«В этом году награды получили очень странные ребята»

Рекламные агентства о победителях фестиваля SXSW 2017 в номинации Interactive Innovation Awards.

В марте 2017 года в США (Остин, Техас) прошёл ежегодный фестиваль South by Southwest (SXSW), собравший самые вдохновляющие и креативные достижения прошедшего года.

«В этом году награды получили очень странные ребята»

14 марта на 20-й ежегодной премии SXSW Interactive Innovation Awards были объявлены победители: 13 основных номинаций и семь специальных наград в области цифрового дизайна и инновационных технологий — продукты и разработки, запущенные или созданные в 2016 году (всего в шорт-лист вошло 65 финалистов).

Победители фестивалей и представители компаний, которые специализируются на использовании технологий в своих проектах, рассказали vc.ru, какие инновации произвели на них впечатления и как они могут применяться в рекламе.

13 победителей

Безыгольный шприц PRIME Needle Free Injector

В номинации «Здоровье, медицина и биотехнологии» награду за изобретение, которое улучшает качество и экономическую эффективность профилактики, лечения и ухода в сфере здравоохранения и медицины, получила технология от компании медицинского оборудования Portal Instruments.

Это устройство, позволяющее безопасно, просто и быстро вводить лекарство без помощи иглы (оно впрыскивается направленной тонкой струей через кожу), а также следить за своим состоянием при помощи программного обеспечения.

Приложение для найма Blendoor

Награду за лучший новый способ коммуникации получило мобильное приложение Blendoor («рекрутинг вслепую»), которое призвано облегчить подбор персонала в технологических компаниях.

Соискатели загружают резюме, а затем их имя и фото скрывается от работодателя. Так, по задумке автора идеи — выпускницы Стэнфорда и обладательницы степени MBA Массачусетского технологического института Стефани Лэмпкин (Stephanie Lampkin) — на выбор кандидата влияет только его квалификация, но не данные о расе, поле, национальной принадлежности или сексуальной ориентации.

3D-ручка 3Doodler Pro

Ручка 3Doodler Pro (награда за идею, которая делает 3D-печать более доступной или дает возможность использовать технологию по-новому) — новый инструмент от компании 3Doodler, которая занимается разработкой и производством 3D-ручек.

Она позволяет архитекторам, инженерам, художникам и дизайнерам создавать прототипы, модели, творческие объекты. От предыдущих моделей 3Doodler Pro отличает возможность создавать объекты с имитацией различных материалов (дерево, металлы, нейлон, поликарбонат).

Генератор Holoplot Wave Field Generator

«В этом году награды получили очень странные ребята»

Генератор волнового поля Holoplot от немецкого производителя электроники Holoplot GmbH — это новая модульная технология, состоящая из акустического генератора с индивидуально управляемыми звуковыми преобразователями.

Устройство позволяет управлять звуковыми потоками: усиливать, распределять, делать направленными, «зонировать» звук для определенной группы людей. На управляющем планшете доступны различные источники ввода и виртуальные акустические пресеты.

Приложение для продажи автомобиля Blinker App

«В этом году награды получили очень странные ребята»

«Можете сфотографировать автомобиль сами? Значит, и продать сможете» (If you can snap a photo, you can sell your car yourself) — девиз сервиса Blinker, который помогает продавать автомобили.

Продавцу надо только сделать фото машины: приложение тут же отображает её оценочную стоимость, пробег и прочие детали. Объявление о продаже становится доступно для потенциальных покупателей — пользователей Blinker и других сервисов по продаже автомобилей, — публикуется в соцсетях. Если автомобиль куплен в кредит, приложение помогает оформить сделку, заполняя все необходимые документы.

Приложение для защиты авторских прав D3CRYPT3D

Программный продукт D3crypt3d, получивший награду за самые прогрессивные достижения в области обеспечения безопасности и конфиденциальности данных, призван помогать 3D-художникам защищать свое авторское право.

Приложение шифрует авторские 3D-изображения (их надо перенести в определенную папку) и при открытии файла запрашивает пароль. Автор знает всё о перемещениях своего файла и манипуляциях с ним, в том числе получает информацию о несанкционированной попытке открыть или скопировать изображение.

Сайт My Grandmother’s Lingo

«В этом году награды получили очень странные ребята»

Проект My Grandmother’s Lingo победил в номинации «"Чуткий" дизайн» (Responsive design), получив награду за исключительные digital-решения, идеальное сочетание контента, эстетики и функциональности.

