Жадность ли?

Почему агрегаторы такси дерут с нас три, а иногда и четыре шкуры?

Эта зима – моя сплошная боль, морозы как в Сибири и снега по колено. Ненавижу холода и всё, что с ними связанно, а когда на мне пытаются нажиться в сугробы, метели и минус двадцать пять – ненавижу вдвойне.
В примерно такой очередной раз вызвал такси, и привычные 200 рублей по стандартному маршруту превратились в 550.
Почитав, тогда ещё не замедлённый твиттер, понял, что я ещё обошёлся малой кровью, так как многие писали, что поддавшись на вымогательство, раскошелились на 1000, а кто-то и на 1500 рублей.

После долгой поездки с думами “ну вот почему всё так” решил разобраться, погуглить и покопаться в вопросе глубже. В итоге уткнулся в пресловутое динамическое ценообразование.

Жадность ли?

Да, здесь ничего нового, скорее интересно, насколько это рабочий инструмент и где он ещё применяется, так как особенно остро я его ощущаю только в такси. Да, то самое чувство, когда повышенный спрос примерно в одном случае из трёх, и именно в этот случай тебе срочно нужно куда-то ехать.

Например, РЖД. Все помнят, сумасшедшие цены на билеты в выходные дни даже на сидячее место? Нет, оказывается, это не потому, что “мы просто поднимем цены в выходные”

Жадность ли?

Всеми любимый Аэрофлот поступает также, кстати, в общем, как и другие авиаперевозчики.

Если решили сходить в театр, то и тут нас ждут динамические цены, оттого и билеты мы стараемся купить заранее или в день анонса, чтобы подешевле и поближе, так как больше желающих – выше цены.

В общем, я к тому, что по сути, “прыг-скок цены” почти в каждой сфере нашей жизни: в недвижимости, гостиничном бизнесе, ритейле.

Если судить здраво, то динамическое образование цены даёт возможность воспользоваться услугой в принципе, в противном случае, своей очереди в оперетту мы бы ждали по полгода, авиаперелёты стали бы редкостью, а на такси было бы вовсе не уехать, потому что кто успел, тот и съел.

Кстати, о такси

Мне искренне казалось, что сервисы поднимают цену, чтобы просто нажиться на пользователях в такие мерзко-ощутимые моменты вроде февральских.

Но нет
Но нет

На самом деле, есть мнение, что сервисам такси невыгодно лишний раз поднимать цены. Если просто так взвинтить стоимость, то по логике вещей, заказы просто сойдут на нет, а простойных автомобилей на парковках в томительном ожидании заказов станет больше, что соответственно приведет к снижению заработка таксиста. Кроме того, клиенты просто побегут к конкурентам.

Российские агрегаторы такси динамическое ценообразование используют уже несколько лет. В итоге, тот, кто готов потратить денег больше — тот и едет, остальные же садятся в час пиковое метро или маршрутки. Иначе бы спрос увеличивался, цены оставались бы теми же, а машин просто бы не хватало.

Ну а если представить, что агрегаторы цены оставят фиксированными вне зависимости от нагрузки и погоды, то водителям вообще нет смысла как-то напрягаться и выезжать за пределы своего района, например.

Адвокат дьявола

Давайте поиграем в Адвоката дьявола и порассуждаем ещё и с позиции водителя такси. Представьте, что у вас есть, например, 8 часов в день, за которые вы можете в обычное время сделать +- 32 заказа, в среднем по 15 минут каждый, это будет стоить вам 150 рублей за поездку. Не ругайтесь за возможную кривоту подсчётов, я следовал примерной калькуляции. За эти 8 часов ваша машина претерпевает какую-то стандартную амортизацию, а вероятность ее повредить невысока.

Когда же улицы в снегу, или дороги скользкие в дождь, риск попасть в ДТП или притереться пузом к сугробу – выше, то есть, издержки тоже растут. Если при этих вводных я получаю стандартные деньги, я просто откажусь выходить на работу.

Хорошо или всё же не очень?

Приведённые выше доводы в пользу динамичности цен не отменяют того, что меня бесит повышение цены при любой непонятной ситуации, но в то же время мне становится понятно, что альтернативного какого-то механизма работы просто нет. Точнее, может быть и есть, но он создаст перекос либо для компании, либо для клиента.

Считаю, что было бы здорово, если те же перевозчики писали бы, с чем связан этот повышенный спрос, так как иногда, для обычных пользователей это просто “они нас грабят”

Может быть я недалёкий, и вы сможете предложить альтернативу этой системе, которая достойно будет работать на обе стороны? Судить вам.

2323
28 комментариев

Я считаю вы не совсем понимаете бизнес модель агрегаторов такси

Бурный рост такси закончился, началась битва.

Слабых просто сожрут, купят или выдавят. Маленькие агрегаторы такси не выживут. Выиграет тот, кто захватит самую большую долю рынка.

Никому не нужен маленький агрегатор. Таксистам не хочется иметь мало заказов, а пассажирам не хочется ждать машину оп 20 минут. И те и те идут к самым большим и сильным агрегаторам.

Если раньше были безумные инвестиции в будущее, и такси были готовы катать людей хоть себе в убыток, за счет агрегаторов, в надежде на быстрый рост и Уберы и Яндексы выдавали пачками промокоды новым пользователям, то сейчас нужно делать деньги.

Как сделать больше денег? Что бы ты делал на месте агрегатора?

Агрегатор получает процент с заказа. Цены снижать уже некуда - разбегутся таксисты. Повышать цены тоже нельзя, клиентов переманят другие.

Что делать в такой ситуации когда тебя завтра сожрут если ты не станешь достаточно большим?

6
Ответить

Краткая история в том, что никакой конкуренции у агрегаторов нет. У нас в ближайшее время остаётся только жадный яндекс и его младший брат аутист сити для прикрытия. Первый скупил всех, кроме сити (иначе монополия). Второй получает свои бенефиты за счёт старшего брата.

У 90% таксистов стоят обе программы. У 90% клиентов стоят обе программы.

Яндекс жадный - может ставить высокий спрос в любое время. Помните раньше было написано "высокий спрос, цена увеличена в 1,5 раза". Сейчас просто "высокий спрос". В реальности коэффициент у водителя и клиента бывает разный, на этой разнице + % от заказа зарабатывает яндекс. 
Сити это якобы альтернатива, но в действительности там ценник на 10-20% ниже и из-за начального тарифа и сниженного максимума коэффициента высокого спроса, но ждать машину чаще всего также дольше. 

Поэтому "высокий спрос" читайте как "сейчас у нас высокая комиссия для вас, а водителю дадим на чай за вас счёт".

6
Ответить

Щас Сбер при расставании с Мэйлом Ситимобил заберёт, и понеслась

Ответить

Безусловно я не могу понимать на 100% как работает бизнес модель такси, тут скорее про ценообразование и так далее.
А в других отраслях, получается, не аналогичная система? То же РЖД вообще не имеет конкурентов, там даже поглощать некого.

Ответить

ну да, по сути всё так, но постоянный «повышенный спрос» пипец как напрягает, и он действительно в 8 случаях из 10

4
Ответить

Плюс один. Именно поэтому упомянул, что здорово, если бы начали писать с чем этот спрос связан. Ну метели, дожди и вот это всё – понятно, а вот что-то неочевидное – не очень

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить