Чего ждут работодатели от «свитчеров» — людей, которые решили сменить работу и пошли на онлайн-курсы

Опыт рекрутера, представителей курсов, менеджера и человека, который недавно сменил профессию.

Материал из профессионального блога о подборе от «Хантфлоу».

С развитием онлайн-образования получить новую профессию стало легче — это можно сделать не выходя из дома, в свободное от работы время.

В результате на рынке труда появляется все больше свитчеров — людей, которые решились кардинально поменять род деятельности. Они оставляют сферу, где им все известно и знакомо, и отправляются навстречу новым возможностям и перспективам, вооружившись полученными знаниями.

Мы расспросили экспертов о том, как правильно взаимодействовать с такими кандидатами, какие у них плюсы и минусы, на что обращать внимание на интервью. А чтобы рассмотреть эту тему со всех сторон, поговорили с фронтенд-разработчиком, который раньше был журналистом.

Вероника Ильина, Employment Manager в «Яндекс.Практикуме»

Кроме выпускников курсов, на позиции начального уровня претендуют вчерашние студенты профильных вузов, самоучки и стажеры.

По сравнению со студентами люди, которые прошли курсы, демонстрируют большую осознанность в выборе профессии. Вероятность того, что через два месяца после столкновения с реальными задачами они скажут: «Не хочу быть разработчиком, лучше стану бизнес-аналитиком» — и уйдут из компании, существенно ниже. На любых нормальных курсах эти самые задачи можно полностью распробовать. Образовательный процесс длится месяцами, есть время, чтобы понять: «Нет, это не мое» — и, например, вернуть деньги за учебу.

По сравнению с кандидатами, изучающими профессию по книгам, блогам или с каким-то одним ментором, ребята с курсов получают концентрированные знания и кругозор вместо мнения одного наставника или автора.

Наконец, расскажу о людях, которые уже стажировались в других компаниях. Обычно они в приоритете у работодателей, потому что имеют опыт работы. Однако, со слов нанимающих менеджеров, одна из причин найма джунов — их состояние «чистый лист», благодаря которому можно подстроить человека под себя. Но стажер, как губка, восторженно впитывает культуру и правила игры своей первой компании. Он приходит к вам уже с набором представлений о том, что правильно и неправильно и как должно быть.

Из моих слов кажется, будто бы ребята с курсов лучше всех. Конечно, это не всегда так: в работе с ними есть специфика, которую некоторые работодатели относят к негативным факторам.

Например, такие кандидаты отличаются амбициями и повышенным интересом к перспективам. Чаще всего это взрослые люди с финансовыми обязательствами, семьями, ипотеками. Они знают о карьерном росте, изучают доступные возможности и думают об этом заранее. Это вчерашний студент может по полтора года работать на одной и той же зарплате, уже давно став мидлом по компетенциям, и не замечать проблемы.

Люди, которые меняют жизнь и приходят в новую профессию с резким понижением дохода, более осознанны и чувствительны к дисбалансу между своими навыками и уровнем вознаграждения.

Вероника Ильина

Еще взрослых кандидатов опасаются из-за их жизненного опыта, более высоких способностей к тому, чтобы договориться или даже обхитрить кого-то — в том числе и своего начальника. Вы бы знали, как много компаний не смотрят кандидатов, которые пусть даже всего на год, но старше руководителя.

Курсы бывают разными, поэтому другой момент касается качества и глубины полученных знаний. Вот основные риски:

  1. Низкая квалификация команды курса — ревьюеров, наставников. Например, когда работы «на троечку» успешно проходят ревью без комментариев.
  2. Слабая учебная программа, которая не соответствует потребностям рынка. Допустим, все разработчики в мире используют библиотеку X, а на конкретном курсе о ней почему-то ни слова.
  3. Нехватка специфических знаний, которые по каким-то причинам нужны вам, но не требуются остальному рынку, а потому не входят в программу. Так, в годовой курс не особо помещается глубокая теория Computer Science, хардкорные алгоритмы или знание сетей.
  4. Кандидат мог заниматься списыванием. Для меня загадка, зачем отдавать за курс несколько зарплат, а потом не проходить его самостоятельно. Но часть аудитории так и делает. С другой стороны, этих ребят легко выявить по результатам тестового задания.

