[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u0432\u0435\u0439\u0446\u0430\u0440\u0438\u044f"], "comments": 3, "likes": 16, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22700" }
Редакция vc.ru
3 493

Как открыть офис компании в Швейцарии — пошаговая инструкция

Предпринимателю, открывающему подразделение компании за рубежом, предстоит решить несколько проблем: куда и какую часть компании перевозить, как всё оформить с правовой точки зрения, какие знакомства завести в первую очередь. При этом не всегда ясно, с кем можно посоветоваться и какие бонусы проект получит от переезда.

Публикуем пошаговую инструкцию по открытию компании в Швейцарии и отвечаем на основные вопросы, встающие перед молодыми командами.

Материал публикуется при поддержке международной организации по продвижению торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise и её российского представительства — Швейцарского центра содействия бизнесу в России, оказывающего поддержку российским компаниям, заинтересованным в выходе на международные рынки.

Поделиться

В избранное

В избранном

Почему Швейцария

Вести бизнес в Швейцарии — недешёвое удовольствие, но страна предлагает компаниям-резидентам ряд преимуществ. Задуматься о выходе в Швейцарию стоит, если команда:

  • Планирует работать с клиентами за рубежом. Офис в Швейцарии открывает доступ к работе с европейскими клиентами, но это не единственное преимущество страны. Например, для биотехнологических и промышленных компаний плюсом станет наличие соглашений о взаимном признании процедур контроля качества с рядом других стран — благодаря им компании не придётся лишний раз тестировать свой продукт и получать соответствующие лицензии для его продажи.​

Международный офис в Швейцарии стал для «Стримера» своеобразным пропуском на глобальный рынок. Сегодня мы осуществляем поставки оборудования в 20 стран мира. Ключевыми рынками являются страны Юго-Восточной Азии и Китай, работа ведётся также и на Ближнем Востоке, в Бразилии, в Европе.

— генеральный директор Streamer International AG Иван Житенёв ​
  • Ищет выгодный с налоговой точки зрения регион. Для большинства компаний федеральная налоговая ставка составляет всего 8,5%, а кантональная варьируется от 12% до 18%.

  • Ищет страну, в которой с бизнесом не произойдёт неожиданностей. Швейцария — как раз такая страна. Юридическая, финансовая и валютная стабильность региона на руку любой организации, но есть проекты, которым это особенно важно — например, компаниям из консервативных отраслей с долгим циклом производства и продаж вроде машиностроения или металлообработки.

  • Планирует искать таланты в новом регионе. Все крупнейшие технологические сообщества в Швейцарии сосредоточены вокруг университетов и исследовательских центров, в которых можно найти новых сотрудников. А система образования здесь одна из сильнейших — университеты страны из года в год входят в рейтинг Times Higher Education на высоких позициях.

Студенты ещё на стадии обучения начинают работать с технологическими компаниями и их продуктами — например, на архитектурных и инженерных специальностях в Федеральной политехнической школе Лозанны изучают технологию проектирования от российской компании Revizto, у которой есть офис в Швейцарии.

  • Нуждается в развитой инфраструктуре. Сложные технологии, многоэтапное производство, активная исследовательская работа — для всего этого нужно оборудование, партнёры, доступ к лабораториям и разработкам коллег. Кластерное устройство Швейцарии обеспечивает наличие такой инфраструктуры.

  • Хочет работать с европейскими партнёрами. Например, Цюрих, Женева и Базель — международные транспортные хабы, из которых можно быстро попасть практически в любую точку Европы.

Почему компании выбирают Швейцарию

Шаг первый: свяжитесь с представителями Swiss Business Hub в России

Когда компания определилась, что хочет открыть офис именно в Швейцарии, первым делом стоит связаться с официальным представительством международной организации Switzerland Global Enterprise в России — Swiss Business Hub.

Команда Швейцарского центра ответит на все вопросы о стране и ведении бизнеса в ней, а также поможет связаться с властями кантонов и представить им свой проект. Всё это делается бесплатно.

Swiss Business Hub организует личные встречи для обсуждения и оценки бизнес-идеи или проекта компании; помогает предпринимателям освоиться в новой стране с помощью брифингов о её трудовом законодательстве, налоговой системе, финансовых вопросах и недвижимости; анализирует бизнес-план компании; запрашивает предложения от кантонов, которые могли бы подойти компании; содействует в получении бизнес-визы; координирует встречи с чиновниками из кантонов. В случае необходимости помогает в поиске партнёров среди швейцарских университетов, исследовательских организаций, предпринимательских кругов и индустриальных кластеров.

— Сергей Брусов, генеральный директор биомедицинского стартапа «Наполи»​

Шаг второй: разработайте стратегию вхождения на рынок и определитесь, какую часть бизнеса перевезти

Какое направление перевозить в Швейцарию, зависит только от самой компании, но ориентироваться можно, в том числе, и на стадию развития бизнеса:

Критерием того, как правильно оптимизировать бизнес-структуру при открытии компании в Швейцарии, является зрелость проекта.