Интерактивный сайт, созданный австралийской телекомпанией SBS при поддержке австралийского языкового сообщества Нгукурр, посвящен проблеме вымирающих языков. Марра — язык австралийских аборигенов — находится под угрозой исчезновения (сейчас на нем говорят только три человека), и главный герой сайта, 28-летняя Анджелина Джошуа, пытается сохранить марра — язык своей бабушки.

Анджелина, чей голос звучит за кадром, рассказывает личные истории, связанные со словами марра — предания, сказки, воспоминания о бабушке. На фоне ее рассказа на экране появляются образы, анимированные истории — слова оживают.

Это построено в форме небольшого интерактивного урока: можно прочитать транскрипцию слов, прослушать произношение и попытаться повторить. Аниматор-иллюстратор Джейк Дучински и диджей и музыкант Кертис Кеннеди — тоже представители коренных народов Австралии.

Электронные татуировки DuoSkin

Награду за самое выдающееся научное достижение или открытие, которое раньше было возможно только в научной фантастике, присудили проекту DuoSkin. Временная электронная татуировка, микс украшения и носимого устройства, разработана в Массачусетском технологическом институте в партнерстве с Microsoft Research.

Используя графический редактор, фольгу и плоттер для создания гибкой электросхемы, можно украсить себя временной электронной татуировкой, в которую есть возможность встраивать светодиоды.

С помощью «татуировок» DuoSkin можно управлять гаджетами, получать информацию о состоянии здоровья (может менять цвет в зависимости от температуры тела), также татуировка может содержать данные, которые считываются другими устройствами через беспроводную связь NFC.

«В этом году награды получили очень странные ребята»

Плитка V3 от Pavegen

Награда за инновации в области экологически чистой или возобновляемой энергии, которая делает нашу жизнь более продуманной и экологичной.
Награда за инновации в области экологически чистой или возобновляемой энергии, которая делает нашу жизнь более продуманной и экологичной.

В технологической компании из Лондона Pavegen Systems разработали тротуарную плитку, которая преобразует энергию пешеходов в электричество: человек наступает на плитку и генераторы магнитной индукции вырабатывают энергию.

Каждая плитка «собирает» данные о движении в реальном времени и на их основе регулирует мощность выдаваемой энергии, которая частично используется для подсветки самой плитки.

Бионический протез BionicM

Высокофункциональный протез от команды из лаборатории робототехники JSK Токийского университета — первая награда японцев на фестивале SXSW.

Команда проекта сосредоточилась на разработке и управлении протезированным коленным суставом, который позволяет вернуть мобильность людям, потерявшим ногу выше колена. В этом случае подвижность сильно ограничена — протезы довольно жесткие, и согнуть ногу в колене невозможно, и простые вещи вроде подъема по лестнице или приседания становятся затруднительны.

Разработка от BionicM находится в стадии прототипа, но у команды проекта (один из лидеров которой — Сяоцзюнь (Xiaojun Sun) — в детстве потерял ногу) серьезное намерение создать высокоэффективный протез, доступный для всех нуждающихся.

Приложение JourneyMaker

Награда за необычный и изобретательный способ создания и подачи контента получила разработка из Чикагского института искусств
Награда за необычный и изобретательный способ создания и подачи контента получила разработка из Чикагского института искусств

Веб-приложение JourneyMaker создано для проповедников. Оно помогает лидерам христианских сообществ общаться с паствой, предлагая инструментарий для ежедневных email- или SMS-рассылок.

Публикации, которые могут содержать не только текст проповедей или отрывков из Библии, но и изображения, видео и аудио, называются «Путешествиями», так как, по задумке создателей приложения, «увлекают аудиторию в путешествие по Писанию».

Свой канал вещания — «сообщество» — можно персонализировать: добавить логотип, ссылки на Twitter и Facebook. Миссия JourneyMaker — помогать воспитывать привычку читать Библию каждый день.

Виртуальная кисть Tilt Brush

Инструмент Tilt Brush, получивший награду за достижения в области дополненной и виртуальной реальности, позволяет рисовать в 3D-пространстве с помощью виртуальной реальности.

Чтобы продемонстрировать возможности и достоинства Tilt Brush, разработчик инструмента компания Google запустила программу Tilt Brush Artist in Residence (AiR), в которой приняли участие разные художник — иллюстраторы, графические дизайнеры, мастера граффити, танцоры, художники-концептуалисты, творческие технологи, карикатуристы — достаточно просто взглянуть на их работы, чтобы оценить потенциал этой новой формы художественного творчества.

