{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Жадность ли?

Почему агрегаторы такси дерут с нас три, а иногда и четыре шкуры?

Эта зима – моя сплошная боль, морозы как в Сибири и снега по колено. Ненавижу холода и всё, что с ними связанно, а когда на мне пытаются нажиться в сугробы, метели и минус двадцать пять – ненавижу вдвойне.
В примерно такой очередной раз вызвал такси, и привычные 200 рублей по стандартному маршруту превратились в 550.
Почитав, тогда ещё не замедлённый твиттер, понял, что я ещё обошёлся малой кровью, так как многие писали, что поддавшись на вымогательство, раскошелились на 1000, а кто-то и на 1500 рублей.

После долгой поездки с думами “ну вот почему всё так” решил разобраться, погуглить и покопаться в вопросе глубже. В итоге уткнулся в пресловутое динамическое ценообразование.

Да, здесь ничего нового, скорее интересно, насколько это рабочий инструмент и где он ещё применяется, так как особенно остро я его ощущаю только в такси. Да, то самое чувство, когда повышенный спрос примерно в одном случае из трёх, и именно в этот случай тебе срочно нужно куда-то ехать.

Например, РЖД. Все помнят, сумасшедшие цены на билеты в выходные дни даже на сидячее место? Нет, оказывается, это не потому, что “мы просто поднимем цены в выходные”

Всеми любимый Аэрофлот поступает также, кстати, в общем, как и другие авиаперевозчики.

Если решили сходить в театр, то и тут нас ждут динамические цены, оттого и билеты мы стараемся купить заранее или в день анонса, чтобы подешевле и поближе, так как больше желающих – выше цены.

В общем, я к тому, что по сути, “прыг-скок цены” почти в каждой сфере нашей жизни: в недвижимости, гостиничном бизнесе, ритейле.

Если судить здраво, то динамическое образование цены даёт возможность воспользоваться услугой в принципе, в противном случае, своей очереди в оперетту мы бы ждали по полгода, авиаперелёты стали бы редкостью, а на такси было бы вовсе не уехать, потому что кто успел, тот и съел.

Кстати, о такси

Мне искренне казалось, что сервисы поднимают цену, чтобы просто нажиться на пользователях в такие мерзко-ощутимые моменты вроде февральских.

Но нет

На самом деле, есть мнение, что сервисам такси невыгодно лишний раз поднимать цены. Если просто так взвинтить стоимость, то по логике вещей, заказы просто сойдут на нет, а простойных автомобилей на парковках в томительном ожидании заказов станет больше, что соответственно приведет к снижению заработка таксиста. Кроме того, клиенты просто побегут к конкурентам.

Российские агрегаторы такси динамическое ценообразование используют уже несколько лет. В итоге, тот, кто готов потратить денег больше — тот и едет, остальные же садятся в час пиковое метро или маршрутки. Иначе бы спрос увеличивался, цены оставались бы теми же, а машин просто бы не хватало.

Ну а если представить, что агрегаторы цены оставят фиксированными вне зависимости от нагрузки и погоды, то водителям вообще нет смысла как-то напрягаться и выезжать за пределы своего района, например.

Адвокат дьявола

Давайте поиграем в Адвоката дьявола и порассуждаем ещё и с позиции водителя такси. Представьте, что у вас есть, например, 8 часов в день, за которые вы можете в обычное время сделать +- 32 заказа, в среднем по 15 минут каждый, это будет стоить вам 150 рублей за поездку. Не ругайтесь за возможную кривоту подсчётов, я следовал примерной калькуляции. За эти 8 часов ваша машина претерпевает какую-то стандартную амортизацию, а вероятность ее повредить невысока.

Когда же улицы в снегу, или дороги скользкие в дождь, риск попасть в ДТП или притереться пузом к сугробу – выше, то есть, издержки тоже растут. Если при этих вводных я получаю стандартные деньги, я просто откажусь выходить на работу.

Хорошо или всё же не очень?

Приведённые выше доводы в пользу динамичности цен не отменяют того, что меня бесит повышение цены при любой непонятной ситуации, но в то же время мне становится понятно, что альтернативного какого-то механизма работы просто нет. Точнее, может быть и есть, но он создаст перекос либо для компании, либо для клиента.

Считаю, что было бы здорово, если те же перевозчики писали бы, с чем связан этот повышенный спрос, так как иногда, для обычных пользователей это просто “они нас грабят”

Может быть я недалёкий, и вы сможете предложить альтернативу этой системе, которая достойно будет работать на обе стороны? Судить вам.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Федотов

Я считаю вы не совсем понимаете бизнес модель агрегаторов такси

Бурный рост такси закончился, началась битва.

Слабых просто сожрут, купят или выдавят. Маленькие агрегаторы такси не выживут. Выиграет тот, кто захватит самую большую долю рынка.

Никому не нужен маленький агрегатор. Таксистам не хочется иметь мало заказов, а пассажирам не хочется ждать машину оп 20 минут. И те и те идут к самым большим и сильным агрегаторам.

Если раньше были безумные инвестиции в будущее, и такси были готовы катать людей хоть себе в убыток, за счет агрегаторов, в надежде на быстрый рост и Уберы и Яндексы выдавали пачками промокоды новым пользователям, то сейчас нужно делать деньги.

Как сделать больше денег? Что бы ты делал на месте агрегатора?

Агрегатор получает процент с заказа. Цены снижать уже некуда - разбегутся таксисты. Повышать цены тоже нельзя, клиентов переманят другие.

Что делать в такой ситуации когда тебя завтра сожрут если ты не станешь достаточно большим?

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav V

Краткая история в том, что никакой конкуренции у агрегаторов нет. У нас в ближайшее время остаётся только жадный яндекс и его младший брат аутист сити для прикрытия. Первый скупил всех, кроме сити (иначе монополия). Второй получает свои бенефиты за счёт старшего брата.

У 90% таксистов стоят обе программы. У 90% клиентов стоят обе программы.

Яндекс жадный - может ставить высокий спрос в любое время. Помните раньше было написано "высокий спрос, цена увеличена в 1,5 раза". Сейчас просто "высокий спрос". В реальности коэффициент у водителя и клиента бывает разный, на этой разнице + % от заказа зарабатывает яндекс. 
Сити это якобы альтернатива, но в действительности там ценник на 10-20% ниже и из-за начального тарифа и сниженного максимума коэффициента высокого спроса, но ждать машину чаще всего также дольше. 

Поэтому "высокий спрос" читайте как "сейчас у нас высокая комиссия для вас, а водителю дадим на чай за вас счёт".

Ответить
Развернуть ветку
Данил Дудник

«У 90% клиентов стоят обе программы.» — кажется, вы тоже маркетинговые исследования не проводили) Из легкодоступных источников информации могу порекомендовать статистику эпп стора и гугл плей.

Про жадность монополистов: когда монополист начинает офигевать, народ резко вспоминает про старые агрегаторы, которые, оказывается, никуда не делись и трафик начинает перетекать к ним.

Так такси Максим качает в Сочи и даже на Бали, где сидят индонезийский и сингапурский гиганты с суперэпами: можно без предоплаты заказать любой товар их любого магазина, еду, продукты, такси, такси на мотоцикле, стирку вещей и все это еще и удобно ковырять. Местные таксисты говорят, что заказов с Максима хватает для работы. Они пришли на рынок с единственным УТП: меньше цены. И клиенты проигнорировали незнакомость интерфейса, плохо проработанные карты и тд. В Сочи у них тоже порядочно трафика по той же причине. Крупные агрегаторы ошалели — пришли локалы и забрали долю рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Гришин

Здравствуйте.
Вы говорите про разности коэффициентов и маржу в позу агрегатора, это вообще законно и неотносится к незаконному обогащению через мошенническую схему?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff

Щас Сбер при расставании с Мэйлом Ситимобил заберёт, и понеслась

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Сбер аггресивныый импотент. Этакий девяностик.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff

Они в принципе ни с кем сработаться не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев
Автор

Безусловно я не могу понимать на 100% как работает бизнес модель такси, тут скорее про ценообразование и так далее.
А в других отраслях, получается, не аналогичная система? То же РЖД вообще не имеет конкурентов, там даже поглощать некого.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Федотов

Нет не аналогичная.

В ритейле например распределительный центр стоит миллиард, и без него в экспансию в регионы можно даже не соваться. Никто тебя не сожрет, если у тебя есть распределительный центр, скорее наоборот, ты кого-нибудь подъешь маленького, вроде сети на 8 магазинов. И спокойно будешь существовать. Тебе не нужно продавать пакет молока утром за 50 рублей, а вечером по 100, потому-что людские ресурсы когда нет покупателей могут заниматься другой работой в магазине, а когда покупатели есть, даже если их много, они подождут в очереди, не уйдут.

В РЖД да, система аналогичная, исходит от рентабельности и окупаемости поездов.

