ФАС возбудила дело о нарушении закона о рекламе из-за распаковки косметики в Instagram* — автора признали рекламодателем и рекламораспространителем

Закон о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах вступил в силу 1 сентября 2025 года.

Ролик Аси Сивоконевой, из-за которого возбудили дело, нашло издание Adpass
  • На решение омского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) обратил внимание юрист Дмитрий Хатин.
  • Ведомство получило жалобу на два ролика, которые, по мнению заявителя, нарушали закон «О рекламе». Видео, размещённое до вступления запрета в силу, учитывать не стали, потому что «по общему правилу закон обратной силы не имеет».
  • Во втором от 3 сентября 2025 года УФАС обнаружило отсутствие обязательной маркировки — вдобавок к тому, что публиковать рекламу в запрещённых сервисах больше нельзя. В шуточном ролике «Все блогеры после 1 сентября» автор распаковывает заказ из «Золотого яблока» и завуалированно ссылается на бренды.

Вот такая кисть. Не знаю, что за бренд, но Наталья Шик сказала, что очень классно, посоветовала. <...>

Понятия не имею, что это за бренд, но я знаю, что данную косметику производят в Калифорнии, в городе, как его там, Беверли-Хиллз. И Анастасия сказала, что это просто шикарная косметика.

(Контекст: Наталья Шик — основательница брендов Shik и Natalya Shik. Анастасия Суаре — основательница Anastasia Beverly Hills.)

цитаты из ролика
  • Видео признали рекламой, а автора со статусом ИП — рекламодателем, который сам определил объект рекламирования, и рекламораспространителем.
  • Дело рассмотрят 19 ноября 2025 года. Штраф для индивидуальных предпринимателей за рекламу в запрещённых сервисах составляет до 20 тысяч рублей.

Дело в том, что условный бренд «Ромашка» может и не знать о том, что его продукцию где-то на простораx интернета распаковывает какой-то блогер. Бренд «Ромашка» не может отвечать за действия третьиx лиц. ФАС здесь нечего предъявить бренду, тем более никакиx документов на размещение рекламы не будет иметь место.

С другой стороны, та же самая «Ромашка» может заказать блогеру продвижение своего бренда, проведя контракт как маркетинговое сопровождение без упоминания рекламы в интернете в документаx сотрудничества.

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской и запрещена.

91
20
13
5
4
4
284 комментария