Дизайн-джем #26: от «Ёжика в тумане» до «Рассеянного Джованни» — особенности мультипликации советского периода
В анимационно-ностальгическом дайджесте от Futura by Redmadrobot.
«Ну, погоди!», — жужжат роботы вслед убегающей зиме. Последние две недели мы откапывали из под снега самые интересные дизайн-находки и публиковали их в Design Jam. Подписывайся, чтобы было что обсудить с друзьями за распитием горячего топлива (кофе).
В прошлый раз мы заглянули в гайдлайны от Apple и Google и зарядились силой современного искусства. Сегодня вернёмся в прошлое на несколько десятков лет и поговорим о яркой, но недооценённой странице искусства — мультипликации советского периода. Расскажет о ней железный дизайнер Настя Нечкина, передаём ей слово.
Привет! Сегодня я расскажу тебе о советской мультипликации. Мы обратим внимание на «Крота» и «Ёжика в тумане», прогуляемся по «Горе динозавров», заглянем на «Почту» и познакомимся с «Человеком в котелке».
Куклы, пластилин и проволока
Начнём с «Ёжика в тумане» (1975) Юрия Норштейна. Он выполнен в стиле кукольной анимации, а персонажи оживают благодаря технике перекладки. Кукольная анимация — один из столпов мультипликационного искусства.
Стиль кукольной анимации используется и в мультфильме «Рука» (1959) чешского режиссёра Иржи Трнка. В нём рассказана горькая история об отношениях художника и государства — проблематика, знакомая многим артистам того периода.
Инструментарий мастеров объёмной мультипликации включал в себя не только кукол, но и разнообразные подручные средства: например, Гарри Бардин в своей работе «Выкрутасы» (1987) представил целую маленькую жизнь из одного мотка проволоки с очень неожиданной развязкой.
И куда же без «пластилиновых» мультиков! Один из таких «Падал прошлогодний снег» (1983) — замечательная предновогодняя работа режиссёра Александра Татарского.
Океан авангарда
В первые декады советской власти мультипликация развивалась особенно круто — это было связано с тем, что цензурные ограничения практически не распространялись на искусство для детей и уникальность аниматорского стиля только поощрялась. Русский авангард по-настоящему вдохновлял художников и режиссёров: их занимал поиск новых форм и изобразительных ритмов.
Обрати внимание на конструктивистскую рисованную анимацию, ярким образцом которой является «Почта» (1929) Михаила Цехановского. Уютный шум старой кинопленки приятно дополняет множество лаконичных графических решений художника.
«25-е, первый день» (1968) Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина — это фильм-плакат, созданный под сильным влиянием авангарда 1910–1920-х годов. Наслоение советских плакатных архетипов и лозунгов на симфоническую музыку Шостаковича — поистине знаменательная работа.
Контраст стилей
Советский художник и мультипликатор Иван Аксенчук обладал выразительным художественным стилем. Яркий пример — его работа «Русалочка» (1968). Это мультфильм в мультфильме, где на контрасте разных стилей рисования сказка отделяется от реальности.
Также авторский почерк Ивана Аксенчука узнаётся и в «Молодильных яблоках» (1974). В работе сохраняется богатство и глубина оттенков, но фигуры приобретают уже более неестественные очертания, а декорации всё больше отсылают к футуризму.
Если хочешь погрузиться в конфликт свободного искусства и несвободного государства, то изучи творчество режиссёра Андрея Хржановского. Работа «Жил-был Козявин» (1966) — это гротескная картина о государственной машине, бессмысленной и беспощадной.
Другой мультфильм Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968) больше про метафизическое: на контрасте прекрасных и уродливых лиц художник показывает, как очеловечивает искусство и душит цензура. Центральная фигура — «Человек в котелке» художника-сюрреалиста Рене Магритта.
Чёрно-белые люди и цветной крот
Анимация советского периода включает в себя не только русскоязычные мультфильмы, но и мультипликацию Восточного блока. Её отличает большая концептуальность: там свобода мысли и открытый доступ к европейскому искусству способствовали разнообразию сюжетов и художественных стилей.
