«Клиенты не понимали, зачем им интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Продавали сайты через объявления на столбах, сидели в подвалах и старых советских НИИ. Выходили в интернет через стационарный телефон, каждый третий клиент просил: «Сделайте нам социальную сеть».

Digital-агентство «Атвинта» в честь неофициального праздника IT-специалистов (28 февраля) — дня изобретения сетевого кабеля, — собрали истории-воспоминания агентств о том, как начинались digital-продакшны в России.

Спасибо коллегам, которые поделились историями начала, развития и становления агентств.

Оглавление:

Агентства, которые появились около 10 лет назад:

  • Атвинта (основано в 2011): «Программистам стало скучно и они решили сделать проект на Java, параллельно осваивая его»
  • Red Collar (основано в 2011): «Первыми клиентами были знакомые, например, компания, в которой Юра подрабатывал чертежником».
  • Лайв Тайпинг (основано в 2010): «Собирались в университетском кабинете и пилили стартап — приложение «Живое Граффити» для рисования ВКонтакте»
  • Chipsa (основано в 2009): «Те времена, пожалуй, можно охарактеризовать двумя словами — треш и угар».

Агентства сильно старше 10 лет, о том, как начинался их путь:

  • AGIMA (основано в 2006): «Мы расклеивали рекламу своих услуг по центральным улочкам»
  • Extyl (основано в 2005): «Наш первый офис находился в подвале»
  • MST (основано в 2004): «Мы убеждали всех в те далекие годы, что с помощью интернета и технологий они смогут существенно вырасти»
  • Wow (основано в 2004): «Сидели в старом советском НИИ Программных систем с видом на сосновый лес»
  • Notamedia (основано в 2003): «Все было в классических советских министерских традициях: массивные дубовые столы, кабинеты со стенами обитыми деревянными панелями»
  • ITECH (основано в 2001): «В снежную или дождливую погоду арт-директору за шиворот капала вода, но подвинуться не получалось»
  • Nimax (основано в 1999): «Клиентам в те далекие времена нужно было сначала рассказать что такое интернет, потом про сайты».

Агентства, которые появились около 10 лет назад

Илья Горбаров
CEO digital-агентства «Атвинта», основано в 2011 году

Было

Атвинта появилась 10 лет назад в начале 2011 года. Сначала — как IT-отдел кузбасского информационного сайта A42, потому что к ним регулярно обращались за разработкой сайтов, хоть они и не занимались этим.

<i>Новый монитор для разработчика: из упаковки не вынимать</i>
Новый монитор для разработчика: из упаковки не вынимать

Почему в Кемерово обращались за сайтами в СМИ? Дело в том, что A42 принадлежит телеком-провайдеру Goodline, поэтому если человек забывал оплатить интернет, у него открывался только этот информационный сайт. Времена были дикие, и у людей возникала ассоциация: раз этот сайт работает даже без интернета, значит, они делают нормальные сайты. И обращались к ним за разработкой.

«Раз есть спрос, нужно начать разрабатывать сайты», — решил Максим Колпаков, который на тот момент был директором A42. Нашел трех программистов, начали работать.

Эти программисты были моими давними приятелями: еще в студенчестве делали с ними свою первую веб-студию «PROдвижение». Вот они и позвали меня в новую команду: «Слушай, ты же умеешь с заказчиками общаться, приходи к нам руководителем. Мы это не вывозим». Я согласился. Так и началась веб-студия с отдела регионального СМИ.

<i>Один из первых составов Атвинты за работой</i>
Один из первых составов Атвинты за работой

Через полгода мы отделились в отдельное юрлицо «Веб-студия «А42». Для этого даже нарисовали бизнес-план. Сейчас смешно вспоминать этот план, но тогда мы верили: если в этом месяце у нас появилось два клиента на техподдержке, к концу года таких клиентов будет 2*12=24.

Наша первая канбан-доска

Сначала работали только я, три программиста и Макс Колпаков. Первые несколько месяцев работали в кайф и по приколу. Например, программистам стало скучно разрабатывать на php и они решили сделать клиентский проект на Java, параллельно осваивая эту технологию.

<i>Суровые программисты работают даже без стола</i>
Суровые программисты работают даже без стола

К концу проекта на Java наши первые программисты разом поняли, что в Кемерово им тесно и решили переехать в Москву. Проект, конечно, еще не был завершен. Мы с Максом Колпаковым запаниковали: ладно все программисты разом решили уехать, так еще и оставляют проект на Java, которым в Кемерове не владеет никто. Потом нашли студента выпускного курса, который приехал по обмену из Узбекистана. Он был единственный, кто хоть немного понимал Java. Вообще он писал на «С», но ребята, которые уезжали, сказали: «Да ничего, научим, сами же научились пару месяцев назад». В общем, выкрутились.