Допустим, у компании уже есть готовый продукт или услуга и операционная деятельность на территории России. В таком случае первым шагом может стать регистрация права интеллектуальной собственности на территории Швейцарии и размещение в стране торгового офиса компании.

Компания интегрируется в местную бизнес-среду и достигает определённого роста. Следующим шагом становится ведение исследовательской деятельности.

Если компания ещё молода и нуждается в дополнительной поддержке, то в начале эффективным вариантом станет сотрудничество со швейцарским университетом, бизнес-инкубатором или технопарком. Команда сможет доработать проект и изучить его потенциал, а значит, определиться со стратегией выхода на международный рынок будет проще.

— представители Swiss Business Hub Russia

Шаг третий: свяжитесь с кантональными представителями и встретьтесь с ними

Swiss Business Hub свяжет предпринимателя с представителями кантонов, которые заинтересовались проектом. На этом этапе имеет смысл встретиться с администрацией каждого кантона и детально изучить все условия переезда: выяснить, какие преимущества получит проект, выбрав тот или иной кластер, во сколько обойдётся открытие офиса, какие ещё компании работают в регионе, какие программы для бизнеса в нём существуют.

Шаг четвертый: окончательно определитесь с кантоном

Важно выбрать регион, в котором бизнесу предоставят наилучшие условия, считает генеральный директор российской энергетической компании «Стример» Иван Житенёв.

Власти заинтересованного в проекте региона с большой вероятностью сами объяснят предпринимателю, на какие налоговые льготы он может рассчитывать. Есть множество условий для получения преференций, рассказывает генеральный директор ИТ-компании Braingines Александр Талашов: не загрязнять окружающую среду, отправлять большую часть продукции на экспорт, развивать инновационную составляющую бизнеса, эффект от которой можно измерить.

Отдельные регионы могут предоставлять финансовую поддержку и льготы стартапам, которые пока не приносят прибыли, — всё это стоит выяснить заранее.

Шаг пятый: завязать знакомства с потенциальными партнёрами и консультантами

Практически в любом кантоне Швейцарии действуют ассоциации по поддержке бизнеса, которые помогают предпринимателям искать сотрудников и клиентов. В основном такие организации работают с компаниями из одного кластера — существуют, например, ИТ-, биотехнологические и машиностроительные объединения.

Крупнейшие ассоциации и организации, которые поддерживают стартапы из всех отраслей:

  • SPECo — правительственная структура, оказывающая поддержку малому бизнесу и стартапам.
  • Фонд технологических инноваций финансирует избранные высокотехнологичные стартапы.
  • Фонд инновационных технологий выдаёт гранты университетским стартапам с высоким инновационным потенциалом.
  • Федеральная Комиссия по технологиям и инновациям занимается коучингом стартапов в рамках программы CTI Start-Up. В ней могут принять участие проекты в области биотехнологий, энергетики, сектора life sciences, инжиниринга, микро- и нанотехнологий, ИТ и коммуникаций, а также междисциплинарных высоких технологий.

  • Федеральный фонд Swiss Technology Fund выступает гарантом по кредитам до 3 млн франков для стартапов ($2,98 млн), разрабатывающих инновационные решения по борьбе с климатическими изменениями.

  • Самая крупная ассоциация инкубаторов и технопарков — SwissParks, под крылом которой насчитывается более тысячи инновационных проектов.

  • Одна из самых популярных акселерационных программ в стране — Venturelab, созданная частным институтом IFJ. В её рамках начинающие компании обучаются основам ведения бизнеса и презентации своего проекта инвестору: они получают помощь в составлении бизнес-плана, бухгалтерскую поддержку и другие услуги. Особенность этой программы в том, что она «выращивает» стартапы, заточенные под международную деятельность.

  • Самый крупный технопарк Швейцарии Y-Parc.

Консультации пригодятся, даже если компания крупная и уже имеет опыт выхода на зарубежные рынки: так, российский «Яндекс» при открытии штаб-квартиры получал профессиональные советы по вопросам права, финансов, трудоустройства иностранных специалистов. Глава швейцарского офиса Бернар Люке говорит, что это помогло компании быстрее освоиться на рынке.

Шаг шестой: учредите компанию и откройте банковский счёт

Минимальный уставной капитал для открытия юридического лица варьируется в зависимости от выбранной организационно-правовой формы проекта, но составит не меньше 20 тысяч франков (около $20 тысяч).

При выборе формы ведения бизнеса важно учитывать рискованность предприятия, желаемую степень независимости, возможность выплачивать социальное страхование, размеры налогообложения для каждого бизнеса. Краткая информация содержится в «Справочнике инвестора», а подробнее условия можно обсудить с консультантами в стране.

Перед выбором задайте себе два вопроса:

1. Собираетесь ли вы привлекать инвестиции объёмом более $500 тысяч?

2. Важна ли финансовая состоятельность компании для партнёров и покупателей (если, например, вы создаете банк или марку часов)?

Выбор сводится к одной из трёх форм: индивидуальное предпринимательство, Société à responsabilité limitée (сокращенно Sàrl во французских кантонах или GmbH в немецких) или Société anonyme (SA/AG). Отличаются они величиной уставного капитала и ответственностью учредителей. Любую из этих компаний может зарегистрировать один человек.

