Как я выбешиваю принтероводов наращиванием пластика
Когда я только начала печатать на 3D-принтере, меня слегка коробило от количества брака. Пока подбираешь настройки — гора испорченных деталей растёт. У многих моих знакомых на одну удачную распечатку приходится четыре выкинутых.
Я делаю в основном декоративные изделия, сборные фигуры из множества мелких деталей. Для меня это не вопрос цены пластика — он вполне доступный. Мне важнее экологичность и ощущение, что я не трачу ресурс зря.
Поскольку мои изделия не несут нагрузку, как инженерные, я могу позволить себе экспериментировать: спаивать, реставрировать, пробовать разные техники. Часто большие фигурки приходится резать на куски, чтобы они влезли на платформу.
Однажды я увидела, как коллега делает ростовые фигуры и спаивает их паяльником. И подумала: а ведь я тоже могу придумать свой способ аккуратного, прочного, эстетичного бесшовного соединения деталей.
Мне хотелось найти универсальный материал — что-то, чем можно и выровнять поверхность, и восстановить трещину, и нарастить фрагмент, и при этом, чтобы он держался за пластик, быстро сох, легко шлифовался и подходил под покраску.
Я пересмотрела кучу советов. Всё либо токсично, либо требует вечного ожидания. А я не из тех, кто любит ждать. Мне надо все, здесь и сейчас.
И тут я вспомнила про поли-гель для ногтей. Мама лет пять делала себе сложные ногти с лепниной и цветами, и я пошла к её мастеру — просто узнать, чем они работают. Так началась моя серия экспериментов, которые превратили мою мастерскую в нечто среднее между салоном маникюра и лабораторией 3D-печати.
От пылесоса до мини-студии постобработки
Началось всё с покупки настольного пылесоса. Хотелось, чтобы при шлифовке пыль не летала по всей комнате — дома два котика, и я стараюсь максимально их беречь. В момент работы дверь закрыта, я в респираторе и очках, после окончания работ комната доступна для котиков.
Потом я вспомнила о своей старой бормашинке и поняла, что больше не могу ей пользоваться: она тяжёлая, громоздкая, рука у меня травмирована, и держать её долго просто невозможно.
Я хотела что-то лёгкое, маленькое, но мощное. Пересмотрела десятки шлифовальных машин, но всё не то — мало мощности, мало скорости, неудобные насадки. И тут я вспомнила, как в салоне мастера легко спиливают наращённые ногти. Их аппараты будто созданы для деликатной, точной работы.
Так в корзину попал аппарат для маникюра на 45 000 оборотов, а вместе с ним — набор фрез и подставка.
Первая же работа — и я поняла: вот оно. Щётка для чистки фрез, лёгкость, плавность — моя старая бормашинка такого удовольствия не давала. Теперь шлифовка мой любимый медитативный этап работ.
Позже я нашла смарт-диски 20 мм для педикюра — они идеально подошли для шлифовки больших поверхностей. Цена смешная, а результат — как после промышленной обработки.
Учусь наращивать пластик
Когда я разобралась с удалением и шлифовкой, захотелось научиться наращивать и реставрировать изделия любой сложности и фактуры. Я вспомнила, как мастера наращивают ногти — наносят гель, формируют форму и сушат в УФ-лампе. Такая лампа у меня уже была — я использовала её для уф-смолы.
Через час чтения отзывов я выбрала два геля — для наращивания и для моделирования. Попутно нашла файбер-шелк (стекловолокно), которым в маникюре укрепляют треснувшие ногти. И это было открытие! У меня на тестовой печати модели отошли от поддержки и вместо утиля, я решила поэкспериментировать. Во-первых не отключать печать в момент обнаружения отхождения. Мне было интересно на сколько принтер сможет справится сам с ситуацией, стабилизиется ли он или модели полностью лишатся конечностей.
Во-вторых я хотела проверить гибкость своего метода, на сколько сильные могут быть повреждения для восстановления. Файбер-шелк идеально лёг как армирующий слой под гель. Теперь я могу заделывать дыры, трещины и тонкие участки, делая их даже прочнее оригинала. Пара лёгких кистей из набора — и я могу моделировать, выравнивать и рисовать форму прямо по пластику.
Так в моей мастерской появилась мини-студия постобработки, собранная из инструментов, которые вообще-то созданы для красоты ногтей. Все куплено на известном маркет плейсе, цены средние и вполне бюджетные.
Теперь я могу влиять на пластик не хуже самого принтера. Я научилась бесшовно склеивать большие фигуры, исправлять визуальные дефекты, не бояться ошибок. Если я что-то сломаю — просто чиню.
Благодаря этому я сократила количество брака и снизила расход пластика. Мои изделия стали экологичнее — во многом за счёт ручной доработки. И самое приятное — всё это обошлось недорого. Стоимость оборудования и материалов ничтожна по сравнению с результатом.
Да, за это меня критикуют «принтероводы». Они считают, что нужно бесконечно крутить настройки, пока не получится идеальная деталь. А я за живые проекты, в которые вдыхаю жизнь через свои руки.
Мне нравится, что я могу сама влиять на результат, независимо от капризов техники. Что бы ни случилось: сбой, лаг, пропало электричество или просто не задался день — я знаю, что справлюсь. И, наверное, в этом для меня и есть настоящее удовольствие от творчества — не ждать идеала, а создавать его своими руками.