Чтобы защититься от рисков, обсуждайте с кандидатом на интервью:

  • Что он делал сам во время учебы.
  • Как решал проблемы.
  • Где искал информацию.
  • Помогал ли кому-то — например, отвечал на вопросы сокурсников.
  • Помогал ли кто-то ему.
  • Делал ли он дополнительные проекты.
  • Что знает вне программы курса и чем интересуется.
  • Какие планы развития строит.
  • В какой компании хочет работать.

Андрей Виноградов, руководитель направления развития карьеры в Skillbox

У кандидатов, совершивших радикальную переквалификацию, есть два основных плюса: мотивация и уровень подготовки.

Например, наем недавнего выпускника вуза — рискованная инвестиция. Не исключено, он быстро поймет, что хочет чего-то другого, и уйдет. У него, как правило, имеется много возможностей на рынке и желание все попробовать.

Другое дело — люди, которые уже имели опыт в какой-то сфере, потом выучились и сменили род деятельности. Для них ставки довольно высоки: в дополнительное образование уже вложено много денег и времени. Они приходят не «пробовать» или «искать себя», а работать, закрепляться и развиваться в выбранной профессии.

Обычно уровень подготовки таких кандидатов весьма высок. Онлайн-университеты оцифровывают реальный опыт профессионалов с рынка и в доступной форме дают его ученикам. Это позволяет ребятам, которые приходят на работу после курсов, практически моментально приступать к выполнению обязанностей. Конечно, их все равно придется доучивать, но объем знаний, который нужно «добавить», существенно меньше, если сравнивать с выпускниками обычных вузов.

С каким уровнем кандидаты выходят с курсов

Все зависит от качества и продолжительности обучения, а также готовности конкретного человека усваивать знания. Например, в Skillbox есть:

  • Короткие курсы, которые длятся около месяца и посвящены освоению отдельных навыков и инструментов.
  • Полноценные «профессии» с длительным обучением — от полутора до двух лет.

Вряд ли за месяц можно качественно прокачаться в новой области, поэтому на выходе в обычных курсах получается стажер. Работодателю придется серьезно вкладываться в него, чтобы довести до уровня, достаточного для самостоятельной работы.

Андрей Виноградов

А вот ребята, которые осваивали профессию, выходят полноценными джунами. Они в течение длительного времени делают практические работы и курсовые, выполняют дипломный проект в условиях, приближенных к боевым. Например, начинающие разработчики делятся на команды и под руководством опытного ментора спринтами пишут код. При этом они еще и взаимодействуют с дизайнерами, чтобы вместе создавать полноценный проект.

О чем важно спросить на интервью

Вот какие вопросы я бы рекомендовал задать кандидату:

  1. Какой курс проходил? Сколько длилось обучение?
  2. Зачем учился? Какие цели ставил перед собой, когда решил пойти в онлайн-университет?
  3. Какие проекты выполнял в рамках обучения? Сколько их было?
  4. Делал ли что-то сверх того, что требовалось?
  5. Как давно учился?
  6. Как и в какую сторону намерен развиваться дальше?
  7. Что будет делать, если у него не получится работать в новой сфере?

Ответы на эти вопросы дают более или менее цельную картину того, как человек планирует дальнейшую карьеру, насколько свежи его знания, как много внимания он инвестировал в развитие, мотивирован ли на работу.

Никита Евдокимов, фронтенд-разработчик компании Nethouse

В 28 лет я сменил журналистику на фронтенд-разработку. До этого был руководителем отдела специальных корреспондентов и внештатных авторов в vc.ru. Когда работаешь в медиа, сильно вкладываешься в то, что делаешь, но результат быстро обесценивается. Например, две недели готовишь статью, она выходит, а спустя месяц это уже никому не нужно. В такие моменты думаешь: «Обидно, я так старался, а все уже про это забыли».