<i>Футбольное поле в офисе</i>
Футбольное поле в офисе

Потом к нашей команде присоединился арт-директор Алексей Нибо. Помню, как тогда он пару недель сидел и рисовал псевдо-3D для сайта Ведомственной охраны РЖД Кузбасс (найти макеты, увы, не удалось). Сайт стоил что-то вроде 40 тыс. рублей, по тем временам это были неплохие деньги.

Алексей Нибо, арт-директор Атвинты, 2013 год
Алексей Нибо, арт-директор Атвинты, 2013 год

А вот так мы когда-то рисовали и презентовали концепции и прототипы:

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Первые клиенты приходили через А42, но быстро стало понятно, что этого потока недостаточно. Поэтому продвигались через объявления на городских интернет-порталах, потом обзавелись отделом холодных продаж.

При этом практически с первого года работы мы ушли в разработку веб-сервисов, а не просто информационных сайтов. Один из таких продуктов — Радиомаркет, сервис для размещения и управления аудио-рекламой в торговых центрах, который работает почти 10 лет без сбоев.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Осенью 2011 мы поехали на первую конференцию Russian Digital Week, и параллельно — перенимать опыт. Макс тогда познакомился с ITECH и мы смогли лучше пообщаться, чтобы вдохновиться и понять, как работают серьезные агентства.

Через пару лет появились еще Сибирские интернет-недели. Помню как «взломал» сайт этого мероприятия. У них были промокоды на скидку, которые писались определенным образом. Я подобрал принцип генерации этих промокодов, и несколько лет подряд мы ездили по небольшой скидке.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Стало

Сейчас наша специфика — баланс хорошего дизайна под бизнес-задачи клиента и гибкой технической реализации. То есть интерфейс должен быть приятным и удобным, а работать это должно хорошо и сейчас, и с запасом для развития продукта.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Главное, что я понял за 10 лет — никогда не будет конечной точки в развитии. У нас такая специфика рынка, что важно постоянно быстро бежать, чтобы успевать за технологиями.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Каждый проект — вызов, пока ты его делаешь: необходимо разобраться в бизнес-процессах компании-заказчика, продумать логику интерфейса и системную архитектуру, правильно выбрать технологии. Так, я уверен, что у нас еще не случился наш самый крутой проект, несмотря на то, что мы уже делаем и развиваем софт для IoT-устройств, комплайенс-платформу на десятки тысяч пользователей, сайты со сложными анимациями, интеграциями и прочими штуками.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Совет самому себе спустя 10 лет

Больше общаться с другими студиями и агентствами и не бояться задавать вопросы. Впрочем, именно это я и делал почти с самого начала, что каждый раз давало качественный рывок в развитии агентства.

<i>CHIPEC—5 в марте 2020 года, успели на последнюю офлайн-конференцию</i>
CHIPEC—5 в марте 2020 года, успели на последнюю офлайн-конференцию
Денис Ломов
сооснователь, креативный директор Digital-агентство Red Collar, основано в 2011 году

Было

После окончания университета мы с моим другом Юрой планировали запустить то, что сейчас называют продуктом, — сайт для онлайн-записи к врачу. Нам хотелось сначала проверить его работоспособность на воронежской компании: мы собрали MVP сервиса и предложили внедрить его в стоматологии знакомых. Тогда наше инновационное решение не оценили, и мы стали заниматься разработкой на заказ. Брались за все подряд, не отказывались даже от настройки промышленных контроллеров.

Параллельно мы оба устроились в госкомпанию, а еще я удаленно работал фронтенд-разработчиком. Все это мы совмещали с выполнением заказов. По итогу все-таки решили уволиться, сняли свой офис и обозначились как компания.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Собственно, в 2011 году и началась история Red Collar. На старте нас было четверо: дизайнер, разработчик, Юра и я.

Юра занимался продажами, а я был арт-директором и верстал сайты. Мы снимали небольшой офис, но зато сразу в бизнес-центре. Нашими первыми крупными клиентами были знакомые: завод пластиковых окон и компания-производитель энергосберегающего оборудования, в которой Юра подрабатывал чертежником. За сайт мы брали около 10 тысяч рублей.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Мы запустили рекламу в поисковиках, постепенно к нам начали приходить «уличные» клиенты. Взялись и за продвижение сайтов, за более сложные заказы стали брать уже 30-35 тысяч. Помню один большой проект: интернет-магазин цветов с оплатой, CMS и так далее. Мы работали над ним несколько месяцев, и тогда он считался прямо масштабным. В среднем постоянных клиентов было около десяти, этого хватало, чтобы выходить в плюс.

Стало

Сейчас в штате Red Collar больше 50 человек, мы растем и темпов сбавлять не планируем. Недавно даже переехали в новый просторный офис.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Направление работы не изменилось, но за десять лет крошечная компания из Воронежа выросла в digital-агентство международного уровня. По-прежнему занимаемся сайтами, разрабатываем интерфейсы и личные кабинеты, автоматизируем процессы и создаем мобильные приложения.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Совет самому себе спустя 10 лет

Главное, что я понял за все время существования компании: нужно любить то, чем занимаешься. С чем бы мы ни сталкивались, я ни разу не чувствовал, что выгорел, что хочу все бросить и сменить сферу деятельности. Любые знания и навыки приобретаются, но без любви к своему делу ничего не выйдет.

