История постаматов: с чего все начиналось и что ждет в ближайшем будущем

По результатам опроса из прошлой статьи "Постамат" победил ""Почтамат" с отрывом в 80%.

Сегодня поговорим об истории постаматов, а в следующей статье расскажем о технической стороне производства, этапах и стоимости постамата.

В 2021 году постаматы окончательно перестали быть чем-то инновационным. Теперь их можно найти даже в небольших городах, а в миллионниках они вообще встречаются на каждом углу. Во всей России постаматов больше 15 000, а в мире — больше 300 000. Но так было не всегда — постаматы прошли довольно долгий путь, прежде чем стать настолько популярными. Посмотрим на их историю, к чему они пришли сейчас и что их ждет дальше.

Самые первые постаматы: когда и где появились

Долгое время в мире доставки посылок не существовало ничего, кроме почтовых ящиков, курьерских служб и отделений почты. Первые полностью автоматические постаматы появились только в самом начале XXI века, в 2001 году.

Так выглядели одни из первых постаматов.
Так выглядели одни из первых постаматов.

Их установила в германии компания DHL, знаменитая международная служба курьерской доставки. Они очень быстро стали популярны, хотя были еще недостаточно автоматизированными. Чтобы получать посылки, нужно было регистрироваться и получать специальную карточку, а чтобы отправлять — покупать почтовые штампы. Для тех времен это было нормально — ведь смартфоны не были широко распространены, а идентификацию по смс еще не придумали.

Интересный факт: за границей не используют слово постамат, этот термин чисто российский. Немецкие станции называют Packstation, а в Латвии их называют пакоматами, от слова paka – посылка. Какого-то единого названия нет. Обычно о них говорят как об автоматизированных почтовых терминалах, либо используют название конкретной службы, установившей постамат.

Постепенно система становилась все более автоматизированной — например, получателю мог прийти на электронную почту штрих-код, по которому можно было получить посылку без регистрации.Сейчас сеть постаматов DHL раскинулась по всей Германии. По статистике, 90% немцев могут дойти до ближайшей Packstation всего за 10 минут.

Нашествие на мир: как постаматы распространились по Европе, США и другим странам

Другие страны с радостью подхватили идею постаматов. В 2006 Post.24-Station появились в Австрии, причем их сразу ставили в популярных местах: супермаркетах, заправках и почтовых отделениях. Кстати, производила австрийские постаматы та же компания, что занималась немецкими — KEBA.Дальше шествие постаматов по Европе было уже не остановить. В течение 5-6 лет они появились в Ирландии, Великобритании, Финляндии, Латвии, Польше и других европейских странах. Сначала их были десятки, потом сотни, а затем и тысячи. Вообще ставить постаматы в Европе было довольно удобно: территории там небольшие, и в какой-нибудь Латвии даже 39 постаматов — уже крупная разветвленная сеть.

Исландия запускает сеть постамтов 2015 год. Источник: https://postandparcel.info/63854/news/iceland-post-launches-national-network-of-parcel-lockers/
Исландия запускает сеть постамтов 2015 год. Источник: https://postandparcel.info/63854/news/iceland-post-launches-national-network-of-parcel-lockers/

Когда постаматы стали популярны в Европе, они постепенно двинулись западнее, в Канаду и США. Там было больше разнообразия — постаматами занимались разные компании, в основном службы доставки, поэтому сеть росла очень быстро. А дальше постаматы отправились на юг — в Австралию, ОАЭ и даже Коста-Рику.

Кстати, во многих странах постаматы принадлежат не частным компаниям, а государству — они работают как часть почтовой системы и стоят в почтовых отделениях.

Австралийский постамат "Parcel Lockers"
Австралийский постамат "Parcel Lockers"

Постаматы в России: история длинной в 10 лет

Самый первый постамат в России появился 29 ноября 2010 года. Его установила в Москве компания PickPoint — популярная служба доставки, один из лидеров рынка постаматов в нашей стране. Сейчас они каждый месяц доставляют около миллиона посылок.Вслед за PickPoint постаматы у нас в стране стали ставить другие компании. Что интересно, в основном это были не логистические службы, а компании вроде QIWI, Совкомбанка или Пятерочки. Они открывали отдельные подразделения доставки и начинают ставить постаматы, чтобы зарабатывать деньги и предоставлять клиентам лучший сервис.

Постамат Qiwi. Терминал стоит отдельно
Постамат Qiwi. Терминал стоит отдельно

В 2019-2020 случился резкий бум — лидером по числу постаматов в России резко стал маркетплейс Ozon. Сейчас из больше 6000, и за таким резким ростом не успел даже PickPoint. Но возможно, лидерство Ozon продлится недолго — свою сеть постаматов планирует запускать Сбербанк, и они хотят поставить 10 000 постаматов по всей России, преимущественно в отделениях банков.