Но всё-таки это системообразующее предприятие, и убыточные маршруты они тоже возят, так как нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев
Автор

Ну тут вопрос в том, что если сейчас «не так», то такое вполне ожидаемо в будущем. Уже сейчас очень многие предпочитают онлайн покупки, начиная с пылесосов, заканчивая пачкой молока.
 Вот я, заходя за пачкой сигарет, если увижу изначально длинную очередь, сразу же покину магазин. Ну а то, что РЖД со своими возможностями убыточно – скорее плохо, чем нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Открою маленькую тайну: продуктовые ритейлеры мечтают об динамическом образование. Опережаю вопрос: в интернете не раз сотрудники X5 в частности В.Бабушкин говорил о такой цели, а сейчас уже иногда замечаю разницу в цене на молоко у одной компании зависимости от района проживания.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Так оно уже есть десятилетиями. Купоны на скидки в супермаркетах, которые бросают в виде рекламных газеток в почтовые ящики, дают динамическое ценообразование. Нищеброды, у которых есть время вырезать купоны и потом ходить с их пачкой по магазину, получают конкурентную цену по отношению к дешевым магазинам (ибо иначе они не придут вообще), а те, у кого столько времени нет, дают норм маржу 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Купоны это другое, там всего два паттерны поведения. Сейчас X5 анализирует почем вообще поражать молоко. А будет почем продать вам.

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Рыбакова

ну да, по сути всё так, но постоянный «повышенный спрос» пипец как напрягает, и он действительно в 8 случаях из 10

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев
Автор

Плюс один. Именно поэтому упомянул, что здорово, если бы начали писать с чем этот спрос связан. Ну метели, дожди и вот это всё – понятно, а вот что-то неочевидное – не очень

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

наверно потому что вы ведёте себя так же как и большинство других людей - например ездите в выходные/вечером, а не рабочее время

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

у вас в стране есть поездки за 100 рублей? или это образно? 

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Баблом удалось вымыть мелких и средних конкурентов с рынка, теперь фаза стрижки овец. Вроде всё просто, нет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ArtemRE2

У меня дома цена почти всегда выше, чем во дворе дома. Причем разница 120-150 руб.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

И все же, нет, не надо уродов оправдывать, - рассуждения на тему "ой, как хорошо, что Яндекс содрал с меня 3 шкуры! А то я бы вообще никуда не уехал" напоминают басню о лисе и винограде в том плане, что, не имеющий возможности не дать себя облапошить клиент, утверждает, что все норм, так и надо, а, иначе, лохом себя почувствуешь. 
Может, цены на цифровые товары тоже прыгают, чтобы всем байтов хватило? Цена на подписку в некоторых приложениях тоже падает после того, как пользователь закрыл окно оплаты, не оплатив, ибо резко остаток на складах вырос? 
Цель капиталиста - понять, сколько готов покупатель именно сейчас потратить и запросить ни на копейку меньше. Вспоминаем, как Убер делал высокий спрос тем, у кого заряд до 5% (ибо не время проверять цену у конкурентов), как Яндекс делал высокий спрос возле элитной новостройки (ибо эти не будут тратить драгоценное время на экономию 100 рублей). Более, чем уверен, что, пока я это пишу, работают сотни АВ тестов, призванные ещё чуть-чуть больше отжать у пассажиров, не потеряв клиентов. К примеру, попробовать по поведению в приложении понять, сверяет ли он цены в 2-3 аггрегаторах перед заказом, или, спешит ли он, прямо сейчас, и ещё куча подобных гипотез

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

остается только вопрос:
Зачем %Уяндыксу эти расходы с подтверждением гипотез, разработкой и аналитикой, когда 98% рынка и 90% азии работает на него за столько сколько агрегатор позволит? Ведь можно ничего этого не делать, а вкорячить максимизатор потупее по-проще, всё равно никто никуда не денется

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Можно, и тогда 98 превратятся в 95, а потом в 93, и так далее. Примерно, как у Интела, который привык давать конские цены на устарешие процы. 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

Я не понял, вы оправдываете цены агрегаторов или только пытаетесь это сделать?

Агрегатор - это посредник, ему интересны и клиенты и исполнители. Если кого-то мало, то они корректируют цены, чтобы ты был с ними. И нет тут никакой магии.

Ответить
Развернуть ветку
Леван Какубава

Итак все понятно было, они нас грабят!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Таксистов грабят.

Ответить
Развернуть ветку
Леван Какубава

Все мы немного таксисты

Ответить
Развернуть ветку
буква Ю

Короче, куда не плюнь, всё в динамическом ценообразовании.
Планету вы нам не открыли, но всё равно спасибо что заморочились!

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда