История на миллиард: как несколько людей заскамили проект VK и подставили все паблики

История в 5 действиях. Запасайтесь чайком и дошиком - мы начинаем.

Акт 1, в котором Ozon объединяется с VK и выделяет миллиарды на проект

В 2024 году ВК запустил тестовую версию программы, в которой паблики зарабатывали на рефералке. Тогда она не привлекла большого внимания и количества участников, тк формат заработка процента с продаж не самый привлекательный для большинства авторов и пабликов. Но ситуация изменилась в июле 2025, когда проект получил новый этап развития и в тестовом формате были запущены новые условия по доходу - теперь паблики могли зарабатывать не только процент с продаж, но и фиксированные суммы за просмотры рекламных публикаций. Условия программы оказались настолько хорошими, что, казалось, в сумму закрались лишние нули. Наконец-то в ВК впервые за последние годы появился перспективный проект, на котором действительно можно было зарабатывать! Для тех, кто забыл или не знает - напомним, за последние годы ВК убила практически все существующие инструменты монетизации:

  • партнерскую программу (экс-рсвк), которая работала порядка 10 лет, а в 2024 ее и вовсе отключили практически всем пабликам
  • видеомонетизацию убили в 2019 году, когда в преддверии нового года отрубили Pladform. Не так давно видеомонетизацию перезапустили, но учитывая суммы, которые большинство пабликов получают с видеомонетизации, это даже смешно рассматривать в качестве источника дохода
  • прямую рекламу планомерно убивали лет 10, когда сначала стали пессимизировать посты с меткой рекламы, пересаживая паблики с прямой на рсвк/пп, а потом постоянно добивали, ужесточая рекламные правила и периодически баня возможность размещать ссылки
  • про донаты даже не будем начинать. Всем очевидно, что этот инструмент подходит крайне узкому сегменту проектов и большинство вк-пабликов в него не входит. Если кто захочет посоветовать пабликам жить на донатах, начните со СМИ - мы с удовольствием послушаем, как СМИ пошлют вас на три прекрасные буквы с такими советами, ведь для всех очевидно, что этот совет не сработает и отсутствие историй успеха тому подтверждение. Для пабликов - аналогичная история, так как у них аналогичный формат работы: редакция, мониторящая огромное количество контента в интернете и агрегирующая у себя в паблике самое-самое. Безусловно, и СМИ, и паблики производят свой контент. Но основа, которая объединяет эти два вида медиа, - это агрегация, рерайт и переупаковка, а это не форат для зарабтка на донатах

И вот на обломках этого монетизационного ужаса появляется неограненный алмаз - товары. Да, не все было сделано идеально, например, был небольшой выбор товаров на старте, туманно прописанные правила, кривая модерация и периодические продуктовые баги. Но, так как это тест, все относились с пониманием - плюсы однозначно перевешивали минусы. У проекта отличный потенциал и все шансы стать новым инструментом монетизации для большого количества пабликов на годы.

Акт 2, в котором недобросовестные авторы решают заскамить VK, заскамить Ozon, срубить бабла в моменте и уйти в закат

С появлением платы за просмотры постов с товарами у мелких авторов сносит крышу от нулей, и они, вопреки здравому смыслу, начинают думать, что крутить таргет в ВК на свои посты по 70 рублей CPM, чтобы на выходе получить от ВК оплату за просмотры на этих же постах, но уже по CPM 1 000 рублей - это гениальная идея. Вы только вдумайтесь: ВК платит тебе за создание креатива и размещение его на твою аудиторию, при условии, что этот креатив соберет минимальное количество просмотров, но твой креатив не набирает нужное количество просмотров (вопрос о качестве креатива мы зададим позднее) и тогда ты придумываешь гениальную схему: накрутить просмотры таргетом через вк-рекламу, заплатив за это ВК менее 5000 рублей, при этом ожидая, что ВК заплатит тебе за это 50 000 рублей. Гении, скажете вы? Скамеры, ответим мы!

Очевидно, что подобная махинация противоречит здравому смыслу. Очевидно, что не такую логику работы ВК и Озон закладывали в этот проект. Это очевидно всем, даже тем, кто активно скамил проект, но алчность и жадность у некоторых взяли верх. В случае с мелкими авторами это не удивительно. Они пришли в ВК недавно, не вкладывались годами в развитие соцсети, не видели больших доходов, а судя по публичным комментам, многие даже не жили хорошо.

Видимо, большие суммы затуманили разум таким авторам, притупили и так неполные знания закона о рекламе (дальше мы отдельно рассмотрим этот момент) и - понеслась реклама постов с товарами по ленте!

А вот кто, конечно, удивил, так это админы-старички - те, кто с вк много лет. Успокаивает только то, что таких людей оказались единицы - даже не потребуются все пальцы одной руки, чтобы их пересчитать. Но все же грустно осознавать, что некогда казавшиеся адекватными и здравомыслящими, админы выбрали путь быстрой наживы и решили заскамить площадку, которая их кормила много лет.