Постамат почты России
Постамат почты России

Перспективы развития: что будет с постаматами дальше

Потребность в постаматах растет — людям все больше нравится получать посылки без контакта с курьером, в любое удобное время. И что приятно — для продавцов доставка в постаматы тоже обходится дешевле курьерской доставки. То есть это удобно и выгодно всем.По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, у онлайн-покупателей растет спрос на доставку в автоматизированные пункты выдачи. К 2025 г. число постаматов в России, по ее прогнозам, дорастет до 20 000–25 000.В США уже сейчас 35%–40% онлайн-покупателей пользуются автоматическими пунктами выдачи. А в Китае постаматы появились около двух лет назад, но их уже больше 200 тысяч, и число продолжает расти.

У онлайн-покупателей растет спрос на доставку в автоматизированные пункты выдачи. К 2025 г. число постаматов в России дорастет до 20 000–25 000.

Надежда Романова, Гендиректор PickPoint

В США уже сейчас 35%–40% онлайн-покупателей пользуются автоматическими пунктами выдачи. А в Китае постаматы появились около двух лет назад, но их уже больше 200 тысяч, и число продолжает расти.

Постамат Amazon в США
Постамат Amazon в США

Учитывая такую популярность, скоро постаматы наверняка будут стоять в каждом городе мира. А может быть, и в каждом доме — постаматы заменят классические почтовые ящики, и мы прямо дома сможем получать посылки из любых магазинов. Кто знает, может быть даже классическая почта исчезнет, а курьерские службы уйдут в прошлое? Время покажет.

66
3 комментария

Постаматы Халва, как мне известно, к Совкомбанку не имеют отношения, если только реклама продукта банка - карт рассрочки Халва.
Сбер уже стал ставить свои постаматы. Расставляет в приоритетно в круглосуточных пунктах с терминалами и банкоматами. Очень удобно прийти в любое время, хоть в 3 ночи, и забрать посылку.
Пятерочка расставляет свои постаматы, и так же выдает посылки на кассах, если устройства нет или оно еще не подключено. Забрать посылку у кассира быстрее чем в ПикПоинте и других сетевых постаматах. Так же посылки возятся свой логистикой, попутно с товарами для магазинов. Утилизация свободно пространства в магистральных автомобилях на лицо.
Согласен, постаматы очень удобны и туда, как отдельный поток, активно идет трафик из интернет магазинов интимного содержания. 99,9% получателей не хотят получить от курьера или от сотрудника пункта выдачи товар с описанием "10 speeds vibration" и в упаковке имеющим легко узнаваемую форму.

П.С. К сожалению, в данным момент постаматы очень далеки от удобства, совершенства и логичности. Каждый производитель имеет свое видение, пилит свой софт, концепцию поддержки и обслуживания, и все одно насколько неудобно и колхозно (лучше слова не подобрал, хотя старался), что аж диву даешься. Чем и как додумались до этого, а главное зачем!?

@Sensis Kiosk Solutuons - у вас есть концепция вменяемого и удобного постамата как для получателей, так и для тех, кто с ними работает изо дня в день и приносит радость получателям, отправителям, и владельцам постаматов? 

1
Ответить

Доброе утро, Павел! Производители аппаратов самообслуживания: терминалов, касс самообслуживания, постаматов стараются продвигать модели из своей линейки. Определенная комплектация + их готовый софт. Никто не хочет разрабатывать устройства под конкретные задачи, когда у тебя есть "обкатанная" линейка. Поэтому и выходит, как вы сказали, "колхоз". О потребителе думают в последнюю очередь.

У нас есть концепция вменяемого и удобного постамата/устройства самообслуживания — персональная разработка под конкретные задачи. Это и касается софта, который мы берем у разных партнеров-разработчиков или совместно разрабатываем под проект.

Ответить

Я не нашел ответа на свой вопрос....
Я давно понимаю, что я родился на свалке пищевых отходов..... но это обидно в любом случае. Кто сказал что постамат удобнее живого человека на выдаче?
КТО?
Я так лично - не думаю. Потому что, с техникой разговаривать чтобы - нужно умудриться родиться настоящим 100% идиотом.
Если мне не нужен смартфон, значит, он мне не нужен. А не потому что я импотент.
Есть иные причины. Скажем, он не удобен размерами. Его не положить в карман. Им крайне трудно пользоваться при плохом зрении.Он очень быстро разряжается, в отличие от сотового.
Да куча причин, они у каждого свои. И так же эти..... постаматы.... а чем меня почта не устраивала? Прекрасная почта была.
Видно, кому- то лучше жрать продукты из химии и радоваться, как щенок свиному хрящику, правда? )))

Ответить