Индивидуальное предпринимательство (Entreprise individuelle/Einzelfirma) — самый простой вариант. Подходит для небольшого личного бизнеса вроде парикмахерской или консультанта. При обороте менее 100 тысяч франков в год регистрироваться в коммерческом реестре не обязательно, вы просто регистрируетесь в налоговой службе и платите налоги с дохода и имущества. Для регистрации не требуется никакого капитала, однако учредитель отвечает своим имуществом за долги ИП.

Sàrl подходит для стартапов, семейного бизнеса и компаний с небольшим оборотом вроде кафе или ателье электроники. Минимальный уставной капитал — 20 тысяч франков. Вы обязаны сдавать годовой финансовый отчёт, но можете отказаться от ежегодного аудита, если в компании меньше десяти сотрудников и оборот не превышает 40 млн франков.

Финансовая ответственность учредителей ограничена их долями в уставном капитале, то есть вы не лишаетесь своего имущества в случае банкротства. Небольшой минус в том, что имена акционеров публикуются в коммерческом реестре. Для небольших инвесторов это, как правило, не проблема, а венчурные инвесторы предпочитают анонимность.

SA подходит для компаний с оборотом более 500 тысяч франков, и особенно в традиционных индустриях, таких как банкинг, часовая промышленность или огранка бриллиантов. Партнёры и покупатели эту форму воспринимают серьёзнее, чем Sàrl. Финансовая ответственность акционеров также ограничена их долями в уставном капитале, но имена акционеров не публикуются.

Кстати, Sàrl можно преобразовать в SA, не закрывая компании. Мы сделали это на третьем году, перед очередным раундом инвестиций. Эта операция проводится в присутствии нотариуса и требует аудита, так что лучше делать её в начале года, когда готов балансовый отчёт за прошедший год.

В Швейцарии действует правило: для открытия компании достаточно положить в банк только половину её формального уставного капитала, поэтому де-факто для открытия Sàrl потребуется минимум 10 тысяч франков, a для SA — 50 тысяч франков.

С выбором банка и открытием счёта также помогут представители кантона или профильных организаций в нём. Стоит учесть, что швейцарские банки всегда проводят глубокую проверку прозрачности бизнеса и происхождения его средств — чтобы пройти эту процедуру, понадобятся подробный бизнес-план, CV основателей и описание финансовой модели.

Банк также потребует предоставить информацию обо всех инвесторах, контрагентах и бенефициарах бизнеса — вне зависимости от их желания сохранить анонимность. Важно, чтобы на проверке присутствовал представитель принимающего кантона, иначе банк может усомниться в планах проекта.

Основной вопрос при выборе банка — нужны ли вам его офисы по всей Швейцарии и в других странах, или достаточно электронного доступа к счёту.

Два самых больших банка Швейцарии, у которых есть банкоматы и офисы в каждом городе — UBS и Credit Suisse. Кроме того, у них есть филиалы в других странах. Я обращался в офис Credit Suisse в Бразилии, и был приятно удивлён швейцарским сервисом.

Если вы собираетесь вести исключительно локальный бизнес — посмотрите на кантональный банк в том кантоне, где открываетесь. Например Bank Cantonale Vadoise (BCV), Bank Cantonale de Geneve (BCGE) и другие. В силу меньшего размера они более гибко работают с маленькими и средними бизнесами.

Знаменитые частные банки Швейцарии, как правило, предпочитают индивидуальных клиентов инновационным компаниям.

Шаг седьмой: наймите сотрудников

Можно перевезти в страну кого-то из уже нанятых сотрудников, а можно найти кадры в новой стране — тем более, что власти способствуют найму местных жителей и готовы покрывать часть расходов на оплату их труда, а профильные ассоциации могут взять на себя поиск талантливых работников.

Важный момент: власти Швейцарии квотируют выдачу рабочих виз для сотрудников компании из стран, не входящих в Европейский союз — так что получить разрешение на длительное пребывание в регионе может оказаться проблематично, особенно если в кантоне работают крупные международные компании, которые уже доказали свою пользу для региона. Стоит заранее уточнить у руководства кантона, на какое количество разрешений можно рассчитывать.

При этом и перевод сотрудника в Швейцарию, и найм талантов вне страны возможен только в том случае, если на место не удалось найти работников внутри страны. Свою незаменимость для проекта придётся доказывать всем зарубежным сотрудникам — вплоть до основателя.

Почти наверняка бизнесу понадобится нанять административного директора или фактического руководителя, который будет управлять подразделением в отсутствие основателя или генерального директора компании.

Представитель международной компании по интерим-менеджменту Brainforce Елена Грошкова рекомендует отложить переезд основателя на как можно более долгий срок — от полугода до года. За это время проект успеет встать на ноги и подтвердить свои планы, а руководителю будет проще получить визу.

Шаг восьмой: откройте бизнес

Теперь компания может приступить к работе в новой стране, а также присоединиться к одной из профильных ассоциаций, чтобы отстаивать свои интересы перед властями.

#Швейцария

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления