Сделать статью интересной, даже если она нужна быстро и у неё скучная тема: приёмы драматургии в коммерческих текстах

Отрывок из книги редактора Людмилы Сарычевой «Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам», которая вышла в издательстве «Бомбора».

Сделать статью интересной, даже если она нужна быстро и у неё скучная тема: приёмы драматургии в коммерческих текстах

Юмор и ирония

Главное, что вам нужно знать о шутках, — это:

Вы уже отлично шутите

Я серьезно. Есть шутки, над которыми смеется целый зал, а есть — смешные для одного человека. И то, и другое прекрасно. Вам не нужно со сцены веселить публику или писать сценарии для комедий, достаточно просто быть собой и шутить своим странным юмором. Иногда вам понадобится пошутить в тексте, чтобы разбавить скучную тему.

Шутка состоит из двух частей: сетапа и панчлайна. Сетап — это первая часть, которая задает контекст. Панчлайн — это развязка:

По истории чата можно проследить эволюцию наших шуток (сетап). Ее нет (панчлайн).

Успех шутки не всегда зависит от самой шутки, а зависит:

  • От отношений с аудиторией — когда автор регулярно шутит в своем канале, у него складывается круг читателей. Если он придет со своими шутками на чужую площадку, его могут не понять.

  • Обстоятельств — комедия в компании друзей веселее, чем в одиночку; шутки на живом выступлении смешнее, чем с экрана; забавная история не такая уж забавная во время экономического кризиса.
  • Бэкграунда — есть шутки, для которых нужно знать контекст. Как дразнить иностранца повторюшей дядей Хрюшей.

Я уверена, что шутить умеют все, просто не всегда удается попасть в настроение аудитории или считать контекст.

Вот пример шутки с контекстом:

Если у них нет хлеба, пусть едят сырки Б. Ю. Александров.

Чтобы смеяться над этой шуткой, нужно считать обе ее части. Во-первых, нужно знать фразу про хлеб и пирожные, а во-вторых, быть в курсе мемов о сырках Александров.

Зато, если вы шутите в статье, это происходит на безопасной территории. Если автор добавил шутку в текст, он не узнает, что читатели сочтут шутку несмешной. И даже больше: часть читателеи ее не заметят. А это развязывает нам руки: мы можем пробовать шутить и не бояться осуждения. Поэтому сейчас я буду много и несмешно шутить, и вы ничего не сделаете.

Бывают шутки, основанные на абсурде:

Мои список покупок для магазина: чай, молоко, туалетная бумага, кефир, хлеб, фиксатор голубеи.

Еще бывают шутки, основанные на шутках:

Я пошел в супермаркет, чтобы купить чай. Прихожу домой, разбираю сумку: туалетная бумага, рис, молоко, хлеб, масло, сыр, орехи, зубная паста и... чай!

Бывают шутки с преувеличением:

Прочитала мотивирующие книги и поняла, что для успеха мне осталось внедрить два миллиона двести тридцать тысяч привычек богатых и продуктивных людеи.

Или вот еще более мудреный вариант:

За месяц ставишь напоминание в календарь, в назначенный день видишь напоминание, переставляешь на час позже. Потом еще на час и еще. Под вечер понимаешь, что тянуть некуда. Выпиваешь вина, делаешь несколько глубоких вдохов, выдыхаешь, набираешь номер и говоришь: «Здравствуйте! Мне нужен клининг на понедельник».

Есть еще десятки вариантов, как строить шутки, и это только мои наблюдения. Обычно люди, если это не профессиональные комики, находят свои тип юмора и эксплуатируют его. И чтобы его найти и не стесняться шутить, нужно делать это постоянно и смириться, что не все шутки получатся смешными.

На сцене и в кино больше возможностей обыграть шутку, чем в тексте. Артист дополняет шутку мимикой, интонацией и жестами, а в тексте это невозможно. Со сцены видна реакция зрителей, а со страниц статьи — нет.

Это немного усложняет задачу автора: мы не можем подстроить шутку под настроение зала, пожать в нужный момент плечами или выкрикнуть только одно слово. Поэтому к юмору в тексте придется относиться как к шуткам, которые автор произносит с каменным лицом, почти без интонации.

Шутки внутри статьи редко бывают специально сконструированными, с сетапом и панчлайном. Чаще это просто забавная зарисовка со сравнением, неожиданным поворотом или игрой слов:

Сотрудники не имеют права использовать имущество работодателя в предпринимательских целях. Это значит, что нельзя хранить в офисном холодильнике икру, чтобы продать ее коллегам. Холодильник нужен для всех этих лоточков с гречами, курами и макарохами на обед, а не для икры на продажу.

Работодатель не обязан оплачивать в командировке развлечения сотрудника, так что если там будет концерт Киркорова, придется воздержаться. Или платите сами.

Иногда шутка становится смешнее, если поставить точку перед панчлайном:

Без паузы
Как же бесит девять месяцев в году носить колготки под штанами, особенно, если ты мужчина.

С паузой

Как же бесит девять месяцев в году носить колготки под штанами. Особенно, если ты мужчина.

Иногда достаточно просто коверкать слова, чтобы развлечь читателя. Правда, чтобы это сработало, нужно коверкать достаточно сильно. Иначе большая часть читателей не поймет и обвинит в неграмотности:

Зокон есть зокон.

Здесь не очень понятно: то ли мы ошиблись, то ли специально так написали. А в целом такое можно использовать в подводках к статьям или на тизерах в соцсетях. Не бог весть какая шутка, но забавно.

Другое дело, что есть шутки, которые и не должны понять все. Это ирония. Она считывается в контексте, и не каждый читатель улавливает контекст. Попробуите написать в соцсетях такую фразу:

Кто не побеждает, тот проигрывает.

Кто-то это воспримет всерьез и прокомментирует: «И правда, хорошо сказано». А другие подхватят и будут генерировать в комментариях другие похожие фразы. Ирония — более тонкии вид юмора. По моим наблюдениям, его трудно развивать, здесь нужен особыи склад ума. Зато можно быть самоироничным, и это всегда здорово. Люди, которые умеют шутить над собои, обезоруживают и вызывают доверие.

Если относиться к себе слишком серьезно, легко сесть в лужу: одна ошибка — и чувствуешь себя идиотом, не знаешь, как выйти из ситуации с достоинством. А когда сразу смеешься над собой, то каждая ошибка — это просто плюс один повод посмеяться.

Вот так может начинаться заметка в соцсетях самоироничного человека:

Знаете, есть люди собранные и серьезные, они берутся за работу и делают ее. А есть я.

Читатель тоже от такого выигрывает. Он узнает в таком тексте себя, понимает, что его сеичас не будут наставлять, расслабляется. Когда человек относится к себе с ирониеи, он вызывает больше уважения, чем тот, кто старается выглядеть умным и важным. В жизни-то все равно никто не умныи и не важныи: все делают глупости, забывают выключить утюг и спят голышом.

Правда, есть тонкая грань, за которой самоирония превращается в позерство и становится несмешной:

Мать из меня так себе. Я не покупаю тонну игрушек, не устраиваю фотосессии в диснеевский костюмах, не храню первые сопельки в стеклянной банке. Единственное, чего я хочу, чтобы ребенок рос здоровым и чувствовал мою поддержку.

Здесь автор выставляет читателеи идиотами. Нет, серьезно? Автор считает, что у читателей такое представление о хороших матерях? В этом примере получается обратныи эффект: автор вроде бы шутит над собой, но делает это слишком высокомерно, самоирония не удалась.

Тренироваться шутить можно на готовых классических форматах. Придумайте прямо сейчас три шутки с началом:

Заходит как-то в бар...

Пусть эти шутки будут несмешными или глупыми, но, если вам стало весело, пока вы придумывали, это уже победа.

Я уверена, что шутить можно на любые темы: политика, смерть, болезни. Главное — соблюдать уместность. Нормально шутить на тему абстрактных падающих самолетов, но вот если сеичас где-то упал самолет, и в нем погибли люди, шутить на тему этого конкретного самолета не стоит.

И еще говорят, что бывают шутки обидные и несмешные, в этом есть правда. На любую шутку найдется человек, которые скажет: «Нельзя шутить на такие темы! Вы обесцениваете важность...» Я с этим не согласна. И в то же время шутить за счет оскорбления других и на этом выстраивать свою коммуникацию — как-то дешево. Если человек регулярно кого-то высмеивает, это выдает серьезную неуверенность в себе.

И главное правило, которое помогает развивать юмор, — это

Не бояться шутить много, часто и на любые темы.

Пусть девять из десяти шуток будут несмешными и только одна удачной. Зато без этих девяти смешной десятой не получится.

C шутками в тексте я придерживаюсь правила, что две-три забавные зарисовки на статью — нормально, больше — перешучено. Если текст наполнен шутками, это мешает воспринимать смысл, к тому же каждая последующая шутка в тексте становится менее смешной, потому что читатель ее уже ожидает. Так что пусть шутка остается неожиданной радостью.

5757
18 комментариев

Юмор стал быстрее. Посмотрите квн 90-х и последние годы, для примера. Раньше шутку заряжали по 1-2 минуты и это было нормой. Сейчас отстреливают секунд за 10-15. Почему-то аналогично в спорте. Раньше мяч не спеша тащили через все поле, сейчас пару касаний и он у ворот соперника. Похоже, меняется принцип подачи всего.

5
Ответить

Юмор просто приспособился. Быстрее стал темп жизни. Удержать чье-то внимание на более-менее продолжительный период стало трудно. Поэтому "короткие и яркие" побеждают "глубокомысленные и развернутые". И не факт, что это хорошо.
Ну а в футболе помимо простого увеличения скоростей сильно изменилась тактика. Раньше защитник мог не быть быстрым и выносливым. Среди них встречались очень возрастные игроки. Теперь игра идет по всему полю, а специализация игроков несколько размылась. Нападающие владеют навыками отбора мяча и используют это при прессинге, а защитники делают спринтерские прорывы по бровке.

3
Ответить

Похоже, меняется принцип подачи всего.

Точно, раньше секс был часов по 6, а сейчас и 10 минут достаточно.

3
Ответить

И в фильмах раньше завязка была минут на 20-30, а сейчас сразу в заглавных титрах)

2
Ответить

Как-то тускловато, по крайней мере по сравнению с совместными книгами с Ильяховым.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить