: роли агрессора, роли жертвы и роли спасателя.
Кажется логичным, что функция спасателя должна быть положительной, ведь он призван избавлять жертву от влияния агрессора. На самом же деле спасатель поощряет чужую беспомощность и несостоятельность, позволяя драматическому треугольнику воспроизводиться бесконечное количество раз. При этом спасатель по ряду психологических причин не может перестать помогать жертве, поскольку он лишится возможности самоутверждаться.
🛠Про команду
У меня была ситуация в команде - разработчик стал плохо делать свою работу. Постоянные ошибки, не слышал критику коллег.
Это все могло привести к тому, что раз он так работает, что мешает и другим в команде работать также плохо?
Это, кстати, известный факт - если в команде есть слабое звено, то оно тащит команду к своему уровню психологически - зачем хорошо работать, если я могу как и коллега делать работу посредственно и мне ничего не будет за это.
Обычно, за такое сразу увольняют, ну или раз обсуждают и если ничего не меняется - указывают на дверь.
Я же в этой ситуации, решил сперва попробовать разобраться. Что такого произошло с разработчиком.
Разговор №1
После первой беседы стало ясно, что человеку тяжело работается дома одному. Обсудили варианты и решили встретиться через 1 неделю.
Разговор №2
Стало легче сотруднику, он воспользовался советами. Но оставались ошибки, которые регулярно повторялись. Обсудили варианты, что необходимо сделать, чтобы минимизировать их. Например, пообщаться с командой. Договорились встретиться еще через неделю.
Разговор №3
Спустя неделю, изменения были в лучшую сторону, но незначительные. Мы вместе с сотрудником поняли, что могут быть причины в другом - проект может быть не нравится, коллеги и так далее. Поэтому я предложил последнюю помощь - найти новую команду. У меня было много контактов, где искали разработчика. Я их свел. В итоге, через пару месяцев разработчик мне написал и сказал что у него все хорошо. Ему мои советы помогли и правильно мы сделали, что решили пойти разными путями. Расстались на доброй ноте.
💡Мой вывод таков - нужно уметь выявить в себе этот синдром и использовать его с умом, и вовремя. Например, обращайте внимание даже на мелочи, если сотрудник начал работать хуже. Не откладывайте, решайте на месте проблемы.
🚩Иначе вы жертвуете собственными/командными потребностями — и в конце концов тратите свои/командные ресурсы. А это может привести к нехорошим последствиям - выгоранию.
А у вас были такие ситуации? Расскажите в комментариях.
Очень важна ваша поддержка, ставьте – ♥ и подпишитесь на канал, там больше интересного!