Мы всегда были не про работу ради денег или амбиций. Нам хотелось создавать максимально качественные вещи, пробовать новое и воплощать самые смелые идеи. Это и осталось неизменным.

Евгений Бойченко
директор по маркетингу, сооснователь Лайв Тайпинг, основано в 2010 году

Было

Наша история началась ровно 10 лет назад с того, что три омича собирались вечерами в университетском кабинете и пилили стартап — приложение для рисования ВКонтакте «Живое Граффити». Когда посещаемость проекта достигла 1 млн пользователей в день, мы уволились со своих работ, зарегистрировали компанию и начали зарабатывать на рекламе и интеграциях с популярными брендами.

Проект успешно просуществовал 2 года, мы сделали версии приложения для Одноклассников, Фейсбука и Android, увеличили команду с 3 до 6 человек, а потом ВКонтакте запретил владельцам приложений самостоятельно монетизировать их трафик, и наш бизнес был, по сути, убит.

Но нам не хотелось расходиться, поэтому мы начали предлагать разным digital- и креативным агентствам свои услуги по разработке приложений для соцсетей и android-приложений: ведь у нас был целый один андроид-программист!

<i>Милота данного раннего фото из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2Fx3oTt-NjEW%2F&postId=213717" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">инстаграма Лайв Тайпинга</a> заключается в том, что мы радуемся появлению селфи-палки в офисе</i>
Милота данного раннего фото из инстаграма Лайв Тайпинга заключается в том, что мы радуемся появлению селфи-палки в офисе

Мы работали как субподрядчики субподрядчиков, делали промо-сайты с игровой механикой, рекламные приложения, работали только по дизайну, предоставленному клиентом. Не умели толком вести переговоры и бюджетировать проекты, постоянно попадали в кассовые разрывы, но это все равно было в сотни раз интереснее работы по найму, которую мог предложить Омск.

<i>Когда-то найм был хаотичным и по наитию, сеичас мы нанимаем лучших ребят, благодаря нашему золотому эйчару</i>
Когда-то найм был хаотичным и по наитию, сеичас мы нанимаем лучших ребят, благодаря нашему золотому эйчару

Стало

Сейчас мы студия мобильной разработки, входящая в топ-10 России по мнению сразу трех авторитетных рейтингов: Tagline, AdIndex и Рейтинга Рунета. С 3 человек мы выросли до 50.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Работаем с крупными клиентами напрямую, а сделанные нами приложения постоянно получают отраслевые награды.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Субподряды и рекламные проекты остались в прошлом. Мы вырастили собственные экспертизы во всех сферах производства приложений: дизайн, разработка, управление проектами, тестирование, поддержка, продуктовое развитие. Открыли офис в Москве, переехали в большой офис в историческом центре Омска, сейчас заканчиваем в нем ремонт.

<i>День шорт в нашем омском офисе</i>
День шорт в нашем омском офисе

Научились находить и нанимать лучших специалистов, и даже написали собственную книгу!

Из неудач: мы два раза «ходили на Запад», были на грани разорения из-за кризиса и плохих продаж, открывали офис в Вашингтоне, запускали собственную мобильную игру и несколько сервисов. За 10 лет подобных экспериментов и передряг мы, с одной стороны, стали взрослее и спокойнее, а с другой — поняли, на чем нужно фокусироваться, чтобы ускорить рост компании. Было бы круто получить эти знания на старте, но тогда было бы не так интересно.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
Максим Кыштымов
CEO Chipsa, основано в 2009 году

Chipsa основана в 2009 году. Мы занимаемся разработкой сайтов и приложений не как у всех — с проработанной анимацией, качественной графикой и креативной концепцией

Было

В 2009 (год основания) первые клиенты были с сайта freelance.ru. Логотипы по 3 т.р. Потом фирменные стили по 20 т.р. Бешеные деньги тогда казалось. Сначала делал сам, потом взял в помощь двух дизайнеров. Один из них спустя 2 месяца сказал, что поехал строить дома на родину, чем сильно удивил. Второй — Александр Педченко, который по-прежнему с нами и ныне крутой арт-директор.

Первый офис был квадратов 12. В нем были полгода. Появились первые крупные местные клиенты — ювелирная фабрика Ремикс, au.ru, и т.д. Переехали в офис гораздо просторнее. Ремонт делали сами. Были очень довольны новым местом. К тому времени нас было уже 6 человек, включая меня, sales-менеджера и четырех дизайнеров.

<i>Наш второй офис. Ремонт делали сами.</i>
Наш второй офис. Ремонт делали сами.
<i>Второй офис до ремонта</i>
Второй офис до ремонта
<i>А так офис выглядел после ремонта</i>
А так офис выглядел после ремонта

Те времена, пожалуй, можно охарактеризовать двумя словами — треш и угар.

