Как понять, что у вас плохой копирайтер. Спойлер: посмотрите, как он реагирует на правки

В идеальном мире, где все копирайтеры работают ответственно и переживают за бизнес заказчика, правки — совершенно нормальное явление. Клиент и специалист друг друга не поняли, не сошлись во взглядах и теперь вот правят, договариваются.

Но мы не в идеальном мире, а в реальном. И тут на правках не договариваются — на них, бывает, подчиняют, воюют и захватывают. В этом материале поговорим о том, как должен выглядеть нормальный процесс согласования правок. Обсудим, с какими копирайтерами вообще лучше не водиться.

Как выглядит корпоративная война
Как выглядит корпоративная война

Зачем нужны правки

Когда заказчик и копирайтер начинают работать над проектом, цель у них одна — добиться поставленной задачи. Заказчик понимает, что ему нужно, а копирайтер — как это сделать. Если все работают слаженно, правок почти не будет.

Правки — это когда понимание не произошло

Копирайтер не так понял проблему и воюет не туда, или заказчик неправильно поставил задачу: правки — почти всегда симптом недосказанности и непонятности.

И тут всем надо бы сесть и поговорить:

Копирайтеру надо объяснить, почему он написал именно так, дать экспертный комментарий, побеседовать.

Заказчику надо объяснить, зачем вносит такие правки. Если потребуется — еще раз обрисовать задачу.

Обоим надо договориться, как не допустить таких ситуаций в дальнейшем.

Но на деле часто происходит не так. Вместо конструктива может начаться самая настоящая война за правоту. И оба случая — когда побеждает заказчик или копирайтер — одинаково плохи.

Когда копирайтер "всегда прав"

Раз ты такой умный лезешь ко мне со своими правками, иди и сам пиши. Позвал меня на проект — будь добр, слушай и помалкивай.

Копирайтер-вояка

Копирайтеры-вояки не приемлют никаких правок вообще: они приходят на проект для того, чтобы навести свои порядки, задачи клиента им не очень-то и интересны. Любое несогласие раздражает, мнение заказчика не заслуживает внимания.

Как понять, что копирайтер воюет. Копирайтер, который не слушает вас, будет торговаться за каждое исправленное слово. Если правок много, на разговор он вас вряд ли выведет: будет просто мучить воспроизведениями собственного же материала в немного другой интерпретации. Один лист A4 будет согласовываться днями, и это не закончится, пока вы не сдадитесь.

Почему копирайтер-вояка — это плохо. Даже если копирайтер движется в верном направлении, он должен слушать заказчика. Иначе получается: заказчик как-то по своему неверно видит проблему, а копирайтер никак ему своим знанием не помогает. Тексты закончатся, копирайтер уйдёт, а заказчик со своим непониманием так и останется.

Что делать, если копирайтер воюет. Да, в общем-то, ничего. Поменять личность человека вы вряд ли сможете. Тут лучше расставаться. Пусть копирайтер пишет тексты тому, кто готов его терпеть.

Когда копирайтер "всегда неправ"

Да, вы абсолютно правы: вот здесь я сделал не так, и вот здесь, и тут, и там. Сейчас все ваши правочки быстро внесу, уже бегу.

Копирайтер-капитулянт

Копирайтер-капитулянт патологически не уверен в себе. Он не будет вам перечить и лезть на рожон, лишь бы не попасть в конфликтную ситуацию. Он скорее всего и в вашем проекте несильно заинтересован: что-то пишет, что-то исправляет, скажут идти — пойдёт, скажут остановиться — остановится.

Как понять, что копирайтер подчиняется. Когда копирайтер видит правки в Гугл-док, он, не читая, тыкает везде "принять". Он не будет объяснять, почему именно так написал текст, давать советы, углубляться в детали — заказчик для него всегда прав. Тексты будут согласовываться удивительно быстро.

Почему копирайтер-капитулянт — это плохо. Экспертности от такого копирайтера ждать не стоит. Вы будете писать свои тексты почти что сами. А он — убедительно кивать: "да, вы правы", "ох, как метко написано", "извините, оплошал". Диалог он не заведет. Он даже вашу задачу вряд ли решает: просто пишет и пишет, надо будет исправить — исправит.

