Войти в IT, сменить сферу, получить новую профессию. Реальные истории

Сложно ли получить профессию в IT и сменить сферу деятельности? Поговорили с экспертами и с теми, у кого это получилось.

Войти в IT, сменить сферу, получить новую профессию. Реальные истории

Цифровая реальность

Цифровизация, технологические стартапы – IT-компаний в мире становится все больше. По данным отчета KMDA, на 19% год к году растет число компаний, которые перешли от изучения возможностей цифровизации к практическим шагам. Больше операций автоматизируются, профессии исчезают, появляются новые. Согласно отчету McKinsey, в связи с внедрением ИИ и ML под увольнение попадут около 30% всех работников в мире, а 14% оставшихся будут вынуждены срочно менять специализацию. В меняющемся мире у многих возникает желание получить новую профессию, овладеть практическими навыками и сменить сферу деятельности, даже на противоположную – например, из гуманитарной сферы уйти в IT.

И без того условное деление на «физиков» и «лириков» становится все более условным. Например, исследование Nature's Scientific Reports показало, что способности к иностранным языкам для изучения основ программирования оказались более важными и полезными, чем к математике.

Возможности получить дополнительное образование, системное обучение и практика позволяют достигать результатов в новых профессиях.

Этот тренд отмечает Валентин Домбровский, сооснователь IT-курсов Learn Python, Drylabs и Geekfactor: «Становится понятно, что специальность, полученная в университете – это не навсегда, а профессия, например, разработчика не требует специального высшего образования. Мы видим этому очень много примеров, в том числе среди выпускников наших курсов».

Около 30%, по данным внутреннего опроса среди студентов Learn Python, имеют гуманитарный бэкграунд.

Любовь Поспелова, директор по продукту «обучение» в образовательной платформе GeekBrains отмечает: «В IT много возможностей, и путь развития зависит от интересов человека. Некоторые программисты начинают с изучения тестирования и через него дорастают до разработчика, а кто-то сразу начинает с разработки».

Практика и системность в обучении

По мнению экспертов, в образовании в IT важны системность и практическая деятельность.

«Мы всегда говорим, что самое главное, по крайней мере в том, что касается получения навыков разработчика, – это постоянная практика. В конечном итоге требуется одно: писать работающий код, который решал бы реальные задачи. Будь то задачи компании или личные задачи разработчика. В итоге практика по принципу «писать код хотя бы 20 минут в день» помогает учиться достаточно эффективно. В среднем, самостоятельной практики и обучения после курсов в течение 6-12 месяцев достаточно для того, чтобы претендовать на стартовые позиции в ИТ».

Валентин Домбровский, Сооснователь IT-курсов Learn Python, Drylabs и Geekfactor

При приеме на работе в IT работодатели всегда смотрят на реализованные проекты и практические кейсы.

«Если человек хочет войти в профессию или переквалифицироваться, очень важно иметь портфолио или реализованные проекты в зависимости от специализации. Соискатель должен показать, что умеет применять знания и навыки на практике — без этого достичь результата будет невозможно. Поэтому на наших долгосрочных курсах студенты на протяжении всего обучения работают над созданием одного или нескольких проектов, которые потом дополняют резюме. В образовании очень важен системный подход. Мы рекомендуем заниматься либо ежедневно, либо через день».

Любовь Поспелова, Директор по продукту «обучение» в образовательной платформе GeekBrains

Войти в IT: реальные истории

Войти в IT, сменить сферу, получить новую профессию. Реальные истории

Татьяна Кулагина, Инженер по обеспечению качества в онлайн-банке:

«Перейти в айти было не сложно. Сложности начались потом».

Татьяна Кулагина
Татьяна Кулагина

«Я окончила бакалавриат и магистратуру по журналистике, а с прошлого года учусь по направлению «Информационные системы и технологии». Пока училась в университете, писала статьи в газеты, успела поработать научным сотрудником, менеджером образовательных мероприятий, PR-менеджером, контент-маркетологом, копирайтером.

В феврале 2016 года я случайно попала на Django Girls. Это однодневный тренинг для девушек, интересующихся IT, где за день учишься разворачивать свой блог на отдельном сервере. Я в тот день блог не развернула, но меня очень зацепило то, что мы делали. Потом где-то год созревала насчёт ухода в IT, и в марте 2017 начала искать работу.

Тогда же увидела в интернете курсы тестировщиков ПО. Они шли каждый день по вечерам в течение двух недель. Я оплатила и пошла учиться. По вечерам училась, утром и днём ходила на собеседования. Я довольно быстро нашла первую работу стажером в отдел тестирования, но сложнее оказалось работать.

Приходилось много учиться, у меня были обязательные курсы по выходным на работе. Первый год был непростым, всё было другое – люди, процессы, требования. На самом деле, я «выдохнула» только на третий год.

Специфика работы в IT в том, что надо много знать. Я рада, что у меня журналистский бэкграунд, и я привыкла быстро обрабатывать большие объемы информации.

В IT чаще соблюдается ТК, работа ведется строго в таск-трекерах, много внимания уделяется процессам и тому, как их улучшить, а не «давайте сделаем сейчас быстро, и неважно, какой ценой». И я могу выключить тестировщика в конце рабочего дня (а с журналистом внутри себя так не получалось).

В прошлом было больше людей, в коммуникациях их всегда много, и они разные. Здесь – только команда, максимум – партнёры и тестировщики из смежных систем. С одной стороны, это хорошо, с другой – всегда одни и те же люди, и очень важно поддерживать климат в коллективе, чтобы не поубивать друг друга во время релиза.

