«От Microsoft никто не ожидал прорывов»

Мнения российских дизайнеров о новом дизайн-мышлении Fluent Design System.

11 мая Microsoft представила новый дизайн-язык корпорации — Fluent Design System (ранее в СМИ упоминалось рабочее название — Project Neon). С помощью этого решения можно будет создавать пользовательские интерфейсы приложений с простым и понятным дизайном, адаптирующимся под различные типы устройств.

Так может выглядеть операционная система Windows 10 после перехода на Fluent
Так может выглядеть операционная система Windows 10 после перехода на Fluent

Со временем корпорация обещает привести все свои разработки в соответствие этому языку. Первые изменения дизайна в продуктах Microsoft должны появиться в тестовых сборках обновления операционной системы Windows 10.

В основу нового дизайн-мышления легли пять базовых принципов: свет, глубина, движение, материализм и масштабируемость. Судя по видеодемонстрации концепта, Microsoft разрабатывала новое поколение дизайна с учётом дальнейшего развития продуктов компании в области виртуальной и дополненной реальности.

Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Руководство Microsoft настаивает, что переходить на новое дизайн-мышление корпорация будет последовательно и не станет шокировать пользователя резкими нововведениями. Российские дизайнеры поделились с vc.ru мнением о новом дизайн-языке Fluent и его перспективах.

На конференции Build Microsoft показали следующее поколение дизайна Windows, назвав его дизайн-системой Fluent. Она развивает текущий визуальный язык для того, чтобы объединить не только экранные интерфейсы, но и дополненную и виртуальную реальность. Если Material Design показал в своё время способ унификации для всего, что имеет дисплей, то это следующий шаг в развитии визуальных языков.

Пока это просто одностраничник без конкретики, все гайдлайны ссылаются на UWP (Universal Windows Platform). Но это и будет развитие UWP. Интересно, как это отразится на дизайн-системе Office Fabric.

В начале года утекли скриншоты её ранней версии под кодовым названием Project Neon. Они показывали возвращение эффекта полупрозрачности из Windows Vista и добавление типографических акцентов. Видеодемонстрация подтверждает это направление.

Помимо этого и без того удачная работа с интерфейсной анимацией, которую Microsoft переосмыслил в 2010 году и здорово повлиял на рынок, стала ещё более бодрой. А также принцип масштаба, который важен для дополненной и виртуальной реальности.

В своё время metro-дизайн изменил интерфейсы более современным и органичным для цифровой среды подходом и определил несколько ключевых принципов, которые подхватили Google и Apple: фокус на контенте вместо декора, особая роль анимации. Правда, мобильная Windows не смогла тягаться с лидерами, а десктопная упростила интерфейсные подходы в Windows 10.

В новом поколении Microsoft добавил к своим изначальным идеям удачные мысли Material Design, так что это поколение визуального языка должно стать ещё интереснее. Тем более, что с новым циклом обновлений раз в полгода это не останется пустым прожекторством, как часто случалось раньше.

Юрий Ветров, руководитель портальной дизайн-команды Mail.Ru

​В последнее время всё, что делает Microsoft, вызывает бурные обсуждения и вау-эффект. Компьютер Surface Studio хочется если не сразу купить, то хотя бы попробовать самому. Возможно, это связано с тем, что от Microsoft таких вещей никто не ожидал. Так же получилось и с их новой «дизайн-системой».

Но почему это называется «дизайн-система»? То, что они представили, — это набор концепций без каких-либо примеров из жизни, всё, что есть в ролике, выглядит, как картинки для Dribbble, не более.

Тем не менее, показанные концепции и идеи заслуживают внимания. Хотя подобные вещи мы уже видели и в Material Design, и у Apple, и отчасти у самого Microsoft. Они просто собрали лучшее и сделали отличную презентацию.

Видно, что во многом эти концепции родились в результате тесной работы Microsoft с виртуальной реальностью, что изначально концепции разрабатывались для виртуальных (3D) интерфейсов, а после уже были перенесены в плоский мир.

Мне очень нравится тенденция использовать физические метафоры, это такое логичное продолжение скевоморфизма в современных интерфейсах.

Александр Кудымов, руководитель отдела продуктового дизайна Acronis
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Сложно было не заметить этот релиз. Microsoft — молодцы, решительные ребята. Очевидно, что они делают большие ставки на новые устройства, вроде HoloLens, и должны создавать как для них, так и для традиционных устройств продукты с новыми принципами взаимодействия.

Но интересен сам подход, с которыми Microsoft хочет работать. Это открытость: ранний и громкий релиз этих принципов, расчёт на соучастие сообщества в разработке дизайн-системы.

Это добрая доля риска: сделать дизайн-систему, смотря «в смешанную реальность», которая может не полететь.