Слуховые аппараты Halo 2, адаптированные для iPhone

В номинации «Носимые технологии» (Wearable Tech) награду за изобретение, «которое позволяет совершенно по-новому взглянуть на удобство, функциональность и эффективность носимых гаджетов», получила разработка от американского производителя слуховых аппаратов Starkey Hearing Technologies.

Усовершенствованные слуховые аппараты Halo2 подключаются к iPhone, iPad, iPod touch и Apple Watch и позволяют без помех вести разговор по телефону, слушать музыку, просматривать видео. С помощью приложения TruLink пользователь может управлять устройством: настраивать или выбирать режимы прослушивания (в том числе в зависимости от геолокации), знакомиться с содержанием почты и других сообщений с помощью голосового ассистента Siri.

Специальные награды

  • Чувствительный к давлению тачпад The Sensel Morph, «лучший пример сочетания инноваций и творчества». Может трансформироваться в другие устройства ввода — компьютерную клавиатуру, диджейский контроллер, клавиатуру пианино или геймпад.
  • Благотворительный проект Johnson & Johnson CaringCrowd и R/GA, приз зрительских симпатий. Платформа, где владельцы проектов могут найти доноров, а люди, которые хотят поддержать глобальное здравоохранение, могут найти проекты, которые нуждаются в финансировании.
  • Эссе Майка Армстронга “The Heart of Something Heartless”, награда имени Дэвида Карра. О том, что значит быть человеком в эпоху машинного обучения и искусственного интеллекта. Работы других финалистов этой номинации можно посмотреть на сайте SXSW.

Самой обсуждаемой темой мероприятия было признано глубокое машинное обучение (Deep Machine Learning — как способность машин самообучаться повлияет на контент будущего). Наградой отмечена журналист Кара Свишер, соосновательница техноблогов All Things Digital и Recode, за заслуги перед цифровой индустрией и бывший вице-президент США Джо Байден за лучшую речь на конференции SXSW — он призвал участвовать в исследованиях рака, чтобы следующее поколение могло воспринимать его уже как предотвратимую и излечимую болезнь.

Бывший вице-президент США стал главным героем номинации «Мем года». Мем Prankster Joe Biden («Шутник Джо Байден») — серия пользовательских фотоколлажей, на которых вице-президент США Джо Байден обсуждает способы подшутить над избранным президентом Дональдом Трампом в Белом доме.

«В этом году награды получили очень странные ребята»
«В этом году награды получили очень странные ребята»

Перспективы инноваций: мнения рекламных агентств

Большинство проектов победителей SXSW действительно впечатляют. Некоторые инновации так полезны, что уже давно должны быть внедрены в повседневную жизнь: интерактивные персональные гиды по музеям, качественные бионические протезы, безыгольные инъекторы, приложения, упрощающие процесс покупки-продажи чего-либо.

Есть проекты, которые привлекают дизайном и потенциалом концепции, но пока кажутся совершенно бесполезными аксессуарами — как DuoSkin.

По-настоящему перспективной кажется плитка от Pavegen: её можно легко использовать в рекламе, например, для брендов спортивной обуви, тренажерных залов, студий танца — для всего, что связано с движением.

Использование приложения Tilt Brush от Google для создания анимированных трёхмерных картин или ручки для 3D-печати от 3Doodler может привести к эффектным результатам. При коллаборации с художниками эти инструменты обладают огромным потенциалом для использования брендами, которые строят коммуникацию на территории технологий или творчества.

Дарья Овечкина, копирайтер, рекламное агентство «Восход»

Для нас такие фестивали, как SXSW, NAB, CES — это отличная площадка для изучения инноваций и внедрения их в нашу работу. Создать что-нибудь невероятное и креативное без изучения новейших технологий невозможно.

Для нас одна из самых ярких инноваций, конечно же, — Tilt Brush от Google. Компания в очередной раз поразила весь мир своим видением и в этом году сделала ещё один шаг к расширению границ возможностей человека.

Tilt Brush позволяет рисовать в виртуальной реальности объекты виртуальной реальности (деревья, дома, людей, машины) — всё что угодно в реальных размерах. Великолепный инструмент для художников, дизайнеров, аниматоров и просто для людей желающих расширить свое воображение.

Вообще всё, что связано с виртуальной реальностью, — это отличное поле для экспериментов в области рекламы. Кроме победителей, на SXSW было множество стартапов, которые уже делают первые шаги к использованию новых технологий в рекламе. Например, размещение баннеров в виртуальной реальности или виртуальный тур по дому для Swarovski, с помощью которого вы можете потрогать и изучить кристаллы Swarovski и купить их, не выходя из виртуальной реальности.

Возможности, которые дает эта технология, находясь всё ещё в примитивной стадии, уже огромны. Осталось включить креатив.

Дмитрий Тютьков, креативный директор в TutkovBudkov

Больше всего радует, что появилась номинация VR&AR, и это направление активно развивается и внедряется в нашу жизнь. Номинанты в этой категории очень разные, и непонятно, по каким критериям жюри выбрали победителем Tilt Brush.

Если говорить про востребованность в рекламной среде, то проект The Mill Blackbird здесь, по-моему мнению, самый инновационный: он может серьезно повысить уровень автомобильных рекламных роликов.

Максим Козлов, генеральный директор Interactive Lab

Трудно оценить проекты победителей, основываясь просто на кейсах. Например, D3crypt3d в категории «Конфиденциальность и безопасность» — это нужно попробовать самому: есть куча способов скопировать информацию. Если я буду знать, что миллион человек попытались скопировать мой файл, который лежит в открытом для просмотра доступе — что это мне даст?

По поводу 3D-ручки — их сейчас множество. Этот инструмент мне кажется крутым в плане какого-то перфоманса, он хорошо подействует на эмоциональном уровне: можно прийти к клиенту и у него на глазах построить драфт проекта — это будет выглядеть эффектно. Да и сам клиент может почувствовать себя непосредственным участником [творческого процесса]. Но делать этой ручкой готовый проект или даже эскиз для него я бы не стал — куча ограничений, это может занять больше времени и дальнейшую корректировку объекта делать сложней.

Гоша Евдокимов, дизайн-директор Red Keds

Татуировка DuoSkin. Тут нет инновации в плане технологий, так как это простой проводник. Скорее, инновация в форме устройства ввода: проводник, который можно наклеить на кожу.

Можно рисовать интерфейсы прямо на коже — кнопки, слайдеры или тачпад — и с помощью него управлять любыми девайсами и контентом на них. Или сделать клавиши музыкального инструмента у себя на руке. Или контур, который будет служить NFC-меткой и хранить данные (например, можно будет открыть дверь в квартиру, прислонив руку с меткой к дверному NFC-замку).

Раньше были энтузиасты, которые хирургическим путем имплантировали колбу c NFС-меткой в ладонь, чтобы открывать без ключа дверь в доме. Теперь метку можно просто наклеить, не надо резать себя.

Плитка V3 от Pavegen. Альтернативная энергия и энергосбережение сейчас в тренде, любые девайсы, которые могут экономить энергию или получать ее нетрадиционным способом, сразу привлекают внимание.

Пять лет назад я был в музее Коперника в Варшаве, в павильоне про умные города и альтернативную энергию стоял прототип танцпола будущего: суть в том, что в полу были устройства, которые преобразовали кинетическую энергию от ног танцующих людей, нажатием на платформы пола, в электроэнергию: не танцуешь — музыка не играет, будь добр танцуй, раз на дискотеку пришел.

По-моему, в продвинутых странах типа Японии ставят подобные штуки в дорожное полотно автомагистралей, когда машины едут и своим весом «вырабатывают» энергию для дорожного освещения. У Pavegen суть такая же: но они сделали универсальный продукт — напольную поверхность для публичных пространств, которая может генерить энергию — например, на спортивных марафонах.

Генератор звука Holoplot. Технология направленного звука известна давно. Самое масштабное применение она нашла в музеях: подходишь к картине, например, и слышишь звук только в определенном радиусе, перед картиной.

Способов создать направленный звук несколько, самый распространенный — использовать ультразвук. Излучаемый звук лежит в диапазоне от 40 до 80 кГц (обычный человек воспринимает лишь частоты до 20 кГц).

Но по мере распространения в воздухе (примерно через полметра) за счет нелинейных эффектов происходит проявление «заложенных» в ультразвуковые импульсы слышимых частот. У Holoplot примерно так это и работает, только у них массив динамиков и их крутой софт могут управлять направлением звука и местоположением его воспроизведения в конкретном пространстве.

