Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?

Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?

Сегодня мы празднуем 4 года OTUS — за это время накопилось достаточно историй, где нам приходилось хоронить или трансформировать курсы. Делимся опытом и рассказываем, какие процессы выстроили для создания образовательных продуктов.

Привет! Это Аня Абушик, руководитель Департамента образования. За время существования OTUS у нас было 197 образовательных продуктов: онлайн-курсы, интенсивы, корпоративные кастомизированные программы, специализации и открытые мероприятия. Часть из них ушла в архив, другие сегодня уже не узнать — там изменилось все от названия до концепции и преподавателей, а абсолютное большинство улучшается и дополняется перед каждым запуском. Думаю, день рождения компании — отличный повод предаться воспоминаниям и проанализировать результаты.

Аня Абушик
Директор департамента образования

Кого похоронили: программирование на R, BI аналитика и Big Data для менеджеров

Язык R используется по всему миру для статистики и анализа данных, являясь в этом конкурентом Python. Однако в нашей стране он оказался не настолько востребованным и популярным. Целевой аудитории, заинтересованной в серьезном продолжительном обучении, оказалось крайне мало. В первой группе было всего 5 человек, они выпустились, и мы убрали продукт, как экономически невыгодный.

Создавая курсы «BI аналитика» и «Big Data для менеджеров», мы тоже столкнулись со сложностью набора групп. На тот момент вокруг OTUS не было аудитории аналитиков, менеджеров и руководителей. Сейчас мы уже достаточно развили направление управления в IT и можем подступиться еще раз. Например, запускаем онлайн-курс «Системный аналитик», к которому и среди айтишной аудитории видим оживленный интерес к программе.

Цена на пилотный запуск курса несколько ниже, чем в последующих. Это своего рода благодарность за доверие к OTUS и подобранной команде преподавателей. Ведь у нового курса еще нет выпускников и отзывов, которые скажут, насколько программа оправдала их ожидания.

Аня Абушик, Директор департамента образования

Кого заархивировали: Облачные сервисы и CI/CD

Курс по облачным сервисам знакомил с работой в GCP и AWS. Нас беспокоило, что студентам обычно была интересна только одна из технологий, поэтому часть обучения они скучали — по-хорошему, так не должно быть. Тогда мы переделали программу и посвятили курс только AWS. Группы оставляли хороший фидбек, но мы видели, что он покрывает не все потребности аудитории. Сейчас мы этот курс заморозили, чтобы переработать. Во-первых, хотим привлечь преподавателей с сертификацией, чтобы те, кому надо, могли на курсе подготовиться к прохождению экзамена. Во-вторых, будем решать, в каком именно формате выпускать этот курс. Специалисты в проекте по-разному соприкасаются с облачными технологиями, каждому нужно что-то свое и не хочется тратить ресурсы на непрактичные знания.

Похожая ситуация у нас с курсом «CI/CD». Мы видим, что, как и облачные сервисы, с этим инструментом работают разные специалисты. Поэтому углубленный продолжительный курс не так востребован, как точечные навыки под конкретные задачи. Сейчас руководители некоторых курсов уже включают в свои программы навыки работы с CI/CD. Наша задача понять, чего не хватает студентам и как лучше всего закрыть эту потребность.

Кого прокачали: Android-разработка

Курс для Android-разработчиков с опытом мы глобально перерабатывали 2 раза. В 2019 году у курса поменялся руководитель. Он пересмотрел программу с позиции работодателя и руководителя команды разработки, который часто набирает специалистов и знает, какие навыки нужны для решения задач в современной Android разработке.

Так в 2019 году курс претерпел следующие значимые трансформации:

  • Язык разработки, на котором ведется обучение поменялся на kotlin
  • Добавили много новых уроков по Android SDK и популярным библиотекам
  • Добавили модуль тестирования
  • Добавили модуль Build-процессы. Он про то, как выстраивать и оптимизировать процессы сборки, тестирования и деплоя приложений
  • Практическую часть поменяли с мини-заданий на работу над одним проектом
  • Поменяли процесс проверки домашних заданий на пуллреквесты и код-ревью

За 7 запусков обновленной программы обучение прошли 200+ человек, а мы отметили, как выросли оценки курса. Два года мы только актуализировали темы и обновляли примеры. Но перед новым запуском — старт занятий 30 марта — провели кастдев выпускников и сделали несколько весомых изменений:

  • Сделали еще больше практики, в том числе на лекциях
  • Добавили 8 уроков по темам, которые выбрали студенты
  • Подготовили по темам задания для отработки, чтобы можно было закрепить навык, даже если технология не используется в проектной работе.

Кого реанимировали: Data Scientist

Первые попытки в Data Science были неудачными. Сначала мы запустили курс «Разработчик BigData», который получился слишком требовательным к начальному уровню знаний и при этом недостаточно практический.

Затем мы поменяли название на «Data Scientist» и доработали программу. Но все равно практика оставалась на игрушечных примерах, а впечатления студентов разделились: одни говорили, что курс слишком поверхностный, другие — что он сложный, хотя они прошли тест. Мы и правда пытались дать студентам сразу все в разных сферах, не учитывая реальных траекторий развития в этой области.

Потом к нам пришли замечательные преподаватели Дмитрий Сергеев и Артур Кадурин, которые помогли разделить направления машинного обучения и нейронных сетей, подготовив сильные практико-ориентированные программы. Так появились целые линейки курсов - три уровня Machine learning, базовый уровень Deep Learning и Computer vision для тех, кто уже разбирается в устройстве нейросетей. Сейчас мы продолжаем работать над направлением нейронок, чтобы охватить в дальнейшем и NLP, и более углубленные курсы.