Много пьянок, кальяна, и прочих увеселительных мероприятий. Драйв и вот это вот всё. Работали больше на энтузиазме, но удавалось порой и заработать на более или менее больших проектах. Потихоньку поднимали цены.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Был случай, когда заказчики — по виду пара бывших зэков — пришли в офис, спросили: «Сколько стоит сайт?». Услышав ответ, молча встали и ушли. До сих пор гадаю — то ли мало сказали, то ли много.

Мощным драйвом стала тогда конференция в Красноярске, куда коллеги-организаторы пригласили «звезд» digital — Виталика Быкова, Павла Колодяжного, и т.д. Сильно вдохновились тогда этим ивентом.

Стало

Сейчас нас 20 человек. Из первого состава — Александр Педченко, арт-директор. Ну и я, разумеется. Продукт по большей части не поменялся, хотя нас немного и штормило по этому поводу. По-прежнему делаем крутые интересные сайты. Теперь ещё приложения.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Сменили за 10 лет 5 офисов. Наконец-то нашли то, что давно искали — лофт с высокими потолками и все такое + с запасом «на вырост».

Совет самому себе спустя 10 лет

За 10 с хвостиком лет убедились, что важно делать то, что нравится. Тогда получается делать круто, качественно и интересно. А как результат — обращения клиентов за подобными проектами («хочу как у вас»), многократный рост среднего чека, работа только со входящими, возможность выбирать клиентов, опыт работы с западными клиентами (сильно хотим больше) и клиентами «первого эшелона», маленькая текучка, огонь в глазах сотрудников и много остальных ништяков.

Лично я порой скучаю именно по тому трэшу и угару, безумным корпоративам и безудержному веселью, бешеным афтепати. Хотя и сейчас мы даем жару. Во всем остальном — все супер и будет ещё суперовее.

Агентства сильно старше 10 лет: как начинались digital-продакшны в России

Александр Богданов
основатель AGIMA — интегратор digital-решений: web, mobile, analytics, основано в 2006 году

Было

Нашему агентству уже 15 лет. Тогда, 15 лет назад, мы сидели в Москве на Петровке, и было у нас всего несколько небольших кабинетов. Это была команда из 10-15 человек, стоимость проектов тогда была примерно 80 т.р., конечно, это были эксклюзивные сайты, с уникальным дизайном.

<i>Александр Богданов, основатель AGIMA</i>
Александр Богданов, основатель AGIMA

Первые клиенты — те, которых мы находили благодаря «расклейкам» на столбах. Действительно, у нас были люди, так называемые «расклейщики», которые ходили по центральным улочкам столицы и расклеивали нашу рекламу: «Продаем саИты».

Если набрать http://old.agima.ru/, то можно найти анимированную панораму Петровки, на которой присутствуют некоторые персонажи, например, наш расклейщик Роман — известный персонаж внутри компании.

Немного про историю нашего офиса. Наш офис расположен в километре от Кремля, на Петровке, 19, строение 4. В соседнем здании когда-то жил Чехов и читал своим гостям «Вишнёвый сад». Дому больше 120 лет, его построил один из самых востребованных московских архитекторов конца 19 — начала 20 веков И. Г. Кондратенко для купца Коровина в 1890-х. Дом, в котором находится офис — доходный дом второй половины 19 века. Далее это здание было перепрофилировано в ГУВД.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Весь этаж был оформлен в правильном советском стиле: от пола до середины стены — деревянные панели, подвесной потолок из пенопластовых плит образца прошлого века.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Если говорить про клиентов, то один их самых крупных, старейших наших клиентов — это АльфаСтрахование. Первая задача, которую мы получили от клиента, было SEO-продвижение, мы сотрудничаем и сейчас, но уже занимаемся непосредственно развитием продуктов бренда.

10-15 лет назад культура производства была иная. Заказчик совершенно не понимал такие вещи как проектирование, прототипирование, тестирование. Все делали менеджеры: писали ТЗ, продавали, проектировали, вели коммуникацию с клиентом. Это была именно проектная деятельность. Сейчас все поменялось и клиенты сотрудничают с нами несколько лет. Раньше проект длился примерно три месяца, потом клиент уходил. У нас тогда развивалось SEO, мы разрабатывали сайт, а дальше предлагали клиенту его продвижение, но это были очень небольшие объемы. Среди крупных клиентов также были РОСНО, ВСК. После того как мы начали работать с АльфаСтрахование стало появляться много страховых компаний: Intouch и АИЖК.

<i>Гриша Коченов, креативный директор AGIMA</i>
Гриша Коченов, креативный директор AGIMA

Наши телефоны находили на столбах, звонили и приходили в офис. Занимались и холодными звонками, и входящим потоком.

В отделе продаж было всего 5 человек. Но в какой-то момент мы поняли, что они не так погружены в предметную область и менеджеры справляются с этой работой лучше. Поэтому мы отказались от отдела продаж в 2012 году.

