8 навыков, которые пригодятся начинающему продажнику
В 2020 году работодатели чаще всего искали менеджеров по продажам, свидетельствуют данные сайта по поиску работы HeadHunter. Это не удивляет. Хороший менеджер по продажам – это супергерой, который способен налаживать контакты с потенциальными клиентами и закрывать сделки за неделю, а то и быстрее.
Загляните в интернет: в списке рекомендованных книг для владельцев бизнеса вы обязательно встретите бестселлеры о том, как лучше продавать, в YouTube наткнетесь на ролики по «самым эффективным методикам» и «самым безотказным техникам» продаж. Что уж говорить про стремящееся к бесконечности количество статей, вебинаров и курсов по продажам.
Но продажи – это не только про методики и техники. Продажи – это еще и про навыки. РОП Evapps Иосиф Фекаду расскажет о своем видении, какие скилы необходимы специалисту одной из самых востребованных профессий в мире. Хорошая новость – все эти навыки можно развить.
Навыки, необходимые для построения карьеры в продажах
В профессиональной среде все навыки делятся на два типа:
твердые навыки (hard skills) включают специфичные, профессиональные навыки, которые можно приобрести при обучении и наглядно продемонстрировать. Сюда относится знание иностранных языков или языков программирования, умение работать с конкретной программой или печатать вслепую;
гибкие или мягкие навыки (soft skills) – это комплекс важных для карьеры навыков, которые не связаны напрямую с конкретной предметной областью, но влияют на эффективность, высокую производительность. Такие скилы сложно измерить и наглядно продемонстрировать. К мягким навыкам относятся умение работать в команде, способность устанавливать диалог, выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, адаптироваться к изменениям, решать одновременно ряд задач.
Остановимся подробнее на мягких навыках, которые необходимы специалисту отдела продаж.
1. Эмпатия
Эмпатия, умение не только слушать, но и слышать собеседника – навык-мастхэв для продажника. Когда вы понимаете, что в одном случае для заключения сделки нужно поднажать, а в другом – ослабить давление, вы превращаетесь из обычного продажника в суперзвезду.
Существует множество упражнений, которые помогают развить эмпатию. Самое простое – представить себя на месте собеседника, попробовать почувствовать то, что чувствует он. Такая практика позволяет лучше понять потребности клиента, способствует повышению доверия, помогает построить качественные отношения, а это, в свою очередь, напрямую влияет на продажи.
2. Эмоциональный интеллект
Развитый эмоциональный интеллект (EQ) помогает вам лучше понимать эмоции (свои и чужие) и управлять ими. Это невероятно ценный навык, который способствует успеху и в карьере, и в личной жизни, и в сфере продаж.
В доказательство можно взглянуть на результаты исследований. Например, одна западная фармацевтическая компания провела для сотрудников обучение по EQ. Выручка продажников, прошедших тренинг, выросла в среднем на 12% по сравнению с контрольной группой.
3. Фокус внимания
Умение выделить самое важное и сосредоточится на этом, несмотря на отвлекающие факторы, является невероятно полезным навыком, без которого очень трудно добиваться результатов. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Гибкость
Еще один важный навык, который пригодится как в жизни, так и в сфере продаж – адаптивность. Продажнику приходится общаться с огромным количеством людей, у каждого из которых свой характер, свои взгляды на мир. Без умения быстро подстроиться под ситуацию не получится установить контакт со сложным клиентом и предложить подходящие варианты решения задачи.
5. Креативность
Казалось бы, зачем нужна креативность специалисту по продажам? Но как и гибкость, нестандартное мышление позволяет эффективнее взаимодействовать с людьми. Общение с клиентами может складываться непредсказуемо. Креативный взгляд на вещи помогает по-новому взглянуть на ситуацию, предложить нетривиальное решение, выделиться среди конкурентов.
Кстати, одно из исследований показало, что компании, которые поощряют креативность, в 3,5 раза повышают свои шансы обойти конкурентов по темпам роста выручки.
6. Умение излагать свои мысли
61% специалистов по продажам признают, что сейчас продавать сложнее, чем 5 лет назад. Потребители имеют доступ к информации и в целом стали более требовательны – им не нужны пустые обещания, они ценят факты и доказательства.
Умение ясно и четко излагать свои мысли, рассказывать просто о сложном, подкреплять слова фактами – еще один важный навык, без владения которым не получится закрыть сделку.
Если природа не одарила вас умением красиво говорить, можно попробовать прокачать свои скилы в ораторском мастерстве, записавшись на специальные курсы или начав чаще выступать.
7. Работа с возражениями
«Это слишком дорого», «мне надо подумать», «мы уже работаем с другим агентством». У каждого потенциального клиента есть возражения. От того, умеет ли специалист с ними работать, зависит количество закрытых сделок, а также дальнейшая работа с клиентом.
И хотя невозможно подготовить заранее ответы на все возражения, которые могут возникнуть у потенциального заказчика, можно продумать и составить скрипт. Он позволит менеджеру не тратить лишнее время, обдумывая ответы на распространенные возражения.
8. Дисциплина
Со словом «дисциплина», первой ассоциацией всплывает цитата из устава ВС РФ: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами..."
На практике, конечно, это проявляется не так категорично, как в уставе, но пока менеджер не придет к тому, что в СРМ не должно быть просроченных задач, клиентам нужно звонить именно в то время, в которое от вас этого звонка ждут, а на встречу стоит приезжать за 15 минут (да и на работу, в общем-то, тоже) - результатов достигнуть будет сложно.
Вместо заключения
Конечно, никто не отменял профессиональные навыки, но с развитием soft skills - ваша работа и продвижение по карьере будут идти лучше и быстрее. К тому же, если решите сменить вектор деятельности, то эти умения пригодятся в любом направлении. Так что, не забывайте инвестировать в себя и свои скилы.
А ещё коммуникабельность, исполнительность и умение работать в режиме многозадачности)
О, интересно посмотреть на продажника интроверта😅
Куда ж без них))))
по мне продажнику нужно "просто взять трубку и звонить"
можно прочитать тысячи статей и сотни книг, но если попу не поднять результата не будет
отговорок можно придумать тысячи )
К тому же, звонить можно и не поднимая попы😜
факт
ну да) дополню только, учитывая разнообразие каналов продаж: "ходить, писать" многие кейсы успешных бизнесменов начинаются именно с того, что они раз за разом делали и делали рутинную работу, получали множество отказов, но не сдавались и в итоге дела начинали идти в гору. Опять же, раз статья про начинающих продажников, еще хотела бы поделиться вот таким опытом (если есть страх "просто взять трубку и звонить") - есть одно упражнение "Получить 20 нет". Ведь один из страхов, которые могут быть у новичка продаж - страх отказа - начиная активно, к примеру, обзванивать клиентов, и получая отказы, очень быстро в голове откладывается - никому то мой продукт не нужен/меня посылают и т.п., Наставник для преодоления этого страха ставит задачу не продать продукт/услугу, а получить 20 отказов, при этом специально не делая противоречащих скрипту вещей. Если же контакт с клиентом завершается каким-то позитивным моментом (даже если не продажей, но клиент взял паузу на подумать и т.д.), то счетчик обнуляется. И оказывается, что и эту казалось бы легкую задачу в получении 20 нет практически невозможно достичь - всегда есть люди, которых так или иначе заинтересует информация о продаваемом тобой продукте.