Однажды я понял, что выгорел. Стал размышлять, чем мне вообще нравится заниматься, от чего получаю кайф. Вспомнил, как начиная с 2015 года пытался научиться программировать во фронтенде. Но из-за плотного графика эти попытки заканчивались провалом — все мое время уходило на работу. Я решил действовать радикально: уволился и поступил на онлайн-курсы.

Как выглядит учебный процесс

Курс разбит на модули, в каждом из которых нужно выполнить проектную работу. Есть система дедлайнов: если не укладываешься в сроки, отправляешься в академический отпуск. За все время обучения можно побывать только в двух отпусках, на третий раз — отчисление.

Поначалу проектные работы простые: нужно сверстать простенький макет сайта. Постепенно задачи усложняются — например, сделать интерфейс приложения и запрограммировать всю его логику: получить данные от сервера, вывести их на страницу, настроить обработку действий пользователя. А в конце курса предстоит дипломный проект; что в нем будет, пока не знаю, так как еще не прошел все модули.

Мое решение уволиться, чтобы освободить время на учебу, было правильным. Считаю, что на курсах дают недостаточно глубокие знания — если хочешь разобраться как следует, нужно «копать» самостоятельно, а не довольствоваться стандартной программой. Если бы я продолжал работать, то точно не нашел бы время на изучение дополнительного материала.

Например, я за час прочитывал теорию на курсах, но тратил еще 4 часа на то, чтобы вникнуть: смотрел видео, читал документацию. Потом шел в студенческий чат и писал небольшие разборы, где рассказывал «на пальцах», как работает та или иная штука. Когда объясняешь что-то другим, то и сам глубже погружаешься в тему.

Никита Евдокимов

Как я трудоустроился в стартап, но потом уволился

После прохождения модуля по React я понял, что мне уже хватает навыков и сил, чтобы выполнять не только учебные, но и «боевые» задачи.

У меня была тактика: искать вакансии без пометок в духе «джунов не рассматриваем», с подходящим стеком технологий и зарплатой в рынке — от 60 до 80 тысяч. Каждое утро я заходил на Хедхантер и выписывал в специальную табличку в Notion те варианты, на которые откликнулся.

Моя воронка найма:

  1. За пару дней оставил 16 откликов.
  2. Ответили 5 компаний — пригласили на интервью или предложили тестовое задание.
  3. Получил 2 оффера.

В результате я устроился в стартап, который разрабатывал дейтинг-сервис. Все произошло быстро: работодатель ответил, что получил мое резюме, и предложил пообщаться. В тот же день мы провели онлайн-интервью.

Думал, это будет стандартный созвон с рекрутером. Но когда включилась камера, я увидел трех серьезных молодых людей: основателя компании, финансового директора и бэкенд-разработчика. Сначала я растерялся, но потом разработчик начал задавать вопросы — не очень сложные, это придало уверенности.

После интервью меня пригласили уже на очную встречу в офисе. Мы еще немного пообщались, и мне сказали: «Конечно, не очень здорово, что у тебя нет опыта, но давай попробуем».

Так я попал в стартап, где в одиночку отвечал за весь фронтенд. У меня не было наставника, к которому можно обратиться за помощью или советом, до всего приходилось доходить самостоятельно в свободное время. Я писал код, который работает, но мне не нравилось его качество — казалось, что можно написать лучше. Не хватало обратной связи — человека, который бы сказал: «Слушай, а зачем ты делаешь так, если можно иначе?»

В итоге я понял: если останусь здесь, то буду вариться в собственном соку и развиваться очень медленно. Поэтому решил поискать другое место работы.

Как меня приняли на работу в Nethouse

Я уволился и вернулся на Хедхантер. Одна компания отреагировала на мой отклик и предложила тестовое задание: сделать библиотеку персонажей из «Рика и Морти». Я люблю этот сериал, поэтому выполнил задачу с большим удовольствием.