Но, смахивая слезу, двигаемся дальше.

Акт 3, в котором у справедливости есть шанс восторжествовать

Вы можете сколько угодно говорить про то, что правила были прописаны слишком общо, что тот же таргет не был запрещен прямым текстом, и поддержка писала, что таргет ок (поддержка давно уже пишет всякую дичь и от нее нет толка последние пару лет, и вместо хоть какой-то помощи, ответы поддержки превратились в копипаст заготовленных ответов, зачастую отвечающими даже не на заданный вопрос).

Несколько тезисов, почему все подобные утверждения несостоятельны. Начнем с главного.

1. Здравый смысл

Не может проект платить по 1000 рублей CPM за то, что ты крутишь таргет по 70 рублей. Смысл проекта – паблик создает креатив, размещает товар на свою аудиторию и монетизирует внимание своей аудитории. Заплатить втридорога за работу неэффективного таргетолога – это не цель проекта, а что-то на стыке из области ваших фантазий о легких деньгах и выдачи желаемого за действительное. И все авторы, кто решил скамить проект разными способами, отдавали себе отчет, что они делают. Понимали, что это противоречит здравому смыслу, но надеялись, что они оказались умнее всех и, не увидя в тексте правил прямо прописанного запрета на таргет, решили действовать. Но, видимо, надежды со временем поубавилось, тк сообщения в чатах и комменты авторы подчистили, но, как мы знаем, - интернет помнит все

2. Закон о рекламе

Все, что нарушает закон, нарушает и правила проекта, и крутить таргет – как раз такой случай. В рамках закона о рекламе ты не можешь просто так взять и разместить рекламу каких-то товаров чьих-то ООО или ИП. Если в рамках работы через AdBlogger все схвачено и необходимые договоры на размещение у пабликов есть благодаря автоматизированной системе, то когда автор решает самостоятельно запустить таргет на товары из AdBlogger, таких разрешений и договоров у автора нет.

3. Креативы

Тут вообще финиш. Вы просто посмотрите, как авторы решили визуализировать требования, прописанные в правилах, про качество и оригинальность.

Безусловно, в рамках правил есть нарушения со стороны ВК, например, отключение раздела товаров, из-за которого пропал доступ к статье, или последние выплаты, которые приходили не в установленные правилами сроки. Но это все детали. Если смотреть глобально, то авторы заскамили проект и теперь скандалят в ожидании своих “заслуженных” миллионов. Особо жадные и самоуверенные даже отправились в суд.

Акт 4, в котором мы размышляем над случившимися и последствиями

  • Ставка не на тех - авторы, владельцы мелких пабликов и мелких сеток оказались главными скамерами

Пару лет назад соцсеть сделала ставку на блогеров. Много было разочарований на эту тему: и воровство мемчиков и прочего контента блогерами для публикации в своих пабликах, и остановка постинга, когда ВК переставал платить блогерам или продвигать их. И даже публичные унижения от селеб, например, история Джарахова, как он за три дня заработал на квартиру, и больше не хочет вести паблик, если ВК ему не продолжит платить.

Теперь ВК стал продвигать мелких авторов. А они в ответ заскамили соцсеть.

  • Из-за всей этой истории упала тень на все паблики и админов в общем

Это мы знаем, что админы, которые 10+ лет в ВК, включились в товары, рассчитывая зарабатывать на проекте в долгую, а не скамануть проект в первый же месяц. Но со стороны, как это выглядит для многих: паблики и паблики, а что это за проекты, кто в них админ - это еще надо разбираться. Будут ли это делать, например, ВК или Озон? Вопрос остается открытым.

Если бы не несколько человек, можно было бы смело заявлять, что крупные админы с многолетним опытом 100% не про скам. Но, к сожалению, нашлось несколько человек из этой тусовки, кто решил наплевать на все в погоне за наживой. Поэтому скажем так: 98% админов, кто давно в ВК, это не про скам.

  • Впервые за долгие годы ВК выпустил хороший перспективный инструмент, способный дать новый толчок развитию пабликов, но, вероятно, из-за авторов-скамеров, проект будет сильно переделан или зарегламентирован в попытке подстраховаться от таких вот ненадежных участников. Мы уже видим новую оферту, на которую без ужаса не взглянешь. Видим, как срезали большинство участников, кто был в тесте. И все это, к сожалению, не идет на пользу проекту.

Акт пятый. Финальный.

Мы часто обвиняем ВК за различные баги, за неадекватное распределение охватов, за непрозрачность. Но в случае с товарами, мы обвиняем авторов, которые решили заскамить ВК, повели себя двулично и подставили все паблики и админов.

Занавес.

17
11
4
79 комментариев