Пока это только обещания, но уже интригующие.​

Дмитрий Пиликов, руководитель продуктового дизайна в 2ГИС

​Fluent — новая дизайн-система. Реально оценить любую систему можно только после того, как она начнет работать. Пока мы смотрим на красивое промо и правила, то есть на слова и картинки, которые стараются убедить нас, что прогресс не стоит на месте, и компания Microsoft является его ключевым двигателем. Так что дальше мое впечатление от Fluent надо поделить на сильный скепсис по поводу уровня и перспектив применения всего этого в жизни.

Понравилось: расширение интерфейсов за пределы экранных и выход в дополненную реальность. Звучит оптимистично, амбициозно и вполне эволюционно. Объединили одну гипертрофированно развитую область экранов и вторую — молодую, но наиболее перспективную.

Сегодня дополненная реальность больше игрушка (с точки зрения её применения), в то время как экранные интерфейсы — это практически все области бизнеса, науки и техники. Грамотная дизайн система, увязывающая эти две области, даст дополнительный импульс к развитию AR или VR.

Не понравилось: видно, что соскучились по старому доброму скевоморфизму, который сами же и убили. Возвращаем третье измерение, появляются тени, многослойность со странным уменьшением текстовых блоков до нечитаемости и тому подобный не особо функциональный декор. Надоевший всем несколько лет назад параллакс назвали глубиной и вставили в систему. Много ещё до чего можно докопаться по мелочи.

В итоге у меня нет ни восторженного вау-впечатления, ни полного отторжения. Но думаю, так же радикально и молниеносно перевернуть дизайн, как это случилось с плоским metro-стилем — стиль Flat Design, на который продукты Microsoft перешли в 2010 году — сейчас не получится.

Максим Павлов, креативный директор Notamedia
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Сейчас каждая большая компания выпускает свою дизайн-систему или мышление. Это Google, IBM, Apple и так далее. А от Microsoft давненько ничего не было.

Конечно, навскидку это очередная маркетинговая надстройка. Попытка как-то утеплить потребителей, показать, к чему все идёт, сказать: «Мы всё это делаем вместе с вами».

Сергей Попков, руководитель дизайна в студии AIC
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Microsoft пытается ловить дух времени и делать красиво. Амбиция ясна и прозрачна: работать на будущее и выходить на поле гибридной реальности.

Сейчас это не очень ясный в деталях, но ясный в стремлении вектор, который обвесили звучными костылями — риторика новых измерений, шаги к новому сенсорному опыту, переизобретение и содержательная выразительность.

В новом дизайн-мышлении много одухотворенности, от которой можно и задохнуться. Но нужно закрыть на всё это глаза, выключить сноба, смотрящего свысока на «Windows-гетто» — мир, который где-то существует, но нас не касается, перестать говорить в духе: «Выглядит это пока так, что к старой "винде" прикрутили 3D и параллакс».

Да, репутация Microsoft — это отдельная тема, тем более, если мы сталкиваем компанию с нашим удобным и уютным миром дизайна. Но уже не первый год динозавр пытается развернуться и исправить ситуацию, вырваться из того самого гетто, и это очередной шаг, пусть пока не очень ясный в деталях, но в верном направлении.

Дмитрий Сидоров, арт-директор Manufactura IT Production & Graphic Design
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Картинки очень хороши: свежие и легкие. Хочется верить, что интерфейсы будут такими же и сохранят индивидуальность. Утилитарность решений пока оценить сложно, но как концепт — прекрасно.

Будут ли решения работать, не потеряют ли всю красоту и свежесть при реализации — вот основной вопрос. От концепта до реализации – долгий путь, а последовательность в реализации — не самая сильная сторона Microsoft. Поэтому интересно, что пойдет в продакшн и как компания будет реагировать на свою консервативную аудиторию.

Пока только Apple умело реализовывала новое, несмотря на реакцию, формировала мнение. От Microsoft никто не ожидал прорывов, и это проблема компании: она зависима от мнений.

Очень интересна судьба этих решений и то, насколько серьезно компания готова работать для их воплощения. Но смотреть, в любом случае, приятно. Даже если реализация будет не очень, это важный стейтмент. Приятно думать, что кому-то важно искать новые пути.

Ирина Волошина, арт-директор «Сбербанка»
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Microsoft сделала что-то очень симпатичное. Это не новый виток, но как минимум достойный участник эволюции дизайна интерфейсов вслед за плоскими от Apple и материальными от Google.

Коллеги взяли в рассмотрение новые средства выразительности, про которые раньше не шло речи: свет и полноценный объём — это хорошо и позволяет двигать индустрию.

Но они почему-то не берут в рассмотрение то, на чём сейчас действительно держится дизайн: типографику, модульную сетку, цвет и пиктограммы. Это странно и делает Fluent похожим просто на концепт, а не на рабочий инструмент, готовый дизайн-язык.

И тут радует призыв к соучастию. Это точно отвечает духу времени: не декларация — «делай так», а призыв — «давай делать вместе, посмотри, какие у нас есть соображения». Молодцы.

Макс Десятых, креативный директор Redmadrobot
Кадр из презентации Fluent Design
Кадр из презентации Fluent Design

Fluent Design System в первую очередь трендовая штука. Она выглядит очень современно, чисто, легко, но не создает какую-то революцию. Основная её цель — это вовлечение дизайнеров и разработчиков в среду созданную Microsoft.

У Microsoft проблемы с тем, чтобы под её железо разрабатывали в таком же объеме, как и для Apple. Fluent Design System говорит нам: «Эй, посмотрите на нас! Мы не только Windows и Word, мы делаем продукты не хуже Google или Apple. Давайте работать вместе». Я думаю, это правильный посыл.​

За последнее время Microsoft выпустила крутые устройства с точки зрения дизайна и технологий. Если это подкрепить хорошими продажами и массовым использованием у конечного потребителя, то ни один разработчик не откажется делать интересные продукты под эти девайсы.

Роман Храмов, арт-директор креативного агентства Cuberto

Я рассматриваю Fluent Design System исключительно как пробу пера с целью получить фидбэк. Microsoft подошла к задаче создания собственной дизайн-системы серьезно и ответственно и, однозначно, справилась с ней: целевая аудитория активно обсуждает решения и делится впечатлениями.

В концепцию вошли самые актуальные приёмы и тренды — machine learning, мультидевайсность и кроссплатформенность, данные в «облаке», чистый и опрятный внешний вид. Всё это уже ждут потенциальные пользователи, интерес которых и так подогрет промороликами, работой с HoloLens и Surface Studio.

Но я считаю, что у Microsoft может получиться завоевать умы и сердца ключевых потребителей только в том случае, если все эти визуальные изыски будут подкреплены удобными UX-решениями и, конечно, качественной разработкой.

Посмотрим, какой результат будет в сентябре 2017 года, когда появится возможность посмотреть реальные продукты на базе нового дизайн-мышления.​

Олег Турбаба, креативный директор агентства Clay+SFCD

Новость об обновлении визуального языка Microsoft с притягательным названием Fluent Design было сложно проигнорировать. Последние несколько лет компания интенсивно развивает визуальную культуру своих продуктов.

Стремление Microsoft к концептуализации своего визуального языка — это закономерный и логичный шаг при таком векторе. Ставка на 3D и дополненную реальность только придают ему шарм и актуальность.

Судя по всему команда постаралась собрать лучшее, что есть у конкурентов: представление материального дизайна обогатили приёмами работы с пространством и цветом, характерным для 3D, работа с масштабируемыми компонентами и кросс-платформенность, оpen source и коллаборативность — всё это просто обязано возбуждать интерес дизайн-комьюнити.

Но, тем не менее, пока это только вдохновляющие концепции, поданные в приятной форме. Назвать это полноценной дизайн-системой сейчас сложно. Будем следить за продолжением на презентациях обновлений продуктов, созданных в рамках нового визуального языка.

Александра Ермоленко, руководитель отдела дизайна продуктов «Рамблера»
77
47 комментариев

"Это не новый виток, но как минимум достойный участник эволюции дизайна интерфейсов вслед за плоскими от Apple и материальными от Google."
Дебил, б*ять. Плоские от Эппл и материальные от Гугл явились ответом на Метро от Майкрософт. Не знать того что было 5-7 лет назад, это позор. Еще и "коллегами" кидается. Да я надеюсь что продавцы сексшопов коллегой его называть будут.

8
Ответить

Или про типографику от того же автора, при том что Метро на ней построен был чуть менее, чем полностью.

2
Ответить

Ты прав.

1
Ответить

Похоже, трансляцию BUILD "дизайнеры" или смотрели через слово или не смотрели вообще. Ключевая идея то вовсе не в новом подходе к интерфейсу, а к поддержке всего этого в новой, стандартной версии кросс-платформенного языка разметки UI

9
Ответить

Комментарий про "картинки с дрибббл" вообще странно звучит в посте. Несколько приложений уже перешли на обновленный дизайн, а сама дизайн система(потому что это UX+UI) будет выкатываться волнами и влиять на развитие системы будут пользователи.

Вообще, лучшее, что случалось в Майкрософт : это юзервойс и фидбекхаб с программой инсайдер.

Если бы комьюнити у мобильной версии было больше, то, возможно, не было б все так плохо и баги б правили быстро. С десктопом то понятно, миллионы используют превью версии и многие репортят о багах и оставляют пожелания.

3
Ответить

Радует, что решили вернуться к прозрачным элементам.
Вообще, отказ от градиентов и прозрачности самое нелепое, что могло произойти с дизайном в 21 веке.
Надеюсь, гугл скоро это поймёт.

10
Ответить
4
Ответить