Эта комбинация позволила сделать универсальную звуковую систему для различных сфер: в лектории можно разделить звук на разные части аудитории, например разные языки, клубы или рестораны с разным уровнем звука (на танцполе громко, за баром тихо). Но у них на сайте не описан сам принцип и диапазон частот: ведь ультразвук очень высокочастотный, низких частот там нет, для речи это неплохо, а вот для музыки не пойдет.

Илья Рыжков, управляющий директор «Луна Парк»

SXSW — это фестиваль поп-инноваций. Не знаю, как в прошлом году, но в этом SXSW получили очень странные ребята. Возможно, мы наблюдаем застой в инновациях, и вся надежда на Deep Machine Learning, который придумает всё хорошее за нас (или всё плохое и разрушительное).

Если пройти кратко по тому, что мне понравилось, то это будут следующие проекты.

Prime Needle Free Injector, потому что мне не нравятся иглы, то есть штука, которая позволяет вводить лекарства (ага) без протыкания себя действительно кажется инновационной, особенно если сравнить её с Tinder для поиска работы.

DuoSkin имеет потенциал, так как создает совершенно новые возможности по взаимодействию. Это новый интерфейс, который можно применять в любой области.

V3 by Pavegen. Доработанная версия кинетического пола кажется очень удачной идеей для любого мегаполиса, чтобы конвертировать миллионы шагов в электроэнергию, если мы все, конечно, не будет летать, как в фильме Wall-e.

Что можно сказать про остальные.

Протез BionicM смотрится гораздо лучше многих проектов победителей: то есть все, что я видел, очень сильно проседает в дизайне, и это не столько про красоту и эстетику.

Проект Johnson & Johnson CaringCrowd и R/GA — интересна интеграция агентства и бренда.

Слуховые аппараты Halo 2 — очевидно, что они бы это сделали. Это круто. Но это как пульт от телевизора: не прорыв. Ну очевидно же: я делаю слуховые аппараты, и мне надо развивать бизнес. Что мне делать? Делать синхронизацию с iPhone! Это круто. Но это не чудо.

Вообще, если взять всех победителей, то кажется, будто это всё уже где-то было. И это не фильмы про фантастику, это прошлый и позапрошлый год, когда только появлялся внятный VR, девайсы для слепых, новые типы интерфейсов и контроллеров.

А системы кодирования типа D3crypt3d, как будто вернулись из прошлого, чтобы ограничить людям возможность делиться информацией бесплатно, чтобы те учились. У меня прям пригорело от последнего. Вероятно, нормальным и интересным проектам просто нет дела до SXSW, поэтому прорывным трендом становится очевидное Deep Machine Learning. Радует хотя бы то, что есть категория за лучший мем.

Отдельно хотелось бы вынести категории игр. Вот тут есть действительно хорошие новости, так как победило интерактивное кино — игра Uncharted 4, что не может не радовать, потому что если это станет тенденцией и графика достигнет своего пика, то мы получим новый вид развлечений, который будет затягивать людей с головой. Мы сможем по-настоящему проживать чужие жизни так, что кинетический пол версии 3 действительно будет не нужен.

Валерий Волчецкий, креативный директор Red Keds
33
13 комментариев

"Соискатели загружают резюме, а затем их имя и фото скрывается от работодателя. Так, по задумке автора идеи — выпускницы Стэнфорда и обладательницы степени MBA Массачусетского технологического института Стефани Лэмпкин (Stephanie Lampkin) — на выбор кандидата влияет только его квалификация, но не данные о расе, поле, национальной принадлежности или сексуальной ориентации".

Отлично, классно, политкорректно! А теперь вопрос на засыпку: а работодателям это нахрена?

2
Ответить

Авторы считают, что работодатель страдает от своего выбора: находясь в плену своих предрассудков (которые даже не осознает), он может упустить крутого специалиста только потому, что его зовут Хосе, а не Джон, или прическа слишком радикальная.

Ответить

По-моему большенство проектов неоправданно переоценены.

Татуировки из фольги, вспомнились наклейки из детства от жевательных резинок, играются лишь только)

1
Ответить

Согласен
3D ручка? Серьезно?
Системы направленного звука тоже существуют уже сколько лет

1
Ответить

ну в детстве за такую-то, да еще и со встроенным ключом, душу можно было продать!

Ответить

Японцы молодцы.

1
Ответить

Из всех наград, больше всего пришлись по душе: безыгольный шприц, электронные татуировки и японский протез, не уверен что остальные разработки будут такими же актуальными...

1
Ответить