Мне очень нравится контроль и обеспечение качеством, нравятся проблемы, стоящие перед эксплуатацией информационной системы. Скорее всего, я буду также расти в тестировании (автоматизация, нагрузка, безопасность)».

Алеся Кондрашова, UX-аналитик в консалтинговом агентстве Markswebb:

«В IT очень важно попасть в профессиональное сообщество: в нем подскажут, где лучше учиться, с кого брать пример и действительно ли ожидания оправдаются».

Алеся Кондрашова
Алеся Кондрашова

«Я окончила журфак МГУ, училась в аспирантуре. До, во время и после учебы работала журналистом, редактором, PR и SMM менеджером. Параллельно преподавала английский и немецкий языки, писала диссертацию по медиапсихологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. В общей сложности – 12 лет в гуманитарной сфере. Последняя должность – руководитель проектов в детском издательстве.

В IT перешла из-за двух факторов. Первый – это декрет, помогающий притормозить и задуматься о смысле жизни. Второй – профессиональное выгорание. В какой-то момент поняла, что редактирование устаревает как сфера, а мне лично оно надоедает. Хотелось быть на передовой, развивать и развиваться.

Взвесила за и против, выбрала для себя специальность UX-аналитика. Поддержал муж – он работает продактом в IT-компании и хорошо знает рынок. А вот другие члены семьи до сих пор не могут смириться с ситуацией и восприняли мое решение крайне негативно. Старшее поколение считает, что «если в университете этой специальности нет, значит ее нет». Новая профессия воспринимается ими, как мыльный пузырь, а мой резкий переход из гуманитариев в технари и отказ от защиты уже написанной диссертации был сочтен фактически предательством.

Около года я обучалась на Coursera, Udemy, вебинарах, читала тематические телеграм-каналы. Почти все на английском: за рубежом UX более развит. При желании можно найти всю информацию по нужной специальности бесплатно или за минимальные средства. Главное, понять, где собирается нужное тебе сообщество и войти в среду, а дальше знания соберутся, как снежный ком.

В IT вообще очень важно попасть в профессиональное сообщество: в нем подскажут, где лучше учиться, с кого брать пример и, главное, действительно ли ожидания оправдаются.

С переходом в IT поменялась организация рабочего процесса. Я привыкла к маленьким командам, которые любовно делают книгу, к уютному креслу, куда можно заползти, редактируя текст. Сейчас я работаю в команде из более чем 40 человек в опен-спейсе под стук клавиатуры.

В UX-аналитике я вижу большое поле для профессионального роста. Планирую вертикальный рост, а когда дальше расти будет некуда, начну изучать смежные сферы или придумаю что-нибудь новое. В этом прелесть IT: заскучал – изобрети».

Николай Сыромятников, основатель Planty Go, врач-невролог Регионального сосудистого центра Республики Саха (Якутия):

«Когда собирал команду, было даже трудно найти общий язык с программистами».

Николай Сыромятников (слева)
Николай Сыромятников (слева)

«Я – врач-невролог, окончил медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сразу после университета начал работать по специальности.

В 2018 году мне пришла идея – сделать игру, которая будет помогать детям с ДЦП в реабилитации. С этой идеи началось мое знакомство с IT.

У меня не было никакой подготовки, нулевое знание языков программирования. Когда собирал команду, было трудно найти общий язык с программистами – казалось, что они разговаривают на другом языке. В начале я не понимал специфику процесса разработки цифровых продуктов. Из этого исходила проблема постановки задач, контроля исполнения. Было даже сложно написать техническое задание к первому прототипу Planty Go. Я начал самостоятельно изучать нужные материалы, учился у коллег, помогло также обучение в якутском Акселераторе «B8». Сооснователь проекта и его директор по развитию Евгений Самошкин очень хорошо настроил процесс разработки продукта: начиная от подготовки ТЗ, проектирования новых фич и заканчивая тестированием новых версий Planty Go. Тогда же я понял, что не стоит бояться знакомиться с разными людьми, многие только рады помочь начинающим специалистам.

Сейчас я занимаюсь наброском первичного ТЗ, которое потом оформляется в технический документ. Также занимаюсь тестированием перед загрузкой обновлений. Очень много общаюсь с пользователями, провожу опросы и исследования, обдумываю пути улучшения продукта.

Я бы хотел полностью погрузиться в область Serious Games (Серьёзных игр, главная цель которых – развитие конкретных навыков, а не только получение удовольствия от игры), нейропсихологии и реабилитологии. Потому что именно на стыке областей всегда возникает что-то инновационное».

***

Если у вас есть похожие истории, делитесь в комментариях 📝

4646
17 комментариев

Лучшие советы о том как войтивойти на ебаном.айти.

Рекомендую читать базуку кодера, самые путные советы даёт.

11
Ответить

Ебаное айти - клоака токсичного говна для пубертатных задротов, забаненная роскомпозором, небезосновательно. Даже упячка выглядела симпатичнее, а лурк - умнее.

4
Ответить

Моментально нахуй

1
Ответить

Примеры примерами, а снобизма и деления кандидатов заведомо на технарей и гуманитариев в it пока еще более чем...

4
Ответить

  гуманитариев в itчего?..

2
Ответить

у меня друг - бывший фельдшер скорой помощи из новосибирска - работает фронтенд разработчиком)

3
Ответить

Ты  войди-войди-войди
на пол-шишечки в айти
на пол-шишечки в айти Ты войди !

2
Ответить