«Понял, что AGI тут уже пахнуть не будет»: создатель колонки «Алиса» про битву за долю с Amazon, «поворотливость» «Сбера» и решение развивать проекты за рубежом
Выжимка из интервью Константина Круглова основательнице The Bell Елизавете Осетинской.
Программировал с седьмого класса. Учился в Самарском государственном аэрокосмическом университете. На третьем курсе устроился в американскую компанию с «офшорным» центром разработки в Самаре.
Сделал рекламную биржу для Tinkoff Digital, но не сошёлся во взглядах с Тиньковым
- В 2010-х Круглов работал в Deutsche Bank и занимался рекламными биржами. Тогда технология аукционов для баннеров на сайтах появилась у Google, «Яндекс» только начал её внедрять. Олег Тиньков нанял Круглова, чтобы сделать собственную биржу и не платить посредникам.
- В компании до сих пор используют «крупные куски» его наработок, как рассказал Круглову знакомый (речь может идти о директоре по ИИ в «Т-Банке» Викторе Тарнавском). В Tinkoff Digital Круглов проработал всего год — «у Олега закончилось терпение».
Он сказал, что ничего вы, бестолочи, делать не умеете. Я говорил, что нужно покупать данные, чтобы предсказывать вероятность более качественно. А он говорил: «Нет, вы вначале научитесь работать, потом будем покупать». Мы здесь не могли сойтись.
- В 2013-м Круглов ушёл и основал компанию Data-Centric Alliance для работы с большими данными для ритейла, хотел использовать наработанный опыт и собрать данные. Идея «не полетела». В 2016-м получил оффер от «Яндекса» на должность директора по экспериментальным продуктам и закрыл свой проект.
Предложил «Яндексу» сделать свою версию колонки Amazon и добавил защиту от прослушки
- Когда Amazon выпустил «умную» колонку Echo с помощником Alexa, Круглов решил, что такой форм-фактор будет востребованным из-за популярности Bluetooth-колонок и развития технологии распознавания речи.
Мы почувствовали, что сейчас оно полетит. Amazon Echo придумали вот этот способ активации колонки по голосу. Это же тоже не очевидно было, что так нужно активировать — может, кнопка, а, может, она всегда должна слушать. Мы сейчас к этому относимся как данности, тогда это была новизна.
- Идея сделать такое же устройство была попыткой опередить Google Home и Amazon Echo, которые могли выйти на незанятый рынок «умных» домашних устройств в России.
Это была битва за долю. Тогда ходили слухи, что Amazon собирается выйти в Россию. Был какой-то такой инсайд, разведка докладывала. Это всерьёз рассматривалось в «Яндексе», и искали способы защиты.
- Сложнее всего было сделать так, чтобы микрофон улавливал обращение «Алиса», когда колонка сама по себе — это источник громкого звука. Команда Круглова занималась реверс-инжинирингом, разбирая «всё, что было в мире», ездила на производства в Китае, на которых якобы делали колонки Amazon, но рабочую микрофонную матрицу сделать не получалось.
У виска в основном люди крутили. Ну как в «Яндексе» железо делать. <...> Оно вот не получалось, не работало. У Amazon работает при этом, сволочи.
- «Яндекс» купил красноярский стартап Cubic AI. Его технологию взяли за основу и модифицировали. За восемь месяцев получилось создать систему с семью микрофонами, которая определяет, откуда идёт звук. Ещё через десять месяцев запустили производство.
- Как и колонка Amazon, «Яндекс Станция» «слушает» пользователя постоянно, ожидая слово-активатор «Алиса». Но на этом этапе звук обрабатывается «исключительно на устройстве», данные не передаются в облако, объясняет Круглов.
- На вопрос о том, может ли «Яндекс» добавить другие активаторы, он ответил: «Если компания будет преследовать такую задачу, так можно сделать», но он предусмотрел дополнительный уровень защиты. Кнопка Mute физически обесточивает микрофон и прекращает запись. Позже Круглов «принципиально» применял этот подход во всех устройствах «Сбера»: добавлял заглушки и шторки для камер.
- В первый день продаж за «Яндекс Станцией» выстроилась живая очередь примерно в 400 человек. Круглов почувствовал, что «пользователю зашло».
Ушёл в SberDevices
[В «Яндексе»] были какие-то укрупнения, где в результате я почувствовал себя некомфортно — «сместили в бок». <...> И я в какой-то момент просто решил: «А раз так, я отвечу на звонок».
- Финансовое предложение «Сбера» «драматически» не отличалось от «Яндекса», Круглов его принял. Он работал над устройствами SberDevices, внедрял виртуальных ассистентов во все продукты банка, его команда начала делать первую языковую модель компании RuGPT — на базе её следующих версий работает GigaChat.
Сейчас видно, что GigaChat хорошо смотрится в большом количестве топиков даже по сравнению с продуктами OpenAI. <...>. Следующий тренд — LLM для финансов, для e-commerce. Я вполне допускаю, что GigaChat в каких-то вертикалях может показывать себя лучше, особенно в русском языке, чем, например, OpenAI. Но вопрос в том, сколько это будет удерживаться, потому что это всё про вычислительные мощности.
Почувствовал, что создавать продукт в «Сбере» было проще, чем в «Яндексе»
- В «Яндексе» была горизонтальная структура из автономных команд, не синхронизированных между собой. Всем нужно было заново «продавать» идею, чтобы продолжить работу над продуктом.
Если они не «покупали», эскалировать было не принято, ты должен был как-то подкупом, обманом, чем угодно убедить. Там в целом такая культура была, любой мог «зачелленджить» любого. Мне кажется, можно было [Аркадия] Воложа остановить. Я не знаю, сколько времени тратил Волож на объяснения, но я тратил примерно час в день.
- «Сбер» же Круглов описывает как «отточенную немецкую машину» с вертикальной структурой.
Мы очень быстро шли вперёд. Я не ожидал такой поворотливости от «Сбера», но мне делать устройства и ассистентов в «Сбере» было проще, чем в «Яндексе».
Остался доволен работой с Грефом
- Грефа он считает «мегавизионером», который «понимает, как работает технология», помнит договорённости и причины принятия решений «спустя полгода». Круглов вспоминает, что Греф практиковал гемба — работал на местах подчинённых, чтобы посмотреть на процессы изнутри.
Я не знаю, сколько он времени потратил на изучение того, как работает искусственный интеллект, но он разбирается в нём лучше, чем некоторые продакты. <...> Мне даже говорили, что он сам писал какой-то код на Python, который используют.
Принял решение уехать из России в 2022 году
Я занимаюсь искусственным интеллектом осознанно, стратегически. И мне нужно быть там, где будет вероятность достижения превосходства вот этого суперинтеллекта. В те годы в России я верил, что мы можем это сделать. Стратегически Россия очень хорошее место для создания AGI.
- Например, Круглов считает, что некоторые устройства, включая «умный» дисплей SberPortal, «Сбер» выпустил раньше Amazon.
[После 24 февраля] я понял, что произошло что-то необратимое. Мне стало понятно, что каким-то AGI уже пахнуть не будет. Профессионально правильно переноситься в среду, где это будет развиваться.
- Круглов также упоминает «семейные обстоятельства». По его словам, Греф с пониманием отнёсся к увольнению, сказал: «Костя, мы с тобой делали великие дела, но если тебе надо, значит, надо».
Решил развивать свои проекты
- Круглов шутит, что первый стартап основал в школе — продавал персонализированные гороскопы по дате рождения. Тогда же делал игры на кассетах. Свою первую компанию i-Sys по разработке ПО для бизнеса он основал в 2000 году.
- После иммиграции в марте 2022 года решил вернуться к стартапам — не захотел устраиваться продактом в Google или Meta*, делая в карьере «два шага назад».
- Его стартап Aiphoria разрабатывает корпоративный сервис для создания «виртуальных сотрудников» с упором на голосовой режим. В июле 2025 года он привлёк $34 млн от Ратмира Тимашева при оценке $150 млн. В 2025-м годовая выручка Aiphoria составит $25 млн.
- По внутренним исследованиям для продуктов Круглов видит, что люди «сильно прикипают к ИИ как к партнёру». Он считает, что формируется тренд, «с которым нужно учиться работать». Одна из идей будущего проекта — создать говорящего робота-питомца, «внешне неотличимого» от кота или собаки. Других подробностей Круглов не раскрыл.
*Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена.