Почему жалобам нужно радоваться. Кейс «Азбуки вкуса»

Уровень сервиса «Азбуки вкуса»: не более 30 обоснованных претензий на миллион чеков. Всегда и во всём быть идеальными очень сложно. Но из 8-10 недовольных компанией клиентов (зависит от отрасли) только один оставит жалобу — остальные уйдут молча. А могут и рассказать о негативном опыте знакомым и друзьям. Так что любая претензия — это подарок: она даёт шанс исправить ситуацию.

Зачем рассматривать все жалобы

Правильно обработанная претензия приносит компании двойную пользу. Во-первых, она сохраняет для бизнеса покупателя. Ведь негативную обратную связь оставляет только лояльный клиент. Ситуативный срез аналитики показал нам: многие из тех, кто жаловался и получил адекватную обратную связь, продолжают пользоваться услугами компании.

Во-вторых, работа с претензиями помогает сохранить будущих покупателей — то есть определить исходную причину проблемы и не дать ей повториться. Покупатель способен «найти» для бизнеса ошибку в маркировке, проблему с поставщиком, неполадки в оборудовании — всё, что требуется исправить и доработать. Если только бизнес подходит к этому с умом.

С 2006 года «Азбука вкуса» сертифицирована по стандарту ISO 9001 — системе менеджмента качества. Стандарт предписывает постоянную работу с проблемами: поиск корневых причин и корректирующие действия. Иначе одна жалоба способна превратиться в десяток. Поэтому мы запустили систему по обработке претензий.

Нелли Львович, заместитель вице-президента по качеству «Азбуки вкуса»

Что видит клиент?

Автоматизация затрагивает внутренние процессы компании. Не стоит создавать одну специальную форму для претензий: пусть клиент жалуется любым способом, в любой форме, когда может и хочет! Недовольный покупатель «Азбуки вкуса» может:

  • позвонить в контакт-центр компании;
  • оставить отзыв в фирменном приложении Вкусомания;
  • написать на сайте av.ru;
  • написать в соцсети;
  • оставить обращение в книге отзывов и предложений;
  • Просто указать на проблему в магазине.

На днях был запущен ещё один канал: отсканировав QR-код в отделах супермаркетов или у кассы, клиент может на открывшейся веб-странице оценить работу конкретного сотрудника на смене, написать о нём отзыв и даже оставить чаевые.

Почему жалобам нужно радоваться. Кейс «Азбуки вкуса»

Наш опыт показал, что пока, несмотря на любую цифровизацию, люди по-прежнему предпочитают телефонные звонки.

Почему жалобам нужно радоваться. Кейс «Азбуки вкуса»

В течение 24 часов клиент обязательно получит ответ. Мы дадим подробную обратную связь либо попросим дополнительное время на решение проблемы. Если претензия касается offline-канала, с клиентом свяжется директор «проблемного» магазина, в котором произошел инцидент, если online — сотрудники службы клиентской поддержки.

Некачественный товар клиент может принести в магазин и получить обратно деньги или аналогичный товар надлежащего качества. Схема компенсации без предъявления товара по закону не предусмотрена, но мы вправе использовать альтернативные варианты проявления лояльности к покупателям. Так, «Азбука вкуса» с июня 2019 возвращает эквивалент стоимости некачественного товара бонусами на счет участника программы лояльности «Вкусомания», так что у него нет необходимости идти в магазин и тратить своё время.

Иногда претензия вдруг выявляет системную проблему, которую мы не нашли бы сами. Тогда клиент обязательно получает дополнительные бонусы — ведь компания благодаря ему избежала новых претензий.

Как действует бизнес?

За сутки «Азбука вкуса» получает около 100 обращений от покупателей. Каждое из них в течение нескольких минут появляется на корпоративном портале для работы с обращениями. Он был разработан внутри компании в 2012 году. Перед этим мы несколько лет использовали готовые системы, поэтому уже понимали, как используем эти данные, какие опции и какие возможности нам нужны. Ни одна из готовых систем не будет полностью соответствовать требованиям конкретного бизнеса.

Далее стартует алгоритм обработки любого обращения. Прежде всего оно классифицируется на «хорошие отзывы», «предложения к улучшению» и «претензии».

Хорошие отзывы подлежат оцифровке. Они включены в план ежеквартальной мотивации магазинов через показатель CSI (customer satisfaction index). А иногда и становятся поводом поблагодарить сотрудника за то, что проявил здравый смысл, готовность помочь и человеческую чуткость. Это то, что не привьёшь никакими стандартами — то, что клиент ценит в сотрудниках «Азбуки вкуса».

Предложения по улучшению чаще всего звучат как «открыть магазин по такому-то адресу», «внести товар в ассортимент». Иногда после обработки оно переквалифицируется в претензию. Например, «Хорошо бы раздвинуть стеллажи, так как дверь холодильника не открывается полностью» сформулировано как предложение по улучшению, но это претензия.

Претензии составляют 90% массива всех обращений. По статистике люди охотнее жалуются, чем хвалят. И это тот материал, с которым необходимо работать.

Претензии присваивается степень критичности, а также тип и подтип. Они выработаны исходя из практики компании. Портал «Азбуки вкуса» включает несколько основных типов претензий.

Почему жалобам нужно радоваться. Кейс «Азбуки вкуса»

Каждый тип содержит от трёх до десяти подтипов, которые конкретизируют проблему. Эти подтипы мы применяем прежде всего для аналитики, ни одно подразделение не несёт ответственности за конкретный подтип. Ведь к одной и той же проблеме могут привести ошибки разных служб. Для примера: почему скисло молоко — ошибся поставщик или техническая служба?

Почему жалобам нужно радоваться. Кейс «Азбуки вкуса»

Схема обработки зависит от присвоенного типа претензии. В карточку с каждой претензией мы вносим всё, что поможет решить инцидент и в будущем включить его в аналитику.

  • Полная информация о клиенте и история его обращений с 2012 года, то есть с момента начала работы портала.
  • Исходные данные. Если клиент обратился в контакт-центр, в карточку вложена запись звонка. Прислал с жалобой фото — оно также отправляется в карточку.
  • Данные по работе с претензией. У магазина есть 48 часов, чтобы со своей стороны заполнить карточку. Например, в случае некачественного товара — сколько аналогичного товара уже продано и сколько осталось, какого качества товар на полке.

Обработку претензии регулирует система регламентов. Если ошибка обнаружена на стороне магазина, он описывает план корректирующих действий, назначает ответственных и срок исполнения. А сотрудник контакт-центра или менеджер по качеству проверит результат.

Мы уточняем, встречается ли проблема в других магазинах. Обращаемся в соответствующие департаменты компании или к поставщику. Вся обратная связь тоже включается в карточку претензии. Иногда сам клиент уже удовлетворён ответом, но карточка не будет закрыта, пока мы не выясним истинную причину претензии и не исправим её.

Разумеется, всегда сложный момент — жалобы, которые признаны необоснованными. Мы придерживаемся позиции, что клиент всё-таки способен ошибиться: действия магазина оправданы законодательством. Например, проверка видеозаписи в магазине показывает, что претензия не обоснована. Продукт и должен так выглядеть. Так, после тепловой обработки некоторые части краба можно принять за куски стекла... но всё-таки это не стекло.

Нелли Львович, заместитель вице-президента по качеству «Азбуки вкуса»

В среднем, как уже упоминалось, «Азбука вкуса» получает примерно 100 обращений в день. 90 из них окажутся жалобами, 50 или 60 — обоснованными.

Что нам это даёт?

Система обработки обращений на корпоративном портале позволяет разобраться в конкретном инциденте. И она же поставляет огромный массив данных, который поможет улучшить работу бизнеса.

Статистика покажет, в какую смену в конкретном магазине больше всего претензий. Категорию товаров, на которую жалуются чаще всего. Недоработки конкретного поставщика. Можно сделать срез по сезону, по локации... Подробный анализ определит точки роста для компании. Кстати, бонусы и компенсации клиентам — тоже важные данные: сколько бизнес потратил, чтобы исправить последствия собственных ошибок?

С опорой на аналитику бизнес вырабатывает стандарт, которому хочет соответствовать. Так, норматив «Азбуки вкуса» — это 30 обоснованных претензий на миллион чеков. Если их меньше норматива — процессы отлажены отлично. Если больше... то мы уже не «Азбука вкуса» по уровню удовлетворённости клиентов. Значит, нужно что-то оперативно менять. Что именно — покажет аналитика!

Бонус: чек-лист для бизнеса по работе с жалобами

  • Определить каналы, куда обращаются клиенты;

  • найти технологическое решение для регистрации обращений;

  • выработать регламент по сортировке обращений;

  • определить процедуру общения с клиентами — сроки обратной связи, ответственные за обратную связь, её формы;

  • определить норматив по количеству претензий;
  • наладить оцифровку и аналитику данных;
  • опционально — учесть в мотивации сотрудников торговых точек количество хороших отзывов и претензий.
88
33 комментария

Два раза отправляла жалобы и отзывы  – на телятину, которую будто по полу валяли (она была в волосах и мелком мусоре), и на стейк семги, из которого выполз червь. Ни разу не ответили на почту (на три письма), отзывы на сайте не опубликовали. Молодцы, Азбука Вкуса!

3

Приносим свои искренние извинения! Пожалуйста, напишите нам адрес почты, куда вы писали, а также вашу электронную почту в любой удобно для вас социальной сети - ВКонтакте (https://vk.com/azbukavkusa), Facebook (https://www.facebook.com/azbukavkusa) или Instagram (https://www.instagram.com/azbukavkusa/). Разберёмся, почему так вышло.

В теории все красиво написано. На практике конечно иначе. Качество продуктов также раньше было много лучше.

2

А что именно сейчас стало иначе? 🤔 Если вас не затруднит, не могли бы вы рассказать подробно о последних примерах?
Вообще, мы, как и раньше, тщательно следим за качеством продукции и, уверяем, стандарты по которым происходит оценка, никак в худшую сторону не менялись.

1

Качество продуктоа упало до магнита. Брали активна раньше там , теперь супруга ничего не заказывает. Качество пошло в разрез с ценой. Молочка не портится, мясо трэш и овощи такие же. Берем на рынке. Там нет ISO конечно, но я же не сертификатами питаюсь. 

2

Уверяем, мы не снижали планку по оценке качества предоставляемых товаров.
А если у вас есть претензии к конкретным продуктам, то мы всегда готовы помочь с этим разобраться!

1

Обработка претензий происходит очень быстро. Я перед Новым годом заказывал елочные украшения, они не оправдали моих ожиданий, я позвонил в колл-центр, скинул фото на почту и через пару часов курьер забрали их обратно. Денежные средства вернулись на карту в тот же день. 
Не знал, что существует такая программа по обработке отзывов. Это реально показывает клиентоориентированность компании.

2