Потом было интервью с их фронтендером, на котором я сильно нервничал: он задавал довольно сложные вопросы. Но если я чего-то не знал, то пытался рассуждать, общался корректно и аргументированно. Через несколько дней мне позвонили и сказали: «По скиллам вы чуть ниже, чем нужно, но мы готовы помочь вам с ростом и развитием». Так я трудоустроился в Nethouse.

Проблем с обратной связью теперь нет. Мы развиваем сервис для организаторов мероприятий — кроме меня, над проектом работает еще один, более опытный фронтендер. Мы обмениваемся знаниями и помогаем друг другу, если что-то не получается. Есть тестировщик, который приходит и говорит: «Вот ты выкатил фичу, а она при таком-то сценарии не работает, как должна». Тимлид может подсказать, в каком направлении думать: он нечасто дает готовые ответы, но очень классно наталкивает на правильную мысль.

Я ни секунды не жалел, что решил поменять жизнь и перешел из одной сферы в другую. Считаю, мне повезло с работодателем: в одном месте сошлось мое желание найти работу и профессионально прокачиваться, классный вдохновляющий продукт и хорошие люди, которые его делают.

Ольга Ермолаева, Head of QA в «ИнтТерре»

Я нанимаю ребят в том числе и с QA-факультета Яндекс.Практикума, поэтому могу поделиться опытом. Выпускники курсов, проработав менее полугода на реальных проектах, уже берутся за такие задачи, как:

  • Обучение новых сотрудников.
  • Менторство других джунов.
  • Автоматизацию и настройку непрерывной интеграции.

Видно, что им страшно, но интересно — они двигаются вперед быстро и без оглядки.

Обычно такие кандидаты уже имеют некий опыт, пусть и в другой области, а значит, базово понимают, как «работается работа» и происходит взаимодействие в коллективе. Зачастую их софт-скиллз находятся на приемлемом уровне.

Представьте: человек сменил сферу деятельности, выбрав именно то, что ему интересно. Он приложил усилия, чтобы научиться, совмещая учебу с работой и семьей. Скорее всего, такой кандидат умеет планировать время, у него есть желание развиваться в новой для себя области.

Однако пройденные курсы, даже самые лучшие, не гарантия того, что человек усвоил знания и освоил навыки. Поэтому необходимо давать тестовые задания и обсуждать их решения. Кроме того, на интервью я обязательно проверяю общие знания по тестированию и теорию, исходя из проекта.

Узнаю, что именно при обучении давалось тяжелее и легче всего. Смотрю на общую адекватность общения и задаю ситуационные вопросы, чтобы оценить уровень софт-скиллз. Очень круто, когда кандидат тоже что-то спрашивает и интересуется задачами.

По моему мнению, после курсов и без реального опыта специалист не может считаться полноценным джуном. Это скорее уровень trainee.

Ольга Ермолаева

Важно понимать, что выполнение дипломного проекта — лишь эмуляция настоящей работы. Как и в любой эмуляции, здесь есть масса допущений и послаблений, например быстрая и безболезненная обратная связь с возможностью доработать решение, четко очерченные границы заданий. В реальных проектах обычно так не бывает.

Марк Кандауров, ИТ-рекрутер в oneFactor

Все плюсы свитчеров — это отражение их же минусов. И наоборот.

Действительно, вам может попасться классный кандидат с прокачанными софт-скиллз, который до этого благополучно работал в другой сфере. Но часто происходит иначе: человек был неуспешен в своей профессии, а потом, насмотревшись рекламы, решил пройти курсы и перейти в ИТ, потому что там «удаленка и много платят».

Это правда, что работодатель может вырастить свитчера под себя, но на это требуются дополнительные ресурсы. Кому-то из опытных сотрудников придется отвлекаться от своей работы, тратить время и силы на обучение новичка. Причем надо понимать: свитчер — это не вчерашний студент, жадно ловящий каждое слово наставника, а человек со сложившимся жизненным опытом и мировоззрением. Рискну предположить, что он хуже поддается воздействию.

Бывает так, что свитчер значительно старше остальной команды. Тогда вполне вероятны проблемы в коммуникациях, например, когда 25-летнему тимлиду нужно обучить 45-летнего джуна. Людям разных поколений порой сложно понимать друг друга.

Но эти же факторы можно считать положительными: в компанию приходит человек с уникальным культурным и жизненным бэкграундом, что способствует повышению diversity.

Важно осознавать, что выпускник курсов обладает опытом учебы, а не работы. Нанимая его, никогда не знаешь наверняка, будет ли он успешен в новой для себя сфере. Не спорю, многие онлайн-университеты пытаются сделать образовательный процесс более практическим и приближенным к реальной работе. Но поставить знак равенства между учебными и боевыми задачами все же нельзя.

Как рекрутеру работать со свитчерами

Попросите кандидата рассказать и показать, что именно он делал во время обучения. Будет интересно сравнить его проекты с работами других студентов этих же курсов. Это позволит понять, насколько человек был вовлечен в учебу: привнес ли что-то свое или просто выполнял все по шаблону.

Уточните, как изначально выглядела задача на дипломный проект, какие пути решения он выбрал, с кем коммуницировал, использовал ли референсы.

Сделайте акцент на мотивации. Надо разобраться, чем кандидат занимался раньше и почему решил перейти в новую сферу. Выясните, как он встроил курсы в свою жизнь: совмещал ли их с работой или сначала уволился, сколько времени тратил на образование и где его брал, изучал ли параллельно что-то помимо стандартной программы.

Марк Кандауров

Можно попросить рекомендации у тех, кто учил кандидата. Но есть проблема: онлайн-университеты заинтересованы в трудоустройстве воспитанников, поэтому могут слегка приукрашивать реальность. Чтобы получить более объективную оценку, действуйте хитрее: запрашивайте информацию сразу по нескольким выпускникам, среди которых будет тот, кто вам интересен. Если же рекомендатель рассказывает обо всех примерно одно и то же, такой отзыв стоит считать невалидным.

Проверьте свой процесс интервью — подходит ли он для выпускников курсов. Допустим, некая компания привыкла набирать джунов из конкретного вуза, например МФТИ.

Рекрутер прекрасно знает, что именно изучают студенты, и задает вопросы, которые позволяют оценить университетские знания. Но у свитчеров совсем другой бэкграунд и программа обучения — в этом случае рекрутинговый процесс требует корректировки.

На позиции какого уровня можно рассматривать свитчеров

Многие курсы длятся больше года: за это время человек получает большой и концентрированный объем знаний. После обучения он может претендовать на джуновские позиции, но не выше.

Допускаю, что некоторые выпускники, которые были вовлечены в учебу и делали что-то сверх программы, владеют теорией на уровне мидл. Но я не представляю, чтобы какой-то работодатель рискнул сразу взять их на серьезные позиции. Все-таки мидл — не про теорию, а про практику. На этом уровне кандидату нужен подтвержденный опыт как гарантия способности самостоятельно решать задачи средней сложности. Но у человека, который лишь проходил курсы, априори не может быть такого опыта.

3030
132 комментария

Один юноша пошёл учиться убивать драконов. Десять лет он учился убивать драконов и стал настоящим мастером своего дела. Взял меч и пошёл в лес, но не встретил ни одного дракона. Он пошёл к своему учителю и задал вопрос:
– Ты научил меня убивать драконов, но теперь я не могу найти ни одного дракона. Что же мне теперь делать?
– Учи других убивать драконов.

92

Раз тема про Яндекс то можно еще пошутить про ЕА, тут тоже, сначала купи курс по фронтенду за овер 80к, ага, молодец, но тут такое дело, реакта не предусмотрено, что? Требуют? Как неудобно, хорошо, вот тебе курс по реакту за 30к, спасибо что воспользовались нашими услугами :)

После работы с 15 "свитчерами" (пришлось нанимать из-за ограниченности бюджета на "внутренние сервисы"+только выпускников курсов эксперимента для) могу так сказать:
1. есть топ 10% которые всё и так смогли бы и без курсов, им курсы помогли разве что кругозор подрасширить и то не факт
2. ещё 20% "ну ок, стандартные задачи которые уже делал много раз можно давать, остальное оооочень тяжело и много времени нужно потратить на обучение/управление". Просто так за рыночные для джунов деньги и даже дешевле них мы бы таких не наняли, так как условная полезность принимает отрицательную величину, которая в исследуемом случае покрывается бюджетом на эксперименты в т.ч. кадровые
3. еще 20% годны только на стандартные задачи, шаг влево-вправо невозможен
4. остальные ни на что не годны.
здесь "100%" это набор исполнителей прошедший жесткий базовый фильтр по деньгам и простое тестовое на 10 минут.

Из плюсов: если сможете собрать из таких людей команду которые на одной волне, то может что-то и получится просто за счёт коллективного разума, но это не точно.


Тем кто относит себя к "свичерам", я бы рекомендовал сертификаты/дипломы скилбокса/гикбрейинс и иже с ними на всякий случай в резюме не указывать, а точнее держать 2 версии резюме: с и без. Я знаю довольно много хороших адекватных HR или руководителей с этой ролью в разных отраслях которые на младшие позиции  такие резюме из потока просто не смотрят вплоть до постановки в список стоп-слов.
Причина: оказывается такая фильтрация да конечно выкидывает часть стоящих соискателей, но сильно сокращает затраты на фильтрацию "профессиональных писателей резюме и проходильщиков первых этапов"
Я знаю, что это выглядит как бред, но пока мне не показали этот принцип в действии я сам не верил. А детальный разбор случаев когда первые 1-2 этапа проходятся на "ок, лучше чем 75% кандидатов", а  уже интервью по сути даёт оценку "минус 2 (из 5)" то вскрывается что вместо обучения чему-то учили "проходить собеседования и меньше чем N не просить", но дипломчик почему-то дали. 

28

Про последнее - в ковидное время начались проблемы на работе, сказали гуляй Вася. Искал работу локально в городе в своём Мухосранске на 400к жителей, поставил зп 60к - все спрашивали: "губа не дура? это много!". Ну ок, снизил требования до 40 и был готов работать за 30 - уж очень кушать хотелось и за аренду платить. Даже тут на виси эйчары ныли что не могли найти дешёвых разрабов - ну вот он я, под носом.
Тут неожиданно из-за ковида на удалёнку стали охотнее брать и стали кидать предьявы, типа: "60к - что так мало для 10 лет"? "Где подвох"? Ты после курсов что-ли? Ну ок, на те x2 - 120к. Тоже мало. Ну ладно, на те 160к. Ура, взяли!

18

есть топ 10%... ещё 20%

А диплом университета каким-то магическим образом превращает в крутых спецов все 100%? Больше похоже на культ карго

4

"Я знаю довольно много хороших адекватных HR или руководителей с этой ролью в разных отраслях которые на младшие позиции такие резюме из потока просто не смотрят вплоть до постановки в список стоп-слов. Причина: оказывается такая фильтрация да конечно выкидывает часть стоящих соискателей, но сильно сокращает затраты на фильтрацию "профессиональных писателей резюме и проходильщиков первых этапов" Я знаю, что это выглядит как бред, но пока мне не показали этот принцип в действии я сам не верил. "
Т.е. логика "адекватных" HR: если человек ПОДХОДИТ ПО РЕЗЮМЕ, но есть графа  "ПРОШЕЛ КУРСЫ", значит HRу лучше его ОТСЕЯТЬ И ДАЖЕ НЕ СОБЕСЕДОВАТЬ, т.к. его НАУЧИЛИ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ РЕЗЮМЕ?)))

1

 Образовательный процесс длится месяцами, есть время, чтобы понять: «Нет, это не мое» — и, например, вернуть деньги за учебу.

АХАХАХАХА

27