Стало

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Сегодня AGIMA — это крупнейший интегратор digital-решений,у нас в штате более 200 человек. Все необходимые сотрудники для полной реализации проекта работают у нас в штате: аналитики, юзабилити-специалисты, проектировщики, дизайнеры, фронтенд- и бэкенд-разработчики, тестировщики, системные администраторы и даже специалисты по информационной безопасности. Мы нанимаем лучших специалистов на рынке. Это дорого, но оно того стоит.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

AGIMA обладает не только внушительным собственным штатом сотрудников, но и располагает масштабной сетью подрядчиков по всей территории России, а также самой большой партнерской сетью продакшн-агентств в стране. Благодаря этому мы можем кратно масштабировать команду на проекте в зависимости от текущего объема задач на нем.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
Олег Громов
генеральный директор IT-продакшна Extyl, основан в 2005 году

Было

10 лет назад наша команда состояла из десяти человек. Мы занимались заказной веб-разработкой на Битрикс, и только через несколько лет начали расширять стек фреймворков и языков. Я доказывал всем, что много людей компании не нужно, что секретарь это бесполезно, отвечал на звонки всегда лично — все это, конечно, было невозможно масштабировать.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Наш первый офис находился в подвале и был вполне уютный. Очень быстро мы переехали на набережную, завели свой первый настольный футбол и покрасили стены в фирменные цвета. Помимо меня из первого состава компании остался один человек. Самые старослужащие сотрудники работают в компании 6-7 лет, что для digital уже существенно.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Стало

Сегодня мы лидеры рынка, делаем корпоративные системы, сайты и ecommerce-проекты для крупного бизнеса, например, для Volkswagen, Cordiant, Роснефти, Сбербанка и Ростелекома. Это сложные и объемные IT-продукты, разработка которых занимает несколько месяцев, а поддержка и развитие длятся годами.

Сейчас у нас больше 120 сотрудников, удаленных и в офисах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Липецка. Extyl состоит из четырех подразделений: web, mobile, enterprise, 1С. Мы разрабатываем на PHP, Java, Python, Ruby, SWIFT, Objective C и Flutter. В ближайшие годы планируем расширять стек. Последние 10 лет у нас не менее 60 активных клиентов одновременно, причем LifeTime Value растет каждый год. Большую часть проектов мы ведем по retainer-модели, а нынешний главный офис находится в Москва-Сити, где мы смотрим на мир с 58 этажа.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Совет самому себе спустя 10 лет

Дать один совет себе из 2011-го я не могу — слишком много опыта накопилось за десять лет, сложно выделить что-то одно. Легче написать книгу или методику «как масштабировать бизнес». Мы хотим запустить на эту тему свою программу консалтинга для студий, но об этом сможем рассказать чуть позже.

Николай Фетюхин
CEO MST — агентства-интегратора для технологических компаний, основано в 2004

Было

Первые 10 клиентов в 2004 году были знакомые, которые поверили нам. Мы убеждали всех в те далекие годы, что с помощью интернета и технологий они смогут существенно вырасти. Наши обещания сбывались, так как интернет тогда активно рос и конкуренция в нем была не велика. А на росте клиентов активно росли и мы и в первые пару лет мы выросли с 2-х энтузиастов до 10 человек.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

В 2011 году мы начали строить собственный 4-х этажный офис и обсуждать варианты объединения с RED KEDS.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Стало

За 10 лет было сразу несколько крутых поворотов в истории компании! Если коротко: компания выросла раз в 10, появились новые экспертизы, какие-то старые исчезли, так как рынок сильно меняется. Есть люди, которые остались в команде с 2011 года: от генерального до ведущего админа.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
Николай Глухих
директор агентства Wow (Deltaplan Group) — креативное агентство с диджитал решениями, основано в 2004 году

Было

Мы в 2011 году были уже вполне себе семилетним агентством, но официально переименовались из веб-студии в диджитал агентство только в марте 2011. Тогда же и имя Wow, придуманное нам Friends Moscow, анонсировали. И в группу компаний Red Keds вошли (и уютно устроились там аж до конца 2014 года).

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Клиенты тогда были самыми разными — примерно 50/50 агентства, заказывавшие у нас «он-пэк промо» для своих клиентов, и прямые, заказывавшие промосайты и всякие технически сложные штуки. SMM мы тогда только пытались начать заниматься.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Из интересных прямых клиентов были, например, Chery, которым мы делали очень классные сайты моделей — клиент нам доверял, а мы отрывались, и всем было хорошо. Была Coca-Cola, которой мы делали простые снаружи, но лютые внутри промоакции с раздачей медведей на рождество и розыгрышами футбольной атрибутики летом. Был «Гарс Телеком», ставший теперь частью Мегафона, а в тот момент — самый фанки-телеком на рынке. Нам до сих пор нравится работать с подобными компаниями: где мы на одной волне, где смелости и экспериментов больше, чем принято в их отрасли. Сейчас у нас это, например, Полисорб и чипсы Kracks.

<i>Техдиректор Wow Лешич в интерьере</i>
Техдиректор Wow Лешич в интерьере

Сколько было сотрудников я, честно говоря, не помню, что-то около 30. Все сидели в старом советском НИИ Программных систем с видом на сосновый лес.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Стало

Сейчас от 2011 года, кажется, осталось двое, включая меня. Изменилось примерно всё — мы больше не делаем такого упора на технологичность, потому что она стала гигиенической нормой, но ушли с головой в маркетинг, креатив и контент.

<i>Фото на телефон о том, как люди снимают на телефон человека, снимающего на телефон из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fwearewowagency%2F&postId=213717" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Instagram</a> агентства Wow.</i>
Фото на телефон о том, как люди снимают на телефон человека, снимающего на телефон из Instagram агентства Wow.

Совет самому себе спустя 10 лет

Надо уметь остановить себя от авантюр и развивать сильные стороны. Фокус держать, если в двух словах.

Адриан Крупчанский
основатель Notamedia — digital-агентство и системный интегратор, основано в 2003 году

Было

Наша компания образовалась 17 лет назад. Когда мы были маленькие, жизнь в компании была значительно проще. И веселее.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Все знали, что происходит с каждым проектом, помогали друг другу, не было сложных внутренних бизнес-процессов, kpi и прочего. Мы фактически жили тем, чем занимались, вместе работали и отдыхали. Сотрудники, которые работали в компании в ту пору, с ностальгией вспоминают об этом.

Сначала я возглавлял интернет-департамент в PR-агентстве, куда меня пригласили друзья. Там я работал один, а на проекты нанимал фрилансеров.

Когда я понял, что заказы уже идут в большом количестве, я решил организовать свою компанию: выкупил свою долю и взял в штат тех самых фрилансеров.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

На старте нас было трое. Я — единственным собственник, Макс Павлов, сейчас он наш креативный директор, и Сергей Адонин, который сейчас возглавляет медиа-подразделение.

Мы достаточно быстро выросли до 15 человек, и в таком составе проработали несколько лет. Это удобное количество для непосредственного управления и оперативного контроля одним человеком, то есть мной.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Начинали мы в очень необычном офисе, в ведомственном здании, которое нам разрешили арендовать за хорошие отношения с Московской областью.

Все было в классических советских министерских традициях: массивные дубовые столы, кабинеты со стенами обитыми деревянными панелями, комната отдыха, столовая, несколько банкетных залов, бильярдная. Я сидел в кабинете бывшего министра с комнатой отдыха и бесконечно длинным столом. Только портрета Генсека не хватало.

Потом мы поняли, что сидеть в министерском здании удобно, но не практично, поэтому переехали в то здание, где находимся сейчас.

В те годы уровень профессионализма на стороне клиента был минимальный, ТЗ за заказчика приходилось писать, практически, в 100% случаев.

Мы уже тогда начинали работать с государственными проектами, и я был парнем, к которому обращались, когда нужно было объяснить что-то про интернет в «высоких кабинетах».

Еще, 10 лет назад мы гораздо чаще отговаривали своих клиентов от каких-то идей. Например, в районе 2006-2007 года, был бум социальных сетей — его вызвал активный рост «Одноклассников». Каждый третий запрос, который нам приходил, был «сделайте нам социальную сеть». Мы сделали несколько нишевых социалок, но в основном отговаривали своих клиентов от этой идеи.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Стало

Одна из стадий роста была связана с приходом в компанию Сергея Оселедько. У него был хороший опыт управления, но первое время я все равно очень переживал, все время пытался его контролировать и поправлять.

Через некоторое время пришло осознание, что если я продолжу все контролировать, то я сделаю из него плохую версию себя, вместо того, чтобы увидеть его собственные возможности. После этого мы с Сергеем организовали рабочую связку, где каждый работал в рамках своих компетенций и расширял состав своих проектов.

Я занимался отношениями с клиентами, он выстраивал бизнес-процессы. Так мы смогли выйти на новый уровень, а вопрос расширения был фактически решен.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Те двое сотрудников, с кем мы начинали, до сих пор работают, сейчас они партнеры. Мне кажется, это правильно — давать людям расти вместе с тобой.

Со стороны клиента с нами теперь коммуницирует кто-то достаточно квалифицированный, это очень приятно. Я думаю, это связано с тем, что многие специалисты, которые начинали в агентствах, постепенно перешли на сторону клиента и таким образом усилили их экспертизу.

Проекты стали большими, долгими, многие идут больше года. Креативная часть стала из-за этого меньше, в основном делаем упор на автоматизацию больших процессов.

Что касается самих сайтов, их внешней стороны — изменилось очень многое: куча динамики. Сейчас, например, практически невозможно выиграть конкурс по дизайну сайта, если у тебя просто хороший дизайн. Нужна динамика, скрипты. Совсем другой стала подача кейсов в портфолио.

В начале мы занимались исключительно сайтами, затем стали появляться задачи на создание корпоративных внутренних порталов. Нам показалось это направление перспективным, и мы приняли решение выделить его в отдельное подразделение, руководителем которого стал Сергей Оселедько. А Сергей Адонин возглавил подразделение Ноты, отвечающее за разработку и дизайн сайтов. Я за этим всем присматриваю.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Сейчас я больше всего горжусь нашей репутацией. Когда возникает срочный и сложный проект — часто звучит «нужно звать Ноту». Я знаю несколько проектов, руководителям которых с разных сторон приходили такие советы: «парни, у вас такая ситуация, что вам нужно звать Ноту, больше никто не поможет». Или, когда руководители говорят (не мне в лицо, а где-то между собой): «да, Нота — не подрядчики, они партнеры». Мне кажется, что это — круто.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Совет самому себе спустя 10 лет

Могу признать, что в целом я молодец — каких-то больших ошибок не допускал. Но все же я бы отправил себе сообщение: «Адриан, пожалуйста, как можно чаще ходи по менеджерам и рассказывай им, какой ужас может происходить, если менеджер, совершив ошибку или видя серьезные проблемы с проектом, пытается вытянуть все сам, в тайне от руководителей. Говори им, что это всегда кончается очень печально и для менеджера, и для компании». Пару раз этот совет очень бы помог.

Вообще, регулярное обучение менеджеров топами компании — хорошая идея.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Так как я занимаюсь преподавательской деятельностью, меня часто просят ответить на вопросы про финансовый успех и личностное развитие, а я всегда отвечаю: «нормально делай — нормально будет». Ничего сложного.

Вообще, я всегда делился своими знаниями, давал советы клиентам, которые не могли позволить себе Ноту из-за бюджета, не боялся делиться идеями. Я считаю, что это правильно. Если ты не делишься знанием, то оно в тебе просто тухнет.

Знание само по себе — это еще не компания, люди и бизнес-процесс. Не каждый, кто обладает знанием, может его воплотить, поэтому Нота работает с заказчиками не по бумажке, а как бизнес-партнер, и получает за это достойный результат в виде репутации.

Александр Щербина
основатель холдинга ITECH.group, основано в 2001 году

Было

К 2011 году мы уже стали крепкой компанией. Первые набитые шишки, взлеты и падения были позади. Мы вовсю строили и модифицировали процессы, запускали спин-оффы. Экспериментировали с разработкой, саппортом, рекламой. Переехали в свой просторный четырехэтажный офис. Уже накопили миллион веселых историй.

ITECH 10 лет назад, 2011 год

<i>RIW, 2011 год</i>
RIW, 2011 год

Начиналось же все в нулевые. Первое название компании — «Интернет-технологии». Я был студентом 2 курса Политеха (УлГТУ), учился на специальности «Информационные системы». Жутко увлекался тем, что нам рассказывали на парах, и решил теорию применить на практике.

Первое оборудование для работы забрал у девушки, с которой встречался. У нее был компьютер, как-то я к ней пришел и сказал: «Дело такое, компанию открываю. Отдай мне комп, я тебе потом лучше куплю». Так появилось первое рабочее место в нашем самом первом офисе — комнате на 9 метров. Через пару лет я купил девушке новый компьютер, а на 5 курсе мы поженились.

<i>Александр и Екатерина Щербина, 2004 и 2019 годы</i>
Александр и Екатерина Щербина, 2004 и 2019 годы

Второй офис был в Засвияжском районе Ульяновска на территории автосервиса. Из досок на крыше одноэтажного здания нам сколотили «мансарду». Звучит красиво. На деле же все называли надстрой «курятником». Сидели в нем битком, столы не могли на полметра переставить. В снежную или дождливую погоду арт-директору за шиворот капала вода, но подвинуться не получалось — мебель стояла впритык.

С «курятником» связана и другая история. Найти офис — было первое испытание для кандидатов, так как располагался он неприметно. Около трамвайной остановки стояло здание, за ним — ворота на стоянку и на территории сервиса — маленькая лестница на крышу. Те, кто быстро до нас добирались, на собеседованиях сразу получали «плюс».

<i>Офис на территории автосервиса</i>
Офис на территории автосервиса
<i>2003 год</i>
2003 год
<i>Новый год 2005</i>
Новый год 2005

Из сотрудников, которых мы приняли в то время, многие все еще с нами. Например, Лена Карцева, сейчас она директор по маркетингу и PR, или Паша Крылов — генеральный директор WIZL — одной из компаний холдинга ITECH.group. В том офисе компания выросла до 30+ человек, потом мы переехали в свое собственное здание.

<i>Офис 2009</i>
Офис 2009
2012 год
2012 год

Стало

<i>Новый год 2019</i>
Новый год 2019

За прошедшие десятки лет, конечно, бизнес изменился: стал масштабнее, появились новые направления. Но я рад, что нам удалось сохранить ту дружественную атмосферу и добрый характер, которые были еще на самом старте.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Совет самому себе спустя 10 лет

Если бы я давал себе совет из 2011-го, наверное, подсказал бы только одно: «Нанимай больше программистов».

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
<i>Офис 2020</i>
Офис 2020
Никита Михеенков
основатель digital-агентства Nimax, основано в 1999 году

Было

Мои юные друзья, Nimax появился в 1999 году, поэтому я расскажу вам, каким был digital не только 10 лет назад, но и 20. Спойлер: его не было.

Состояние рынка было удивительное: интернет едва появился, доступ к нему был очень медленным. Но уже тогда мы выходили в интернет через телефон, только стационарный.

Большинство сервисов, которыми мы сейчас пользуемся, не существовало даже в проекте. Google появился год назад, Яндекс появится через год, Facebook еще не придумали. Зато уже был Артемий Лебедев, его студия и домашняя страничка. Думаю, что он был всегда.

Не существовало никакой профессиональной среды, курсов, статей и всего, что помогает нам развиваться сейчас. Для обучения покупали книги (из бумаги) с изображениями различных зверей. Существование в информационном вакууме было, вероятно, самым сложным для нас.

Клиентам в те далекие времена нужно было сначала рассказать, что такое интернет, потом про сайты … и если у вас что-то купят, то платили наличными, в долларах. Договора были не нужны. Предполагалось, что ты сделаешь сайт хорошо. Иначе тебе будет нечем их делать.

Это первый сайт Nimax 2000-го года. Зеленые прямоугольники внизу — это счетчики аналитики, типа пиксель 20-летней давности.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

А это первая сохранившаяся фотография команды Nimax на корпоративе. Выглядим странно, но команда была крутая и корпоратив тоже — мы летали на маленьких самолетах, как Завертайлов, только не за штурвалом.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Фотографий первого офиса мы не нашли (на самом деле нам стыдно их показывать), но 10 лет назад он выглядел примерно так. Да, у нас даже в старом офисе было классно, за исключением локации в промзоне:

Мы начали вести Instagram в далеком 2012-м году — вы можете проследить большую часть нашей истории, включая смену офисов и поколений команды

Стало

На этой фотографии Nimax спустя 20 лет и да, мы так и не научились делать общие фотографии хорошо. Из первого состава компании не выжил практически никто. Удивительно, но средний возраст сотрудников компании сейчас такой же, как и на старте. Состарились (но пока живы) только отцы-основатели.

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

Сейчас у нас все хорошо! Мы занимаем целый этаж здания и растем дальше. У нас отличная команда, крупные клиенты, пачка направлений работы и школа. Мы продолжаем двигаться дальше!

«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад
«Клиенты не понимали, зачем им  интернет»: как работали digital-агентства 10 лет назад

***

Помню, как осенью 2011 года мы впервые поехали на конференцию Russian Digital Week от Tagline. Атвинта тогда только-только появилась как студия. На этой конфе Алексей Раменский зачитал один из первых рейтингов агентств, а мы лично познакомились с людьми, которые давно занимаются веб-разработкой. Общение с ними стало одновременно откровением и мотивацией: вот они, эти люди, которые в этой сфере уже давно. А значит, есть куда стремиться и развиваться.

За 10 лет многое изменилось: подход к работе стал серьезнее, проекты — масштабнее. Но есть ценное, что сохранилось у всех старожилов сферы, — горящие глаза и желание развивать сферу.

Илья Горбаров, CEO Digital-агентства «Атвинта»

Если вы тоже из IT-сферы, делитесь в комментариях воспоминаниями и фото тех лет.

Как пришли в IT и как, по-вашему, изменилась индустрия за последние 10 лет?

118118
32 комментария

До сих пор помню слова главного маркетолога крупнейшего завода бытовой техники: "А зачем нашему заводу сайт? Знаю я этот ваш интернет, там одни домохозяйки сидят"

7
Ответить

Интересно, какое у него сейчас мнение, относительно тик тока например? 

4
Ответить

Ну точь в точь глава какой-то звукозаписывающей фирмы, отказавшийся подписать Битлз до их взлета. "Извините, но время ансамблей с гитарами очень скоро пройдет".

2
Ответить

Надеемся, он вовремя поменял свое мнение :)

1
Ответить

Как будто домохозяйки бытовую технику не покупают 

1
Ответить

Начинал в своей родной Уфе я тоже в далёком 2006-ом году. Тогда действительно клиентов было найти сложно, у очень многих не было дома интернета, просто всё было в зачатке. Работал один, иногда привлекая друзей. Получалось с переменным успехом, а первое серьезное развитие началось только в 2010-ом. Тогда появился офис и деньги на технику Apple :) Вот так выглядел первый офис, что-то около 10 кв.м. и грустный вид за окном на уфимские дворы.

5
Ответить

Через 5-6 лет (да, развитие было очень долгим :-D) на волне резкого роста digital мы в итоге начали эволюционировать в тех, кем и являемся сейчас :) Эволюция продолжается

3
Ответить