Серийное предпринимательство: шанс на развитие, или преграда на пути к великому

Почему желание предпринимателей открывать новые бизнесы мешает им строить великие компании?

Серийный предприниматель — это тот, у кого есть и заводы, и газеты, и пароходы. Звучит заманчиво и многообещающе! Насчет заводов и пароходов, конечно, шутка, но часто владелец ресторана задумывается о скором открытии онлайн-школы, а в перспективе еще службы доставки, а потом… Но действительно ли в серийном предпринимательстве есть только плюсы? Расскажу, почему, по моему мнению, оно мешает вам построить великий бизнес.

«Второгодники» в мире бизнеса

Очень популярна идея о том, что серийное предпринимательство балансирует владельца. Конечно, вы бы не слишком удивились, если бы об этом заговорил Илон Маск, который создал PayPal вместе с партнерами, а после продал. Сейчас компания успешно работает без Маска, а сам он является владельцем SpaceX и Tesla. Но, на мой взгляд, очень странно, когда о серийном предпринимательстве задумывается владелец одного небольшого ресторана или магазина.

Здесь напрашивается лишь одна аллегория — школьник-второгодник: добрался до третьего класса и снова пошел в первый. Посудите сами, не лучше ли перейти в «четвертый класс»? Дальше развивать свой перспективный ресторан, открыть сеть — масштабировать уже существующий бизнес. Если продолжить аналогию со школой, многие владельцы боятся не только более сложных заданий от «учителей», но и «хулиганов-старшеклассников».

Моральная дилемма

Я готов согласиться, что серийное предпринимательство — хороший вариант, если человек является инвестором, или играет в бизнесе какую-то незначительную роль. Но, когда мы говорим о роли владельца и основателя, духовного лидера, она совершенно не сочетается с тем, чтобы иметь несколько компаний и быть серийным предпринимателем.

Задача владельца бизнеса — создавать идеологию, задавать направление развития, ценности и стратегию. Но сделать это успешно, занимаясь одновременно несколькими компаниями, не получится.

Представьте ситуацию: у вас в компании есть сотрудник, он делает свою работу хорошо, но дополнительно работает на несколько других бизнесов. Вы же преданы своей компании и хотите, чтобы она развивалась. Как вы будете к нему относиться, что будете требовать? От такого человека вы в любом случае не можете ожидать высокой мотивации, самоотдачи и душевных порывов. Не будет и командной работы. Как следствие, вы не будете считать его полноценным членом команды. Такова правда жизни.

А если в такой роли находится не сотрудник, а владелец бизнеса? Здесь мы уже сталкиваемся с серьезной моральной дилеммой. Как сотрудники в таком случае могут верить, что вы ведете их к какому-то светлому будущему? Вывод один: создатели великих компаний — не серийные предприниматели.

Почему хочется открыть новый бизнес

Если вы задумались над открытием нового бизнеса, нужно докопаться до сути и честно найти свою мотивацию. Я не скрываю, подобное бывает и у меня. Я основатель международной консалтинговой компании, которая очень бурно развивается, имеет офисы по всему миру. Но каждый раз, когда случается творческий кризис по поводу дальнейшей стратегии развития, я сразу же задумываюсь над открытием нового бизнеса! И в такие моменты я всегда спрашиваю себя: «А не пора ли мне идти в следующий «класс?».

Признак слабости

Для себя я выработал такое правило: если захотелось открыть новый бизнес, я полностью возвращаю внимание к уже существующему. Если я вижу, что пора задавать новую планку, разрабатывать более динамичную и высокую стратегию, то становится очевидным, что решение об открытии нового бизнеса — просто признак слабости. Создать великую компанию непросто: нужны новые технологии, подходы, работа с другими людьми.

Поэтому ответьте честно на вопрос: «Серийное предпринимательство для вас — шаг в будущее или бегство от необходимых действий в текущем бизнесе?». До тех пор, пока ваш основной бизнес вас вдохновляет, и у него есть потенциал для роста, нет никакой причины распыляться.

Как создать великую компанию

Если вы посмотрите на большинство компаний, то увидите, что их создавали однолюбы — люди, которые на самом деле любят то, чем занимаются. Да, Стив Джобс, создатель Apple, на какое-то время уходил из своей же компании, успев за это время поднять студию «Pixar» на невероятный уровень, но потом он вернулся в Apple и занимался только этой компанией. IKEA, Starbucks — успешных примеров множество.

И не забывайте: всегда кажется, что трава зеленее у соседа. То есть бизнес, к которому вы еще не прикоснулись, кажется более привлекательным, чем тот, в котором вы уже поднаторели. Вы видите только преимущества, и не задумываетесь о подводных камнях, но вы их обязательно найдете, зайдя в эту воду.

Могу смело сказать, что, только занимаясь одним бизнесом и не боясь переходить в следующие «классы», можно создать по-настоящему великую компанию. По мне, серийное предпринимательство — ложная идея, которая сбивает с толку. Оставьте это тем, кто занимается нелюбимым делом только ради денег! Если вы любите свое дело, то даже не пытайтесь играть в серийного предпринимателя.

конференция для предпринимателей Александр Высоцкий
конференция для предпринимателей Александр Высоцкий

Александр Высоцкий специально для e-xecutive.ru

1212
8 комментариев

Инфоцыганский пост. Не читал, сразу дал минус, чего и вам советую.

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Так может это было условием размещения статьи на других ресурсах? )) А новые статьи (даже подобные из серии "Капитан Очевидность") каждый день писать тоже, знаете ли, труд

Ответить

Александр, статья конечно заслуживает внимания и похвалы. Так как все так и есть. Фокусироваться на чем то одном - это очень важно. Очень. Поэтому нам - молодым энтрепренерам есть над чем задуматься...... Спасибо огромнейшее за статью!

1
Ответить

Мужик из ютюба

Ответить

Стив Джобс – это иключение. Это один шанс из миллиона. Так надоело, что его, извините, пихают для любого примера из любой сферы. Чувак был хорош, но скорее всего, если бы он пытался что-то начать в 2021, успехи были бы в десятки разы скромнее

Ответить