От целей — к результатам: как работает стратегия
Автор: Светлана Берендеева, руководитель внедрения стратегических изменений в РГС
95% стратегий остаются красивыми презентациями. Они пишутся, утверждаются, а затем, забытые в вихре неотложных дел, отправляются на полку вместе с другими инициативами, которые не «приземлены» в реальную практику.
Наша стратегия прошла путь от той самой полки к наделению целей смыслами, построению надежного цикла их реализации, на который можно опираться и продолжать развитие даже в условиях быстро меняющегося будущего.
Почему не работает «стратегия сверху»
Стратегия — это не документ. Это смыслы. Она должна работать и служить для компании маяком, особенно это актуально, когда ПМЭФ прогнозирует «идеальный шторм» (как сейчас, например).
Но что обычно происходит на практике?
Руководство компании на стратегической сессии придумывает цели, согласовывает их между собой, записывает и оформляет в красивый документ и спускает этот документ вниз. А дальше — не происходит ничего. На уровне сотрудников стратегия ничего не значит, следовательно, они не видят в ней ценности.
Сегодня руководители придумали одно, завтра другое и так далее. Меняются только лозунги, но не действия, отсюда рождается недоверие. Люди сопротивляются изменениям или попросту не видят в них смысла.
Так выглядит утверждение: «Мы стратегию написали и вниз спустили, они там сами разберутся, как на нее влиять».
Как мы ломали этот сценарий
В РГС мы приняли систему OKR, потому что на данный момент она помогает наделить цели смыслом и ответить на наш главный вопрос: «Зачем мы все это делаем?».
OKR (Objectives and Key Results) — это метод управления целями, который помогает организациям определить стратегические приоритеты и сфокусироваться на достижении конкретных результатов.
По этой методологии:
Цели должны быть выровнены «сверху» и «снизу»
Руководители «сверху» задают вектор, а команды «снизу» формулируют собственные цели. После чего мы их синхронизируем. И в итоге получаем понятную стратегию, где каждый осознает что и, главное, зачем он делает в компании.
Корректировать цели — это нормально
Мы не живем в вакууме. Жизнь вокруг активно меняется, и цели тоже. Ничего не должно быть «высечено в камне», цели должны быть живыми и отвечать запросам компании на конкретном этапе.
- Цели ставятся от смысла к действию
Мы формулируем цель → находим ограничения → снимаем их → ставим задачи более низкого уровня → находим ограничения → переходим в задачи исполнителей и идём дальше в реализацию. Так строится настоящая пирамида целей, где каждое звено понимает, что делает и зачем.
Ошибки, которых стоит избегать:
Подмена смыслов цифрами, которые сами по себе ничего не значат;
Подмена цели инструментом;
Огромное количество целей одновременно.
Как поставить настоящую цель: короткий чек-лист
Определите видение: где и в каком качестве вы хотите оказаться через 2–3 года?
Найдите источник смысла. Это может быть миссия компании, ценности, культура. Часто они уже есть на сайте — просто посмотрите на них как на руководство к действию.
Спросите себя: «Зачем?». Любая цель должна отвечать на вопрос «Что должно измениться?» или «Какими мы должны стать?».
Определите ограничения. Что мешает попасть туда, куда вы хотите? Сформулируйте это — и ставьте задачи на снятие ограничений одно за другим.
Выравнивайте. Цели сверху и снизу должны быть согласованы между собой.
Корректируйте. Среда изменилась? Цель должна измениться тоже. Регулярно пересматривайте свои ориентиры.
Стратегия — это не про контроль. Это про смысл.
Работающая стратегия превращает подразделения в боевую машину, способную быстро и слаженно отвечать вызовам рынка.
Стримам бизнеса не нужно договариваться о приоритетах: они уже им понятны и ими приняты.
Команды работают в кросс-функциональной связке, не тратя время на отстаивание границ своих «колодцев».
Если ситуация меняется, бизнес знает, как быстро провести оценку и корректировку действий.
Прогресс становится прозрачным, а процессы сквозными, что дает возможность объективно увидеть, что мешает росту и как это исправить.
Когда каждый понимает, к чему идёт, — никакая турбулентность не страшна.