Можно допустить, что заказчик и впрямь вносит только содержательные правки, но и это ситуацию не спасает. Копирайтер-капитулянт не будет о них беседовать и углубляться в тонкости, поэтому — будьте готовы — править придётся каждый текст. И правки будут одними и теми же.

Что делать, если копирайтер подчиняется. Как и в прошлом пункте, наверное, ничего. Вытирать сопли и помогать ему просто так — сомнительная стратегия. Характер другого человека вы вряд ли сможете изменить.

Когда хороший копирайтер с вами за одно

Я написал так, а вы предлагаете иначе. Давайте поговорим и обсудим, почему вам не нравится мой вариант. Я написал именно так, потому что ...

Хороший копирайтер

Хороший копирайтер знает: он пришёл решать задачу. Если бы заказчик мог справиться своими силами, он бы никого не позвал. Поэтому от копирайтера требуется экспертность и умение объяснить свою позицию. Но гнуть свою линию до победного тоже не нужно: клиент явно знает о своём проекте больше, чем копирайтер.

Как понять, что перед вами хороший копирайтер. Перед тем, как что-то написать, он с вами поговорит и обсудит проект. После того, как напишет — ещё раз обсудит. На первых порах эти беседы могут даже выматывать и раздражать, зато потом писать получится почти без правок.

Почему хороший копирайтер — это здорово. Он готов слушать вас и ваши проблемы, но и молчаливо соглашаться, если заказчик скажет что-то не то, он не будет. Хороший копирайтер знает: вы в одной лодке, и проблема у вас одна. Поэтому лучше дружить, сотрудничать и слушать недовольства друг друга.

Что делать, если копирайтер хороший. Отрывать его с руками и вести работать. 😎

Резюме

  • Правки — следствие непонимания.
  • Если копирайтер исходит на пену и не даёт вам слова — это плохо.
  • Если копирайтер покорно со всем соглашается — это плохо.
  • Если копирайтер говорит с вами, обсуждает и даже немножко надоедает созвонами — это, скорее всего, хорошо. Скоро озоны закончатся, и вы будете работать душа в душу.
1212
51 комментарий

У любого копирайтера или рерайтера, конечно же, есть источники, на которые он опирается, их использование не запрещается, человек не может быть экспертом во всем

Другое дело, как он работает с информацией и вообще подходит к работе  + совершенно рациональные моменты сроков и оплаты. Понимаю, можно с пеной у рта доказывать, что хороший работник никогда не сделает тяп-ляп, но с другой стороны, вкладываться за копейки, которые иногда предлагают за работу копирайтера, тоже не все согласны

А заказчики, которые знают продукт, клиентов и свой бизнес, зачастую, не имеют времени и способностей, чтобы писать реально хорошие тексты

По этой причине я полностью согласен со статьей: лучше потратить время на поиски хорошего специалиста, наладить с ним взаимосвязь и спокойно работать 

3
Ответить

Не встречал ни одного грамотного писателя, среди людей занимающихся копирайтингом. Все эти люди поголовно ленивы и совершенно не желают разбираться в том, о чем их попросили написать.

2
Ответить

Согласен, сейчас хороших копирайтеров найти сложно, но они все же есть) Просто, как и во всех сферах, профессионалов быстро разбирают)

1
Ответить

За 4,5 доллара за тысячу уже много лет пишу на крупные проекты сетевые. Никто ещё не жаловался на качество. 

1
Ответить

Вы не правы. Хороших копирайтером достаточно, просто Вы, видимо, не хотите оплачивать качественные услуги, поэтому и мнение у вас соответствующее. 

Ответить

Мне кажется, вы не видели хороших копирайтеров.

Оно и понятно. Большинство на рынке получают гроши и работать совершенно не хотят. Впрочем, как и в других сферах.

Однако из этого не следует, что хороших специалистов совсем нет. Просто надо знать, где искать.

Если вам интересно, могу помочь и посоветовать

Ответить

Для того чтоб писать на какую то тему, в ней нужно разбираться. А тех кто быстро разберётся в теме на рынке нет! Для меня "копирайтер", это тот кто ПЕРЕПИСЫВАЕТ чужие тексты, не понимая смыслов и интента поисковых запросов!
Потому, господа, тратьте свое время, вкладывайте в тексты своё знание клиентов и их потребностей, ибо зарабатывать на текстах будете Вы, а не несчастные мартышки с биржи по 30р/1000 символов... 

1
Ответить