Центробанк усилил контроль за бизнесом до максимума, на фоне изменений в "антиотмывочном" законе

Ужесточение антиотмывочного законодательства - это здорово, правда во всем нужно знать меру и когда это ужесточение происходит чуть ли не каждый месяц, то возникает ряд вопросов, главный из которых: "А точно ли надо ужесточать то такой степени?". Месяц апрель снова нас порадовал ужесточением антиотмывочного закона. Что же, давайте разбираться...

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Банки заставят вести контроль еще жестче

Центральный Банк уже успел оповестить банки о том, что контроль теперь будет еще более жестким. Мы про контроль за деятельностью клиентов каждого из банков. Стоит отметить, что ранее, банки уже несколько раз пытались противиться письмам ЦБ РФ, отмечая, что в целом для банков - карательная функция не является основной, да и через права клиентов переступать банки не горят желанием.

Сейчас же Центробанк разослал письма с критериями, которые призваны помочь оценить качество работы каждого из коммерческих банков в вопросе противодействия отмыванию денежных средств.

Согласно этому письму, высокая вовлеченность банков в проведении сомнительных операций будет установлена, в случаях если: по оборотам клиентов банка доля сомнительных операций превышает 2%, ну или если объем сомнительных операций, в целом, превысит 500 млн руб.

Для сравнения, в 2014 году, аналогичные показатели составляли 5% по оборотам клиентов банка, или 4 млрд руб. за квартал. Со временем эти показатели понижались, контроль становился все более жестким и вот очередное снижение суммарного показателя сомнительных операций.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Что думают по этому поводу сами банки?

А у банков особенно нет выбора, ведь Центробанк диктует свои условия, не сильно обращаясь к изучению реалий российского бизнеса и к тем претензиям которые озвучивают различные Ассоциации банков в РФ.

Банкам приходится внедрять все больше моделей, которые помогают вычислять недобросовестных клиентов. Уже сейчас в каждом банке существует своя скоринг-модель, которая служит для оценки, как раз, благонадежности клиента. Названия этих моделей в каждом банке свои, где-то это светофор, где-то знай своего клиента, но суть везде одна.

Кстати на фоне жалоб банков о том, что они вынуждены заниматься работой, которая лишь косвенно связана с их профильным направлением, Центробанк пообещал к 2022 году запустить платформу "Знай своего клиента". Платформа облегчит жизнь банкам, ведь всю информацию банки получат еще до того, как заключить договор с клиентом.

Правда у этой платформы есть ряд недостатков, ведь ответственность за потенциальные ошибки и сбои ЦБ РФ будут нести коммерческие банки, кроме того ЦБ по сути станет монополистом в области оценки клиентов, ведь крупная платформа может вытеснить внутренние модели банков.

Причем пострадать от новой платформы ЦБ могут и добросовестные предприниматели, ведь по началу алгоритм скорее всего будет иногда сбоить. Надеемся, что только по началу. Да и постоянные ужесточения ФЗ-115 ведут к тому, что банки блокируют операции добросовестных компаний, просто для того, чтобы перестраховаться. Поэтому контроль должен быть, но все же меру знать надо. ЦБ видимо не знает...

Будем рас рады видеть в рядах подписчиков на наших каналах в vc.ru и на Яндекс Дзене.

1 комментарий

Вспомнил полное наименование закона 115-ФЗ и задумался, что последнее время все законы для «борьбы с терроризмом» больше похожи на «Большого брата», чем на реальную защиту.

1
Ответить