С кем пришлось импровизировать: QA Java

В одном из запусков у нас собралась группа студентов разного уровня подготовки. Кто-то, как мы и планировали, уже имел опыт в автоматизации тестирования. Кто-то даже плохо ориентировался в ручном тестировании, но при этом прошел вступительный тест и хотел учиться. Из-за этого преподаватель вынужден был больше внимания уделять слабым студентам. Мы постарались провести дополнительные занятия, но это лишь частично исправило ситуацию. Было тяжело и нервно для всех: студентов, преподавателей, продюсеров. Но к счастью, такой запуск — единичный случай.

Даже если что-то в запуске пошло не так: программа не оправдала ожиданий, подвел преподаватель, пришли студенты с низким уровнем подготовки — мы стараемся довести студентов до хорошего результата, чтобы они достигли заявленного уровня компетенций. Решения каждый раз индивидуальные и зависят от ситуации. Например, можно провести дополнительные занятия или предложить бесплатно пройти обучение в следующем обновленной потоке.

При этом за студентом остается право вернуть средства,если он недоволен обучением.

Аня Абушик, Директор департамента образования

Кто опередил свое время: Разработчик программных роботов RPA и IoT-разработчик

В 2020 году мы подготовили два очень интересных курса:

«Разработчик программных роботов RPA» учит автоматизировать рутинные бизнес-процессы, создавая роботов, которые имитируют действия человека за компьютером.

«Разработчик IoT» готовит специалистов к работе в IoT-отрасли от программирования устройств до разработки пользовательского приложения и настраивания всего процесса в платформе.

Оба направления сейчас в стадии активного развития в России. Например, разработку программных роботов внедряют крупнейшие предприятия и государственные организации. А IoT-направление живо захватывает все сферы от транспортной до здравоохранения и сельского хозяйства.

Специалисты нарасхват, но рынок вакансий все еще не может конкурировать с масштабами старой доброй веб-разработки, играми, приложениями и Data Science. Зато здесь сейчас самые неординарные задачи и возможность быть у истоков отечественной отрасли.

Но из-за того, что направления не слишком известные, набор в группы небольшой. В обоих случаях мы переносили старт группы, чтобы повысить информированность об этих специальностях и набрать больше людей.

Курсы, которые прошли огонь, воду и медные трубы

За 2020 год мы прокачали наш подход к подготовке и созданию новых курсов. Теперь мы проводим очень много кастдевов целевой аудитории: опрашиваем студентов, идем общаться в чаты и сообщества. И так же, как и прежде, анализируем вакансии и общаемся с компаниями-партнерами, тесно работаем с руководителем курса и экспертами, чтобы убедиться, что будущий курс даст действительно востребованные навыки.

Для сравнения:

  • В 2018 году из 26 выпущенных курсов отвалилось 7.
  • В 2020 году из 74 курсов мы приняли решение не запускать в этом году 7 курсов.

Курс проходит три проверки на прочность. Первая — это защита внутри компании, когда департаменты маркетинга и продаж оценивают перспективы продвижения нового продукта. За все время минимум 10 продуктов на этом этапе получили категоричное «нет» или были отправлены на пересборку. Но с тех пор как мы стали собирать больше фидбэка от целевой аудитории, защиты курса в 90% случаев проходят успешно и получают одобрение других отделов.

Вторая проверка — это набор группы, «голосование рублем». Так мы видим, насколько программа попадает в потребности специалистов, нравится ли формат, преподавательский состав, подход к практике. Насколько справедливо выбрана цена. Если группа не набирается — это повод для обстоятельного брейншторма. Может даже быть, что дело не в программе, а например, в неточном названии курса. На этом этапе мы заморозили 9 курсов.

Третий этап — отзывы и оценки выпускников, доходимость группы до конца. Мы смотрим, насколько ожидания студентов оправдались, какие результаты они получили. И после этого принимаем решение о том, что делать с курсом. На нашем счету 13 курсов, где мы собирали маленькие группы или решали, что надо кардинально перерабатывать продукт.

Резюмируя:

  • Курсы в формате вебинаров выгодны как студентам, так и компании. В отличие от видеоуроков здесь проще поддерживать знания актуальными, можно подстраивать занятия под потребности новой группы и без промедления отстреливать не оправдавшие ожидания курсы, потому что нет расходов на продакшн.
  • Мы выстроили четкую систему с кастдевами, которая позволила снизить число рискованных неэффективных запусков
  • Фидбек студентов — ключевой аргумент. Все решения и изменения мы вносим, опираясь на него

В конце хочется еще раз поздравить всех причастных с днем рождения OTUS: коллег, преподавателей, и, конечно, студентов и подписчиков.

По этому случаю мы подготовили веселый и полезный спецпроект.

Спасибо, что вы с нами! Благодаря вам, несмотря на этот сложный карантинный год, мы смогли достичь почти двукратного роста аудитории.

Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?
66
4 комментария

По заголовку подумал, что в тексте будет рассказано как на курсы повлиял закон о регулировании просветительской деятельности.  
Никак что-ли?

Ответить
Автор

Добрый день. Думаю, что если существенно повлияет, мы обязательно выпустим отдельный материал об этом

Ответить

190000 пользователей и только 9864 выпускников. Какая между ними связь? Кроме курсов есть другие программы, где просто пользователи или столько человек не закончили?

Ответить
Автор

Это общее число пользователей, которые зарегистрировались на платформе. Кто-то из них является студентом в настоящий момент, поэтому еще не стал выпускником, а кто-то и вовсе не является студентом, Но при этом посещает бесплатные мероприятия, которые мы проводим 

Ответить