4 плюса и 4 минуса руководить продуктом в корпорации

Привет! Меня зовут Сергей Абрамов, я работаю руководителем портфеля продуктов Legal Tech в МТС - вот наши продукты kd.mts.ru Три года назад я закрыл свой стартап JureCloud и принял решение развивать аналогичный продукт внутри корпорации.

Многие люди задумываются над тем, в каком формате эффективнее создавать свой продукт. Вопрос конечно интересный! Важно сказать, какую конечную цель вы преследуете. Большинство людей в IT формулируют свои ожидания так: я хочу создать успешный бизнес, стать богатым и (опционально) знаменитым. Звучит неплохо! Так как же мы можем решить эту задачу?

На данный момент есть два основных способа:

1) Создание стартапа. Ты можешь стать фаундером и CEO. У основателей будет 100 процентов бизнеса, но нужно будет привлекать раунды инвестиций. Сколько точно и на каких условиях - это не известно. Твоя основная задача построить прибыльный бизнес. Пока этого не случилось, ты платишь себя скромную ЗП и ооочень много работаешь, в надежде получить большой куш в будущем.

2) Развитие продукта внутри корпорации. Ты создаешь продукт внутри корпорации, нанимаешь высококвалифицированную команду. У тебя 0% доли в бизнесе. Пока ты не создал продукт/бизнес ты получаешь хорошую и стабильную ЗП. Если твой продукт взлетает, ты получаешь небольшой опцион.

Я пообщался со своими знакомыми продактами в разных компаниях и подготовил 8 наблюдений о том, какие плюсы и минусы есть при развитии продукта в корпорации.

4 плюса корпорации

• Тебе спокойно финансово (за команду) - ты стабильно платишь им хорошую ЗП и можешь брать лучших людей с рынка.

• Тебе спокойно финансово (лично) - можешь долгосрочно планировать и не беспокоиться о бытовых вещах. Это позволяет сосредоточиться на работе и саморазвитии.

• Имеешь очень большой круг людей внутри компании, которые помогут разобрать твой кейс и принять лучшее решение. Люди из абсолютных разных ЦА и разного возраста, но самое важное - ты можешь быть уверен, что они профессионалы в своей отрасли. С ними можно делиться всеми подробностями без страха нарушить NDA, потому что это твои коллеги.

• Международные конференции - есть возможность 1-2 раза в год съездить на хорошие ивенты, набраться новых идей и расширить свой нетворк.

4 минуса корпорации

• Очень тяжело и страшно согласовать пивот продукта/бизнеса - все думают, что тебя уволят если ты осознал спустя полгода, что вы идете не туда. Да, звучит странно, но во многих компаниях "культура ошибки" все еще слабо развита. Это давит при принятии важных решений.

• Очень долго что-то закупать, еще сложнее что-то менять в процессах. Купить компаний аккаунт в Miro или корпоративный Zoom. Думаете это возможно сделать за 30 минут. Nope, это может занять несколько недель, а иногда и месяцев! В стартапе с этим всегда гораздо проще.

• Напряженная атмосфера - люди, особенно топ-менеджеры боятся выглядеть глупо. Есть очень мало действительно горизонтальных компаний на рынке.

• Разработка продуктов под внутренние нужды отвлекает от выхода на рынок.

Вывод:

Лично я считаю, что на данный момент большие корпораций стали заменой венчурных фондов, обилие которых было в нашей стране до 2014 года. В них ты стабильно можешь получить посевные инвестиции для проверки своей гипотезы или MVP.

В стартапе очень маловероятно, что в конце пути ты сможешь стать обладателем огромной доли. Чтобы довести компанию до IPO или создать юникорна в РФ тебе необходимо привлекать много денег от инвесторов и отдавать им большую долю своего стартапа. Сколько у тебя останется в конце, это вопрос?

Думаю, что создание продукта в корпорации и в стартапе это движение в одну точку. Помните про нашу цель: сделать успешный бизнес, стать богатым и (опционально) знаменитым? Только это движение с разных сторон.

Что думаете?

55
3 комментария

Не хватает нескольких кулстори из корпоративной жизни))
А так - хороший материал, лаконично и по делу!

Ответить

 Большинство людей в IT формулируют свои ожидания так: я хочу создать успешный бизнес, стать богатым и (опционально) знаменитым. Звучит неплохо! Так как же мы можем решить эту задачу?

На данный момент есть два основных способа:

 2) Развитие продукта внутри корпорации.

Этот способ != бизнес.

 стать богатым

Опять же, второй способ слабо под это подходит, потому что это все равно работа на дядю за зарплату, а не выход на IPO и внезапное обладание процентом в компании, который стоит несколько миллионов долларов.

 Чтобы довести компанию до IPO или создать юникорна в РФ тебе необходимо привлекать много денег от инвесторов и отдавать им большую долю своего стартапа.

все верно, в РФ юникорны совсем юникорнистые. Потому что инвесторы в РФ привыкли давать копейки за 40% стартапа. На Западе все немного иначе, даже на pre-seed.

Также в статье явно забыты термины типа entrepreneur / intrapreneur, а это прям то, что и описано по факту :)

Ответить

Интересная тема, Сергей. Какой путь выбрать?
Думаю нужно присмотреться к себе. Я никогда не работал в найме и знаю черно-белую природу предпринимательства. Сюда идут только психи.
Мой брат сделал головокружительную корпоративную карьеру, ему пришлось потратиться на лечение))
Но поменяться ролями мы бы не смогли.

Ответить