Мультфильм венгерского режиссёра Петра Собослая «Эй, ты!» (1976) — это чёрно-белый мультфильм про чёрно-белого героя. Фантасмагоричность сюжета, сочетание разных графических приёмов, замкнутость пространства и преодоление четвёртой стены делают анимационный фильм сплошным арт-объектом.
«Стены» (1987) польского режиссера Петра Думалы — это монохромный фильм с гармонично дополняющим безрадостную картинку эмбиентом на фоне. Светотень словно выцарапана на чёрной поверхности: этот эффект достигается за счёт авторской техники деструктивной анимации. Режиссёр анимирует скульптуры поверх предыдущего рисунка, создавая интересный эффект наслоения.
В своей работе «Миметизм» (1966) румынский режиссёр Джордже Сибиану собрал механики, применимые и в интерфейсной анимации — например, как интересно «оквадратить» спираль.
«Крот» (1957–2002) Зденека Миллера. Из всего сериала выбор пал на серию про крота и робота — история про то, какими полезными и жестокими могут быть механические друзья.
Шарнирная блочность и живые картины
Мультфильм — это не всегда про доброе. Иногда это про непонятное. «Путешествие» (1970) режиссёра Даниэля Щехуры — это антифильм, фильм-несобытие: исследование ничего не происходящего и абсурдности жизни. Досмотри «Путешествие» до конца: всё-таки про «несобытие» я немного слукавила.
«Рассеянный Джованни» (1969) режиссёра Анатолия Петрова интересен с точки зрения работы с колористикой — цветовые акценты и шарнирная блочность тела Джованни отсылают зрителя к абстракционизму и работам Малевича и Мондриана, хотя сам режиссёр говорил, что считает основным стилем работы поп-арт.
«Маска красной смерти» (1970) — это удивительная работа режиссёров Павао Штальтера и Бранко Ранитовича, которые сумели оживить масляные полотна художников эпохи Возрождения через призму авангарда. Художественный стиль вобрал в себя и ренессансные лица, и технику кьяроскуро (светотени), и футуристические мотивы — отдельно обрати внимание на сочетание объёма и плоскости, которое делает картинку одновременно живой и безжизненной.
Редкий советский мультфильм способен так сильно задеть современного зрителя за живое, как «Гора динозавров» (1967) талантливой Расы Страутмане. Слова излишни — обещаю, эта притча не оставит тебя равнодушным.
Когда решишь вернуться из ностальгического путешествия, загляни на обновлённый сайт студии «Союзмультфильм». Романтика фирменного шрифта и очарование ярких цветов на месте.
Спасибо, что посетил вместе со мной забытые уголки мультипликации. Делись в комментариях своими любимыми мультфильмами, будем ностальгировать вместе. Хороших выходных!
Заглядывай к нам в Design Jam, там мы публикуем море полезностей. Например, на этой неделе у нас крутые подборки подкастов для дизайнеров. А мы убежали собирать дайджест №27. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖
Спасибо, очень познавательно и полезно)) Мультипликация - тоже изобразительное искусство! Кстати, встречала на Ноже несколько классных публикаций на тему советских мультиков:
1) «Союзквирфильм» - там очень интересный взгляд на главных героев, и 100%-ное попадание суть образов (мой молодой человек даже назвал свой телеграм-канал в честь образа «Угнетенный эстет», который упомянут в этой статьеXD);
2) про сюжетные «иносказания» в советских мультиках (отражение проблемных социальных тем). Возможно, часть теорий рождена сознанием толерантных зумеров, но от этого не менее интересно))
Спасибо за статью👏, мне мультфильм "Контакт" Тарасова сразу вспомнился
Да, отличный мультик! Я уже довольно взрослой его первый раз увидела. И первая мысль — что курил автор?)
Огонь🔥🔥🔥
Красота какая!
Пасибо)